ОГЛАВЛЕHИЕ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus положительный) 1 )
парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат
сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии
("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного
познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; 2) философское направление, фундированное означенной установкой. В
эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I так называемый "первый П." (Конт, Милль, Спенсер,
Э.Литтре, П.Лаффит, И.Тэн, Э.Ж.Ренан и др.); II "второй П." (Авенариус, Мах); III "третий П.",
или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Г.Райл, Дж.Уисдом, П.Строссон,
Дж.Остин, М.Блэк, Н.Малкольм, Н.Гудмен, А.Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П.
(Шлик, Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г.Фейгль, Г.Ган, В.Крофт, Ф.Кауфман, Гедель и др.); IV постпозитивизм, в рамках
которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику
роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский
кружок).
Ю. В. Баранчик
К НАЧАЛУ