ОГЛАВЛЕHИЕ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
МАЙМОНИД (Maimonides), настоящее имя Моше бен
Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135-1204) еврейский мыслитель, врач лейб-медик
египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными
камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник
заблудших" ("Морэ невухим"; ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский),
"Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля,
труднопонимаемые до того времени предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. автор первого полного
систематизированного кодекса еврейского права "Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков
соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого
помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже
если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах
еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. По мысли М., разум и вера лишь на поверхности
производят впечатление взаимоисключающих друг друга. Разумное доказательство существования Бога, единства Его бытия и
бестелесности, по М., вполне осуществимо. Мирское, согласно М., то есть, то отсутствует: поскольку оно не имеет в себе
оснований собственного бытия, постольку оно отсылает нас к бытию иного порядка к бытию необходимому. Или: в свете
концепции творения в мирском присутствует нечто более высокое, чем необходимое бытие. Утверждая иное, мы ставим под
сомнение свободу Божьего промысла. Так как Бог являет собой действующую и финальную причину универсума, то действующий
интеллект един и отличен от умов людей, наделенных лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди уменьшают дистанцию между
собой и подлинным интеллектом. Умирая, люди утрачивают индивидуальные различия промеж собой: остается лишь чистый,
высший интеллект в этом смысле (как фрагмент указанного интеллекта) человек бессмертен. Аргументы М. оказали
определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и
Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный
философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.
A. A. Грицанов
К НАЧАЛУ