Б. Гринвелл. ЭНЕРГИИ ТРАНСФОРМАЦИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 6

ПРОБУЖДЕНИЕ КУНДАЛИНИ НА ЗАПАДЕ

В рассказах представителей западной культуры о пробуждении в них духовной энергии, видениях божественного или погружении в вихрь вызванного Кундалини психического переворота обычно слышится удивление, озадаченность и волнение. Ни западная наука, ни религия не могут предложить рационального объяснения, в котором можно было бы найти опору для понимания этого переживания и включения его в свой жизненный опыт. Иногда люди думают, что, возможно, ошибаются в своих предположениях, что сходят с ума, что это болезнь или какая-то нелепая шутка, – ведь они, ясное дело, недостаточно "святы", чтобы "заслужить" подлинно мистические переживания. Чем сильнее этот страх, сомнение или самоуничижение, тем труднее будет их путь, потому что такого рода отрицательные эмоции уменьшают способность сосредоточивать внимание на духовном развитии и могут привести лишь к болезненному залипанию на эмоциональных или физиологических симптомах.

Духовное пробуждение на Западе происходит у разных людей по-разному, в зависимости от деятельности, в которую вовлечена психика данного человека, и иногда оно случается без какой-либо видимой причины. Рассказы о переживаниях, приведенные ниже, являются результатом многих часов бесед. Они не обладают той законченностью, которой отличаются сообщения предыдущей главы, потому что опрошенные в большинстве своем еще активно продвигаются по пути духовного развития. Они не являются гуру, духовными учителями или святыми, да и вряд ли ими станут. Они прошли через открытия, прозрения, видения, испытали энергетические проявления и глубокие изменения, и теперь у них возникло новое чувство уверенности и сознания того, кто они есть, – связь с Собою в самом глубоком ее проявлении. Но они ведут обычный образ жизни, как обычно стараются удовлетворять требованиям своей профессии, взаимоотношений, семьи, обучения или самосовершенствования. Для некоторых пробуждение Кундалини – событие десяти- или двадцатилетней давности, но все же до сих пор влияет на их жизнь.

Неповторимость переживаний каждого человека объясняется неповторимостью его жизни. Возможно множество путей, но все они в конечном счете приводят к познанию того же запредельного Себя. У каждого отдельного человека мы видим многие из проявлений, ассоциируемых с движением Кундалини, но никогда нельзя быть до конца уверенным, что это "классическое" пробуждение духовной энергии. Что можно сказать с определенностью, так это то, что каждый человек открывает для себя нечто большее, нежели его эго, и таким образом божественное выдвигается на первый план сознания и дает возможность получить опыт, выходящий за пределы обыкновенной жизни человека,

Сара

Сара родилась в 1918 году, когда мать ее, христианский ученый и теософ, была уже вдовой. Уже ребенком она проявила интерес к духовным и мистическим проявлениям и чувствовала связь с покойным отцом. Мать поощряла такой ее интерес и приучала помогать людям, которым меньше посчастливилось в жизни, чем ей самой. В двадцать с небольшим лет она вышла замуж за студента-юриста, который позже стал преуспевающим адвокатом, и всю свою энергию стала отдавать семье и общественной работе. На протяжении многих лет она вела деятельную жизнь, работая на благо общества и церкви и воспитывая шестерых своих и тридцать приемных детей. Сара преподавала в воскресной школе, была членом правления многих благотворительных организаций, занималась решением социальных проблем и добровольно выполняла серьезную работу, связанную с ними.

После сорока лет Сара разочаровалась в своей деятельности. Ее тронуло и поразило то, как умственно отсталые дети, которых она обучала христианской вере, находят простой путь к Богу. Она начала изучать медитацию, сначала занимаясь по часу в день, например, концентрируя внимание на свече, спичке или дыхании. На протяжении последующих десяти лет она изучала трансцендентальную медитацию (ТМ) и занималась ею, мантрами и йогическими позами, концентрацией и/или методиками разрешения проблем до двух часов в день. После пятидесяти она заинтересовалась парапсихологией и психологией Юнга и вернулась в колледж, где получила степень бакалавра и магистра в области психологии. В это же время она занималась в женской группе психотерапии и создала много произведений искусства символического содержания. Затем она стала посещать семинар Бруха Джоя, где и произошло ее пробуждение.

Во время занятий с Джоем она ежедневно по часу медитировала и посещала два сеанса занятий ежедневно, которые начинались с прослушивания сильного высокого звука. У нее открылось внутреннее зрение (видение мысленным взором тела изнутри), и таким образом она увидела чакры. Брух посоветовал ей визуализировать треугольники, соединяющиеся в солнечном сплетении. Обычно в ходе такой визуализации соединяются седьмая, шестая, пятая и четвертая чакры, но Сара на протяжении одной медитации увидела, как нечто опустилось до самой нижней чакры. Коснувшись ее, оно взорвалось и понеслось вверх, словно невероятный оргазм, охвативший все тело и наполнивший глаза слезами. На протяжении последующих двух дней она чувствовала себя "потерянной", была намного более рассеянной и молчаливой, чем обычно. Энергия в теле была высока и не давала спать всю ночь. Набегали волны радости, смеха и слез. Она почти не чувствовала никаких ограничений, и каждый раз, когда погружалась в медитацию, испытанное ранее возвращалось.

С того дня она видит этот образ и чувствует интенсивное движение энергии во время медитации – иногда несколько раз в неделю, а иногда раз в несколько месяцев. Временами пробуждению потока энергии способствует музыка. Видения могут появляться спонтанно или в ответ на запрос об информации. Однажды пришел и предложил свою помощь внутренний духовный наставник по имени Майкл. Сара создала много картин, основанных на символах – кресте, треугольниках, символизирующих АУМ, кругах, огне и змеях. У нее не возникают крийи (дрожание или подергивание тела), сны или физиологические нарушения, сопровождающие Кундалини. Она припоминает несколько страшных видений, в одном из которых она чувствовала, как ее по кусочку разрезают, а в другом у нее отбирали мечи. Она сказала, что научилась отрешаться от негативных видений и "убирать с дороги эго", и они прекратились. Однажды ночью ее трижды пробуждал мужской голос, говоривший: "Взови к служению". Сара чувствует, что это свидетельствует об углублении ее духовного развития.

Сара продолжает работать с Джоем и, выполняя медитативные упражнения со слушанием высоких звуков на его семинарах, иногда видит разные образы или получает интуитивные знания о будущем. Она написала три книги, большинство из которых пришли к ней непроизвольно, когда она слушала музыку. "Каждый день я получала по кусочку общей картины, и через две недели у меня был готовый рассказ, говоривший мне, что происходит в психике. Его было очень легко понять и увидеть". Иногда она видит наставников и существ, связанных с пациентами, которые помогают лечить людей, у нее также было много необычных психических проявлений. Однажды она почувствовала запах гаванской сигары и увидела большого угловатого англичанина. Он продиктовал ей информацию для своей жены, которая в то время гостила у нее в доме.

Уже после пробуждения Сара получила степень доктора психологии. Она продолжает заниматься психотерапией и преподаванием, в основном занимаясь с небольшими группами и используя образы, музыку, сны, изобразительное искусство, ганцы, движения и медитацию. Когда она работает с группой, план каждого занятия приходит к ней изнутри, хотя иногда в последнюю минуту. Она видит блоки в чакрах и помогает их снять. Она часто видит огни, а также наблюдает цвета в разных чакрах.

Сара считает, что "энергия Кундалини некоторым людям кажется вторжением чего-то огромного и инородного, и когда у них возникает много крий, это значит, что они просто сопротивляются ей". Доверие – самое важное в работе с Кундалини. "Я могу поднять людей до уровня, на котором они поймут, что им нужно, и вернуть процесс. Мы должны доверять целителю в них". Работая с людьми, у которых присутствуют симптомы движения Кундалини, она в основном слушает и применяет методику, которая называется диалогом голосов, разговаривая с энергией Кундалини. Она чувствует, что пациенты успокаиваются, просто поговорив с ней, потому что, зная, что она сама тоже испытывает подобное, они меньше боятся сойти с ума. Она также помогает им войти в контакт с блокированной энергией путем полного погружения в ощущение этой энергии и выяснения, что нужно телу Она работает со снами, изобразительным искусством, танцами или

движениями, чтобы таким способом выявить и снять блоки. Она считает, что в Кундалини "нет ничего особенного. Раньше я думала иначе, но никогда не предполагала, что это случится со мной. Я знаю, что она отмечает определенный уровень сознания. Возможно, сейчас просто изменился предмет моего внимания. Раньше я обращала внимание на несправедливость в мире – теперь я вижу, как все происходит внутри меня".

У Сары не произошли радикальные изменения в жизни после открытия, но она говорит об углублении духовного сознания, которое считает частью процесса роста, уже начатого ею раньше. Ее восприятие Бога изменилось и стало более объективным: теперь она видит бога как часть каждого человека и каждой вещи и явления, она перестала тревожиться о прошлом или будущем, отдав предпочтение жизни "сейчас". Она больше не активный деятель той сферы, которой занималась раньше, но иногда "чувствую такое сострадание, что становится больно". Она замечает. "Чем больше я погружаюсь в происходящее со мной, тем меньше я знаю. Я думала раньше, что знаю много, но теперь я не уверена. Я двигаюсь в не-знание, что похоже на концепцию "безграничности" Кена Уилбера, и это не очень уютное место".

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Процесс Сары наименее сильный и сложный из описанных в этой главе, но все же последовавшая за ним продуктивность, психические возможности и творческие способности самые высокие из всех демонстрируемых опрошенными мною. У нее было наименьшее количество физиологических затруднений или заболеваний, и, возможно, она самая энергичная из опрошенных мною лиц, несмотря на то, что и самая старшая из них, – когда мы беседовали с нею, ей было 68 лет.

Я припоминаю слова Свами Тиртхи о том, что Кундалини может подняться в ходе бескорыстной деятельности ради других, а ведь именно таково было содержание всей жизни Сары. Она занималась деятельностью, соответствующей карма-йоге, заботясь о детях и участвуя в решении многих социальных проблем. Также на протяжении жизни у нее возникали паранормальные психические способности, что присутствуют по крайней мере в половине изученных мною биографий и случаев из жизни. После пробуждения такие способности становятся намного более очевидными и упорядоченными. Ее жизнь была полностью посвящена поискам духовности и более глубокого сознавания Бога на протяжении десяти лет медитаций. Как человек зрелый, преданный идее духовности и целенаправленный, она почти не испытывала сомнений, внутренних конфликтов и неуверенности, которые часто порождают панику в других людях. В ее жизни не было двойственного отношения к чему-то, экспериментирования, сосредоточенности на самой себе и применения наркотиков, как у некоторых людей, ищущих духовного пробуждения; наоборот, она была внутренне дисциплинирована, ведя упорядоченную жизнь и удовлетворялась тем, что может просто помочь кому-то.

У Сары также была основа (работа с Джоем) и поддержка (муж, который тоже участвовал в этой деятельности), что помогло ей развивать и продолжать процесс. Она глубоко изучила психологию и посещала сеансы лечения, а также поддерживала отношения с людьми, переживающими подобный процесс. Пробуждение не поставило острого вопроса, что ей делать со своей жизнью, но наоборот, принесло ей более глубокое духовное понимание, усилило интуицию.

Возможно, существует множество таких людей, как Сара, которые посвятили себя служению Богу как его видит их религиозная традиция. Они не могут пробиться через барьеры к непосредственному его переживанию, потому что в их традиции это считается невозможным и не существует для этого методик. Даже системы верований многих религиозных орденов я теологических организаций могут препятствовать обучению методикам, открывающим психику непосредственному сознаванию божественного.

Джейн

Джейн, родившаяся в 1943 году, была единственной девочкой из четырех детей в семье. Ее воспитали в духе конгрегационистской церкви, и она говорила, что в детстве всегда стремилась к духовным поискам и испытывала необычные психические состояния. Ночью она часто покидала тело и летела вниз над ступеньками, а когда ей было восемь дет, написала об этом стих. У нее была сильная психологическая связь с матерью, у которой тоже были внетелесные переживания и которая прошла через духовное открытие при родах, во время которых чуть не умерла. Брат, отец и муж Джейн были алкоголиками, которые умерли, будучи еще молодыми

Джейн занималась хатха-йогой, крийя-йогой, пранаямой и медитациями регулярно на протяжении 20 лет до пробуждения Кундалини. Она овдовела в 31 год, когда ее муж погиб в результате несчастного случая. Сама она чувствует, что смерть мужчин в ее жизни способствовала серьезному внутреннему росту. После того как умер муж, ее характер и настроения изменились, она начала играть на пианино и танцевать, изменила манеру одеваться и чувствовала большую внутреннюю силу. У нее возникло чувство, что она приводит свой дом в порядок. На протяжении трех лет она проходила курс психотерапии и потом основала группу духовного обучения. Позже она отправилась в круиз по Средиземному морю под названием "Эволюция сознания", в котором участвовали Патриция Сан, Роберт Монро, Джек Шварц и много целителей. Они посетили много известных мест в Европе и на Среднем Востоке. В Великой пирамиде Египта у нее возникло сильное ощущение, что она была здесь раньше. Когда она лежала в царской усыпальнице, в ней спонтанно зародился звук АУМ. Во время этого путешествия у нее случались выходы из тела, после которых она вспомнила много прошлых жизней, проведенных в Египте, и то, что она там выполняла церемонии посвящения. После этого она время от времени посещала йога в центре целителей и чувствовала внутреннюю связь с Саи Бабой.

В первый раз Джейн почувствовала присутствие Саи Бабы в Нью-Йорке, когда медиум, у которого она была, увидел вокруг нее индусов и сказал, что Саи Баба хочет, чтобы она его увидела немедленно. Она почувствовала его присутствие, и по телу ее пробежал озноб. Несколько раз после этого она чувствовала присутствие Саи Бабы, а иногда видела его очертания и говорила с ним. На протяжении этого времени, с 1978 по 1984 год, она выполняла пранаяму и занималась хатха-йогой почти ежедневно, медитировала от грех до пяти часов в день и не вступала в половые отношения.

На протяжении пяти лет у Джейн проявлялись разнообразные физические симптомы, такие, как ощущение наполненности энергией в голове, часто начинающееся взрывом в горле, у нее словно мгновенно разрасталась щитовидная железа, становилась тяжелой, начинала пульсировать; возникали стреляющие боли справа от третьего глаза, а также в центральной и затылочной части головы; она видела белый и желтый свет. Такое происходило часто на сеансах целителя, работавшего с ее чакрами, во время медитации и когда она выполняла массаж пациентам. Часто (каждый день) она чувствовала покалывание, зуд, щекотку, возникали крийи, судороги или блаженство, похожее на оргазм, которое заливало все тело. Иногда возникали стреляющие боли, начинающиеся в груди и пронзающие руку. Они начались в 1975 году, когда боли в груди были столь сильны, что она подумала, будто у нее начался сердечный приступ.

Зимой 1984 года на нее напал грабитель и сломал ей ступню. Будучи очень расстроенной случившимся, она обратилась к тибетскому ламе, чтобы выяснить, почему это произошло. Лама сказал ей, что причиной тому была карма. В апреле она поехала к подруге за город, и там ее начал одолевать озноб. Подруга порекомендовала ей врача, работавшего с Кундалини, в котором она узнала человека, виденного ею во сне, и сразу же почувствовала привязанность к нему и сильное влечение. У него была очень сильная энергия, или "шакти".

В июне Джейн начала испытывать особо сильные симптомы. На протяжении трех месяцев почти каждый день, когда она лежала в кровати, у нее спонтанно возникало дыхание по типу реберфинга. (Реберфинг – это интенсивная дыхательная деятельность, напоминающая гипервентиляцию, которая вызывает к жизни воспоминания рождения и другие образы и состояния.) У нее стали возникать видения того, что она живет в квартире на другой стороне улицы (куда она позже переехала), возникла навязчивая идея, что она живет не в той комнате и что ей нужно место для занятий целительством. Однажды ночью она "выдвинула стол на середину комнаты и сложила на него все ножи, инструменты с острыми углами, ножницы, бритвы – все, чем можно резать. Я знала, что докапываюсь до причины и основания всего в поисках ясности. Я знала, что мне нужна ясность, благодаря единению, которое я выполняла при медитациях". Она почувствовала приятный запахи поняла, что это означает присутствие Саи Бабы. Она расставила растения в комнате по принципу мужского и женского, думая об алхимическом единении, соединяющем внутри мужское и женское начала. Она нашла место для каждого растения. Затем принесла мешок соли и села на него. Ей было страшно, что с нею рядом нет ее врача. Позже она вышла на улицу и "увидела, что мир засиял разными цветами, и люди были так добры друг с другом. Я не могла понять, кто все это сделал". Целую неделю она носила только белую одежду, чувствуя себя очень светлой и чистой и видя в каждом человеке радость и доброту, ослепленная яркими, сочными цветами окружающего мира.

В следующий раз она вынесла из дома всю мебель на улицу и закрылась в доме, чтобы заняться методикой реберфинга. В это время к ней пришла подруга и, когда Джейн не ответила на стук в дверь, позвонила в полицию. Когда представители закона приехали, Джейн их убедила, что с ней все в порядке и она просто хотела побыть одна.

Однажды она написала целую книгу стихов за один присест и почувствовала, что начинается процесс ее рождения. "Я разделась, легла в постель и сказала, что это день моего появления на свет". Но вскоре после этого она погрузилась в глубокую депрессию и обратилась в поликлинику за помощью. Ей объявили, что она пребывает в маниакально-депрессивном состоянии, и от этого отчаяние ее только усилилось, она боялась, что сходит с ума. Некоторое время спустя она встретила приятеля, и они отправились к ней домой, где занялись любовью. В это время она почувствовала сильное движение энергии Кундалини, начинающееся с ног и поднимающееся вверх по телу. Ее депрессия полностью рассеялась и не вернулась.

Джейн стала предпринимать некоторые шаги, чтобы тверже стоять на земле: начала употреблять мясо, проходила мануальную терапию у людей, которые разбирались в ее симптомах, и ежедневно ходила на массаж, особенно массаж головы и стоп. Другие методы, казавшиеся ей полезными, были рефлексология (массаж стопами), имбирные примочки, расслабление в грязевых или успокоительных (в которых человек лежит в воде, имеющей температуру тела) ваннах, внесение в жизнь строгого порядка и рутинных обязанностей, регулярное питание, прогулки, цветовое лечение и сбалансирование эндокринной системы при помощи калийного бульона или минеральных супов. Она обнаружила, что когда у нее в голове пульсирует энергия, ей становится лучше, если она одевает тюрбан или обматывает чем-то голову.

Сейчас Джейн чувствует, что это открытие было одним из важнейших событий ее жизни. "Цвета были так прекрасны, и музыка так прекрасно звучала. Я воспринимала все это с благоговейным трепетом. Целую неделю все было просто божественно, и я не могла понять, почему все так изменилось". С этого времени она "больше всего уверена в правильности своего взгляда на мир – трудно убедить меня, что я была не права. Я убеждена в существовании прошлых жизней и вещих снов"

Джейн говорит, что она теперь довольна своей жизнью, она занимается йогой, во ограничивает занятия медитацией и пранаямой. Она зарабатывает на жизнь массажем и целительством, у нее ясный ум, она открыта в беседах о своем опыте. У нее продолжают возникать время от времени наплывы энергии и блаженства, а также видения света.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Ключ к оценке того, было ли у Джейн движение Кундалини или нет, лежит для меня в ее обширных ранних занятиях духовными практиками. Она ими занималась целеустремленно и интенсивно и на протяжении многих лет чувствовала усиление деятельности пранических энергий и/или Кундалини. Хотя нелогичное поведение и депрессия у нее были намного интенсивнее, чем они проявились бы у многих других, они ясно описаны в биографиях Гоэла и Кришны. У нее в жизни было также несколько личных травм – пьющие отец, брат и муж, смерть этих людей в молодости, она также подверглась нападению и получила травму ноги.

Так как в детстве у Джейн проявлялись необычные психические способности, можно подозревать, что она чувствительна и открыта воздействию психических влияний. Ее чувствительность могла усилить реакцию на нападение (которое при определенных обстоятельствах может привести некоторых людей к нервному срыву). Глубокая проекция своих чувств на врача могла повысить ее эмоциональное напряжение, что усугублялось долгим периодом воздержания от половых контактов. Реберфинг – это сильный очистительный дыхательный процесс, при котором происходит гипервентиляция тела и оно сбрасывает все старые накопленные боли и блоки. Возможно, что Джейн испытала временную эмоциональную перегрузку либо как реакцию на пробуждение Кундалини, либо при создании стимула для поднятия этой энергии в организме, который готовился к этому многие годы. Спонтанное писание стихов и его исцеляющее влияние также знакомо многим людям, испытывающим движение Кундалини.

Теперь уже иррациональные психические состояния у Джейн позади, но проявления энергии и света продолжаются, и, возможно, дальнейшие стадии пробуждения будут продолжаться в течение многих лет.

Нен

Нен говорит, что с самого детства она была сориентирована на духовность. Она чувствовала, что может общаться с деревьями, животными и звездами, а также ощущала чье-то присутствие, которое считала присутствием Бога. Иногда она видела образ треугольника и слышала мантры. Для нее "порядок вселенной был матерью, а божественное присутствие – отцом".

В шестидесятых годах она училась в колледже на Среднем Западе и много экспериментировала с наркотиками, особенно с ЛСД. При этом иногда у нее возникали интересные мистические состояния, но в двух случаях она испытала сильные прогибы в нижнем отделе позвоночника и неконтролируемый страх одиночества и полного исчезновения. После этого она совсем перестала употреблять наркотики. Она чувствовала, как ее поглощает отчаяние, потому что она при помощи ЛСД "устремилась к тому, к чему всегда стремилась, к Богу, но попытка не удалась". Ее не покидало чувство ужаса на протяжении шести или восьми месяцев. Она обратилась к психиатру, который прописал ей мелларил и риталин, и она принимала их на протяжении нескольких месяцев. Одновременно она начала читать книги по йоге и в них нашла много из того, что испытала под влиянием наркотиков.

Когда в местность, где жила Нен, приехал учитель йоги, она научилась медитировать, и при этом она слышала шум улицы на расстоянии нескольких кварталов и видела пурпурный свет. Она также чувствовала присутствие рядом с ней некоего "существа". У нее возникал позыв выполнять определенные асаны, но учитель не поощрял ее, говоря, что это лишь ее воображение. Это ее испугало, и Нен перестала заниматься.

Через несколько месяцев ее с мужем вынудили покинуть ферму, где они жили. Но оказалась свободной другая ферма с 1000 акров земли, и они переехали гуда. Первое, что Нен там сделала, – это определила комнату для медитаций и снова начала заниматься медитацией. Вскоре она посетила небольшую культовую группу, которая следовала традициям мистического христианства и проводила занятия, связанные с психической силой и медиумическими явлениями. Во время этого посещения Нен и ее муж чувствовали, что к ним применяется психическая сила, которая не дает им уйти. Она чувствовала, что словно прикована к кушетке. Она испугалась и начала мысленно петь мантру, которой ее научил учитель йоги. Это вызвало образ гуру, и группа сразу же прекратила свое влияние.

Она продолжала медитировать регулярно 30-45 минут два раза в день, но ее одолевали страх и ощущение собственной неполноценности. Однажды ночью ей приснился Хари Кан Баба (покойный индийский духовный учитель), он пришел и говорил с ней. Нен проснулась, ночь была холодной, но тело ее горело, и обнаружила, что мужу снился такой же сон, и он так же проснулся с огнем внутри. Она услышала голос внутреннего гуру, или наставника, и внезапно поняла, что слышала его по крайней мере уже два месяца во время медитаций, но забывала о нем, возвращаясь в обычное состояние. Все эти воспоминания вернулись к ней, и она "почувствовала силу любви и заботы этого внутреннего гуру". Она почувствовала глубокую любовь к этому существу, которое указывало ей путь.

Жизнь Нен наполнилась присутствием этого божественного существа, которое управляло ею и защищало ее. Любовь к нему сильно пугала женщину. Это было мощное и прекрасное состояние, но одновременно болезненное, потому что она боялась, что теряет рассудок. Она часами бродила по лесу с этим существом, медитировала, ощущая единение и экстаз. "Я очень четко ощущала Бога как возлюбленного, что очень отличалось от состояний, вызванных ЛСД, когда Бог был чем-то отдаленным. Случалось, я слышала фразу или замечание, и в одном лишь слове была сила и такое средоточие абсолютной любви и сочувствие, которое нельзя описать и которому нельзя было противостоять, не сливаясь с ним". Временами, выплывая из волн экстаза, она ощущала страх, что- сходит с ума. "Все, что я хотела, – это слиться и не иметь обособленной личности, обладать обособленной индивидуальностью было больно. Я испытывала отчаянное стремление к единению, и этому не было конца".

Из-за своих страхов Нен сильно зависела от мужа. Он выехал на две недели из города, и она осталась одна. Внутри она была столь неуравновешенна, что не могла позаботиться о себе, так что внутренний гуру говорил ей, что нужно купить в магазине и когда нужно кушать. В противном случае она бы не ела. Она не пребывала в своем теле и чувствовала, что лишь благодаря его инструкциям она ухаживает за ним, а так как он защищал Нен, то ничего плохого не могло случиться. Это было ощущение полного подчинения чьему-то руководству Наставник сказал ей, что он ее "кулу гуру". Нен никогда раньше не слышала санскрита, а в словаре нашла, что слово "кулу" обозначает "пастух овец". Позже, пребывая в Индии, она узнала, что термин "кулу" относился к свернувшейся или дремлющей силе Кундалини, а термин "кулу гуру" обозначал гуру открытия "кулу Кундалини".

Она описывает три основных чувства, переполнявших ее в то время. Это напряженное желание, страх за здравость своего рассудка и стремление узнать значение происходящего с ней. Гуру ей сказал, что она не способна понять это умом, потому что это "не входит в ее нынешнюю схему действительности", а также что "этот процесс является выражением любви вселенной к себе". Гуру сказал Нен записать события раннего детства, а потом прочесть их вслух. Таким образом она за две недели пребывании в доме в одиночестве оживила постепенно воспоминания о своем раннем детстве, рождении и пребывания в утробе матери. Во время этого периода изоляции она чувствовала, что вокруг бродят чудовища, и слышала шаги. Она считала, что гуру создает их, чтобы уменьшить ее чувствительность и помочь ей преодолеть страхи. Когда она закончила записывать воспоминания, гуру приказал сжечь их.

В кульминационный момент этого периода Нен лежала в траве, отчетливо чувствуя присутствие наставника. Она сообщает: "Он сказал, что пришел помочь мне, но что скоро уйдет, потому что его рассердило то, как я трачу жизнь впустую. Он сказал, что я привела себя в такое состояние, что мне понадобилось его вмешательство, чтобы выйти из этого. Я почувствовала, что смиряюсь, но все же не хотела, чтобы он ушел, и мысленно попросила его остаться. Последовало молчание, я чувствовала, как он оценивает мое существование, и увидела, как промелькнули мимо мои прошлые жизни, словно кадры на пленке. А затем почувствовала прилив энергии, любви и расширенного сознания. Но мере того, как он поднимался, внешний мир отмирал, и я чувствовала, что сливаюсь с ним в единое целое. Со мной раньше ничего подобного не происходило. Если бы процесс этот завершился, я бы умерла, и этот мир форм исчез бы".

После этого страхи и необычные ощущения стали постепенно уходить. Однако, когда Нен медитировала, у основания позвоночника возникла мучительная боль, которая начала двигаться вверх. Минут через пятнадцать она стала совсем невыносимой, и Нен пришлось выйти из медитации. После этого боль утихла. Так продолжалось две недели. Она и дальше чувствовала присутствие своего наставника.

Нен решила поехать в Индию и, чтобы заработать на поездку денег, переехала в большой город. В это время она начала легко впадать в транс. Она "ощущала слово или качество Бога и чувствовала, как его проявление заполняет меня как чувство совершенной справедливости или совершенного сочувствия". Она могла медитировать часами, испытывая блаженство и единение. Она страстно стремилась к тому уровню единства, которого не могла достичь, с трудом обращалась к повседневным заботам и чувствовала, что не может себя выразить при помощи того, чем она была раньше.

В конце концов Нен уехала в Индию и попала в ашрам, где медитировала до восьми часов в день и почти ничего не ела. Она часто погружалась в самадхи до и после даршана (пребывания с учителем). Она ощущала накатывающиеся волны экстатической энергии, а иногда – сексуальную энергию, движущуюся вверх и создающую сильные ощущения вокруг чакры сердца, "чувство расширения, смирения и экстаза". Медитируя, она иногда падала назад. В ашраме практиковали тантрическую йогу, и Нен, а также другие часто испытывали крийи: издавали звуки, жужжание, подергивали конечностями, катались по полу и падали. Она чувствовала "крутящую и трясущую энергию, которая была блаженством, она поднималась от нижней части или основания позвоночника, заставляя тело корчиться, стонать, скрежетать зубами, крутиться, раскачиваться, падать вперед или назад, а потом резко отбрасывать голову назад, сопровождая движение звуком "хум". Иногда я выгибалась дугой назад, пока не падала". Порой она падала и начинала кататься по земле, или же выполняла асаны и мудры, а однажды стала танцевать в экстатическом трансе.

Нен занималась пранаямой, асанами, упражнениями для очищения и регулирования чакр, развивала изначальные качества чакр, выполняла мантра медитации и медитации визуализации. Но ничего не могло уменьшить ее эмоционального возбуждения, "а только усиливало стремление к духовному единению и связи с внутренним гуру" Она чувствовала, что в данном окружении уважают происходящие с ней процессы – она была духовно развивающимся человеком, а не сумасшедшей – и это помогало ей избавиться от страха за здравость своего рассудка. Но через несколько месяцев она заболела хронической амебной дизентерией, кроме того, болезнь поразила почки, и она две недели пролежала в больнице. За это время она очень похудела. Врач предупредил ее, что она умрет, если не уедет домой, и предположил, что ее болезни связаны как-то с процессом духовного роста. Таким образом, она неохотно вернулась в Соединенные Штаты.

За несколько лет, прошедших после пробуждения, Нен закончила колледж, создала прочную семью и начала принимать участие в благотворительной деятельности. Она продолжает заниматься медитациями и испытывать чувство единения и блаженства, волны энергии, крийи и присутствие духовных наставников. Временами при медитациях она выходит из тела, ощущает дрожь, вибрацию, экстаз и непроизвольно выполняет дыхательные упражнения йоги (учащенное дыхание или его остановку). Иногда она чувствует "опускающийся из макушки поток энергии, приносящий блаженство, который часто сопровождается образом белого лотоса, с лепестков которого каплет амрита (нектар)". Нередко во время медитации она видит белый или пурпурный свет или же тысячелепестковый лотос. Когда умер ее отец, она видела, как он и ее гуру (которого она мысленно попросила помочь отцу в его смерти) вошли в комнату. Также Нен сообщает о других видах паранормальной психической деятельности, например, она иногда может "читать" людей или обладать значительными знаниями на какую-либо тему, словно "черпает сведения из коллективного информационного тела". Время от времени она занимается целительством. Нен чувствует, что самое сильное из ее духовных переживаний – это ощущение "бесценного дара любви". Она благодарна за это и знает, что ей дали то, за что, что бы она ни делала, она не сможет никогда достойно отблагодарить. "Многие люди никогда не встречаются с такой любовью в жизни. Взаимоотношения с людьми – это словно отражения божественного. Опыт общения с гуру больше похож на прямой свет. Это невероятный дар. Вся моя система ценностей основана на нем, так что вся моя эмоциональная структура тоже на нем основана... важно жить ради блага всех чувствующих существ и пытаться завершить этот путь и слиться в одно с божественным".

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Все течение жизни Нен указывает на то, что у нее произошло пробуждение Кундалини, хотя подчас его можно было легко диагностировать как реакцию на частое употребление ЛСД, а в больнице ее встречи с божественным наставником были бы расценены как галлюцинация. Но упоминания о такого рода внутренних гуру часто встречаются в литературе. Он очень похож на учителя, описанного Кришнамурти, который во время кризиса видел двух наставников; Б.С.Гоэл и доктор Габриель Кузене видели образ Саи Бабы, как и ранее упомянутая пациентка, Джейн. Такие гуру, как Саи Баба, Нитьянанда, Шивананда, Муктананда, Бабаджи и другие, часто появляются в видениях людей, идущих по пути духовного развития, а также нередко дают особые сведения и советы, хотя иногда человек даже никогда не слышал о них. В литературе указываются случаи, когда шактипат был получен от гуру, не обладающего более физическим телом. Кеннет Роши описывает встречи с целыми группами мудрецов. Кажется вполне возможным, если принять во внимание восточную космологию, что на эфирном и астральном планах обитает много существ высшего сознания, которые влияют на события нашей жизни, сознаем мы то или нет. Наставник Нен является чем-то гораздо более глубоким, чем галлюцинация, потому что очень необычные и полезные советы, которые он давал, совершенно выходили в то время за рамки ее обычного сознания.

При наступлении кризиса Нен чувствовала отчаяние, страх и депрессию. С раннего детства ее занимали духовные интересы, и интенсивность ее стремления к духовности могла стать причиной важных открытий под влиянием ЛСД, к которым она была совершенно неподготовлена. Трудно сказать, как или когда именно произошло пробуждение Кундалини, но налицо много признаков такого пробуждения: жар, энергетические явления или крийи, непроизвольное выполнение асан, видение света, психические контакты, потеря ориентации во время экстатического блаженства, ощущение присутствия чудовищ, подобное описанному Ириной Твиди, Муктанандой и другими, видение прошлых жизней и страстное желание медитировать. Со времени начала проявления этих процессов прошло восемнадцать лет, и она продолжает испытывать блаженство и видеть свет, иногда наблюдаются крийи, но в целом Нен ведет активную и стабильную жизнь.

Физиологические проблемы Нен похожи на те, с которыми столкнулся Гопи Кришна, но их можно также связать с ее болезнью в Индии или общей слабостью организма. Вероятнее всего, сила энергии Кундалини больше затруднений вызовет у людей, не отличающихся крепким здоровьем, и духовные опыты, связанными со внетелесными переживаниями, могут со временем причинить вред энергетической системе физического тела. Возможно, йога, которая считается даром более материалистичным людям Кали Юги, была создана и для того, чтобы упрочить сознание в теле и обеспечить контроль, который бы позволял йогам сохранять здоровье, несмотря на их внетелесные переживания.

Маргарет

Маргарет выросла на восточном побережье, единственный ребенок интеллектуала из высшего класса и жизнерадостной француженки. Родители ее были католиками, но не ходили в церковь и были очень удивлены тем, что их дочь интересуется уроками катехизиса, мессами и Богом Она искренне и с любовью интересовалась религией, но дважды испытала унижение в церкви: один раз епископ, которому не понравилось выбранное ею имя при конфирмации (это было имя ее бабушки), громко высказался по этому поводу во время церемонии; а во второй раз – когда пастор в присутствии ее тринадцатилетнего друга, который ждал ее у церкви, назвал ее развязной девчонкой за то, что она носила шорты. После этого интерес к формальной религии у нее пропал.

Маргарет часто болела в детстве всевозможными аллергиями и детскими заболеваниями. У нее было плохое зрение. Ей три раза удаляли миндалины. Дважды, в возрасте 8 и 11 лет, она едва не умерла во время болезни с чрезвычайно высокой температурой и сыпью, которые не исчезали от одной до двух недель, и она чувствовала, что не находилась в теле. Эти загадочные болезни врачи не могли ни диагностировать, ни лечить и советовали родителям лишь молиться. Будучи подростком, она часто жаловалась на боли в нижней части спины, но врачи обычно говорили, что это возрастное. Наконец, в 18 лет Маргарет обратилась к специалисту, который предположил, что у нее опухоль. Во время операции хирург обнаружил, что у основания позвоночника два диска раздавлены. Их удалили, но как раз над первой чакрой осталось пространство размером в два дюйма, которое хотя и укрепили спицами, но так и не заполнили металлическим диском. Сразу же после хирургического вмешательства ее парализовало, двигались только глаза, но она сознавала все, что происходило в комнате. Доктора не знали, что случилось, и не представляли, что делать. Через несколько часов она вышла из комы, чувствуя, как медленно отступает паралич, начиная с пальцев рук и ног и постепенно оставляя все тело. Врачи не были уверены, сможет ли она ходить, но она решила осенью пойти в колледж, настояла на том, чтобы ей позволили вставать с постели, и через полторы недели начала ходить, за три месяца восстановила силы и поступила в колледж.

После двадцати лет Маргарет начала путь религиозных поисков, она посещала разные церкви и много читала о религии. В шестидесятых годах она побывала в группах роста, приобрела необычный сексуальный опыт, а также экспериментировала со стилями жизни, например, два года жила в коммуне, и иногда употребляла марихуану и психоделические препараты (всегда под строгим наблюдением). Она прочла книги Сета, в которых увидела новый подход к Богу и религии, без понятия суда и греха. Она начала изучать психологию, особенно работы Юнга. Начала регулярно медитировать и учить этому других, используя вначале ТМ. Маргарет заинтересовалась книгой Роберта Монро о внетелесных переживаниях и попробовала научиться произвольно выходить из тела, а также выделять астральное тело, но безуспешно. Во время утренних медитаций она замечала световые и энергетические явления, иногда видела, как от предметов исходило золотистое сияние или же происходило молекулярное растворение мебели и других объектов, так что она видела сквозь них. У нее спонтанно возникали внетелесные состояния, она видела ауры. Вскоре она начала слышать послания, исходящие как будто от внутреннего наставника.

Через некоторое время она начала выполнять медитативный ритуал, который включал погружение в белый свет и любовь, делание некоторых заметок по вопросам, которые бы она хотела решить, сидение в медитативном или трансовом состоянии и визуализацию, в которой она шла по тоннелю и видела одну или несколько белых фигур. Слушая наставника или наставников, говоривших с ней, она решила повторять их ответы и записывать на пленку. Маргарет не уверена, были ли они чем-то, находящимся вне ее, или же являлись подструктурами ее глубокого бессознательного, но информация их была полезной и способствовала самоосознанию. Голос говорил с ней точно так, как мог бы говорить психотерапевт, подчеркивая важность роста, размышлений и изучения себя. Существ было несколько, они сказали, что являются конгломератом энергии, и назвали себя Пай. Позже она обнаружила, что "в китайском символизме символом Пай является диск с отверстием внутри, обозначающий небеса или дверь из временного во вневременное существование".

Во время таких диалогов тело ее вибрировало, словно электрический ток струился вверх и вниз по ногам и выходил из кончиков пальцев на руках, также она чувствовала сильное давление или наполненность в голове и шее. Иногда ей становилось очень холодно и приходилось заворачиваться в одеяло. Она могла целый час или больше сидеть без движения, и встав, ощущала жесткость в теле. На протяжении первых недель таких ее медитаций в доме мерцали лампочки и возникали проблемы с электричеством. Позже на пленке она иногда слышала музыку, которая, она знала, не звучала во время медитаций и не была ранее записана.

Во время сеансов таких медитаций рядом с Маргарет находился друг, кроме того, она записывала все, что происходило во время занятий и что она узнавала. Она очень глубоко и много работала с воспоминаниями детства и научилась смотреть на них с новой точки зрения. В конечном итоге она написала полную автобиографию. Иногда перед ней разворачивались сцены из жизни, и наставник высказывал свои замечания или спрашивал мнение Маргарет. Временами она видела и переживала эпизоды прошлых жизней, наставники говорили, что это нужно, чтобы соотнести их с вопросами, над которыми она работала в данный момент. Она чувствовала, что наставники излучают безграничное сочувствие и не судят ее. В тот период она проходила психоанализ по методу Юнга и приносила психотерапевту огромное количество материала о себе. Врач поддерживал ее, хотя и несколько тревожился, считая рискованным путь, которым Маргарет получала информацию. Хотя у нее и возникало беспокойство о здравости своего ума, но она успокаивала себя тем, что вполне нормальна, раз она хорошо функционирует на работе и может позаботиться о себе.

Маргарет продолжала заниматься таким образом на протяжении нескольких лет по три раза в неделю. Иногда энергия приходила в иное время, и она всегда узнавал ее по чувству "легкого парения" и тяжести в голове. Однажды она попросила наставников не тревожить ее, когда она ведет автомобиль или работает, и наплывы энергии в этих случаях прекратились.

Она начала читать психику нескольких своих друзей, но при этом у нее возникало слишком много вопросов, потому что она не хотела "выходить на этот уровень связи со вселенной". Она чувствовала, что людям нужны наставления и ответы, которые им лучше найти самим, и перестала этим заниматься.

В тот период у нее возникали пульсирующие и ноющие боли в спине, которые не исчезли и до сегодняшнего дня, но они не покидали ее на протяжении всей жизни, она научилась жить с ними и почти их не замечает. Боль меняет интенсивность время от времени, но Маргарет не знает почему. В основном болит нижняя часть позвоночника и участок между лопатками. Утром ей нужно очень медленно двигаться из-за боли, которая возникает при пробуждении и вставании. Иногда ночью одна или несколько волн энергии прокатываются по ее телу от ног до макушки. Она часто просыпается в два часа ночи, словно кто-то встряхнул ее или назвал ее имя, но предполагает, что причиной этого может быть менопауза, часты также обильное потоотделение и волны жара. Дважды она провела серьезное самоисцеление. Однажды она поднимала тяжелые ящики и так повредила спину, что не могла двигаться. Лежа в постели, она начала разговаривать со спиной, ощущая тесную психическую связь с этой частью своего тела, выслушала, что ей требуется, и пообещала лучше о ней заботиться. После этого она уснула и полчаса спустя проснулась, чтобы ответить на телефонный звонок, и, только стоя на кухне, поняла, что боль исчезла. В другой раз она серьезно обожгла кипятком руку и подобным же способом ее вылечила. Но в других случаях она не могла вылечить физические травмы, так что это нельзя считать постоянно действующей методикой.

У Маргарет было много ярких снов в кульминационные моменты происходившего с ней процесса, а в некоторых снах к ней приходили наставники и говорили: "Пойдем со мной, я хочу, чтобы ты кое-что увидела". После этого ей показывали какое-либо место или изображение чего-то. В наиболее сильных таких снах ей показывали темный прямоугольник и говорили, что он изображает жизнь человека. Он был черным, и в нем мерцали только крохотные огоньки. Она видела много прямоугольников, в некоторых светящиеся точки были разбросаны то тут, то там, в других огоньков было больше, и они собирались в группки. Ей сказали, что эти мерцающие огоньки – места, где отдавали или получали любовь на протяжении жизни; все остальное в этих жизнях неважно, важны лишь мгновения любви.

Иногда она впадает в состояние гипнотического транса и внезапно проникает в третье или четвертое измерение, словно одевает особые очки, в результате чего привычное "измерение смещается куда-то, т.е. в астральный план". Тогда она видит прекрасные пейзажи.

В конечном итоге Маргарет почувствовала, что весь мир – это Бог, и научилась "смотреть за пределы обычных условий жизни". Бог стал менее персонифицированным. "Я все больше и больше сознаю, что Бог – это все и все мы – его часть. Все, что мы делаем или не делаем, – часть нашего обучения". Она очень чувствительна к природе и временами ощущает блаженство или плачет, смотря на красоту неба, океана или гор, видя Бога во всем. "Эта планета невыразимо прекрасна". Смотря на красоты природы или слушая классическую музыку, Маргарет чувствует, как в ней течет великая любовь и как раскрывается ее сердце. Последние годы она редко связывается с внутренними наставниками, но внутри нее живет постоянное чувство красоты и безграничности Бога. Она знает, что ей нужно принять то, что темная сторона жизни – тоже Бог. У нее отличная взаимосвязь с животными, и она чувствует, что растет потребность улучшить отношения с людьми, потому что она всегда была замкнута, а также создать больше мерцающих огоньков, которые она видела во сне.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Маргарет испытала открытие иных, внутренних измерений, и, возможно, это связано с тем, что в ее организме пробудилась Кундалини, хотя демонстрируемые ею симптомы сильно отличаются от проявлений у других пациентов. Возможно, боли в спине, волны жара, бессонница и некоторые другие симптомы, которые она приписывает обыкновенным физиологическим нарушениям, связаны с движением Кундалини Не будь у Маргарет нарушения позвоночника и менопаузы, мы бы с уверенностью могли сказать, что эти симптомы порождены Кундалини. Другие проявления, такие, как прокатывающиеся по телу волны энергии, воспоминания о прошлых жизнях и состояния гипнотического транса, часто упоминаются в литературе. У нее было много предварительных признаков во время медитаций, часто указываемых другими пациентами и в литературе.

Случай Маргарет интересует меня по той причине, что я особенно обращал внимание на то, могут ли люди с серьезными повреждениями спины пробудить духовную энергию, а у этой женщины отсутствует именно та часть позвоночника, где, как говорят, обитает Кундалини Это могло бы объяснить, почему Маргарет не испытывает симптомы, распространяющиеся на все тело. Конечно, если природа Кундалини связана в большей мере с тонким телом, чем с материальным, повреждение не послужило бы причиной. Возможно, Кундалини в первую очередь активизировала верхние чакры, в частности, сердце и третий глаз, расширив сознание посредством визуализации и паранормального сознавания.

Очевидно, что многие виды паранормальных переживаний возникают без пробуждения Кундалини, и важно понять, что они и пробуждение духовной энергии – разные вещи. Но раскрытие иным планам действительности, которое произошло у Маргарет, учитывая, что при этом фигурируют духовные наставники, упоминается в литературе по Кундалини. Теоретически, проявления паранормальных сил могут давать людям знания и готовить их к предстоящему еще до пробуждения. Кроме того, у Маргарет наблюдается глубокое проявление любви и радости, а также новое восприятие Бога как каждой части вселенной, что полностью совпадает с описанием пробуждения Кундалини в древних книгах.

Крис

Крис, родившуюся в 1941 году в Калифорнии, воспитала в духе католической веры мать-католичка. Отец ее не принадлежал к этому вероисповеданию. Она говорит, что в детстве чувствовала тесную связь с Иисусом и воспринимала религию очень серьезно, но ей было трудно понять философию церкви, и она перестала ею интересоваться в первые годы замужества. Она была самой старшей из троих детей в семье и чувствовала любовь родителей и уверенность в своей семье до 14 лет, пока не умерла ее мать. Отец не смог справиться с потерей, и после этого Крис отдалилась от него. Когда ей было 16 лет, отец женился вторично, но Крис не могла наладить отношений с мачехой и покинула дом в 17 лет. Она работала и посещала колледж, а через два года вышла замуж.

Будучи домохозяйкой с тремя детьми на руках, она мало интересовалась вопросами духовности, пока в тридцать с небольшим не попала в организацию, где проводились групповые занятия по психологии и медитации с целью содействия духовному изменению и росту человека. На этих встречах Крис изучила теорию Юнга, принимала участие в работе групп и начала заниматься медитацией. Она сблизилась с членами этой организации, которые составляли большую семью, и ее собственная семья с ними очень подружилась. Через четыре года она вышла из организации, потому что на занятия в ней требовалось слишком много времени, но была опечалена, потому что думала, что никогда больше не найдет места, куда бы она так же стремилась. Это событие принесло с собой воспоминания о более ранней потере, когда умерла ее мать и распалась семья, потере, которая не переставала ее мучить, и Крис плакала целыми днями.

Пытаясь пробиться через этот тяжелый период, она начала серьезно заниматься медитацией в поисках аута к Богу или по крайней мере подтверждения того, что она не так одинока. Она каждую неделю посещала групповые медитации с последователями Муктананды и Йогананды и медитировала дома по несколько часов в день. Прочитав книгу Йогананды "Автобиография йога" (1945), она почувствовала внутреннюю связь с ним. Она отправилась участвовать в рождественской программе Муктананды в его ашрам в Окленде, но была робка, чувствовала себя очень от него далекой, к тому же ее смущала настойчивость его последователей. Она принимала участие в даршане, Муктананда прикоснулся к ней пером павлина после того, как она простояла в очереди, насчитывавшей несколько сот человек, но никакой реакции Крис не почувствовала.

Через несколько недель Крис посетила занятие с Роем Юджином Дэвисом, духовным учителем, который был учеником Йогананды, и прошла через церемонию посвящения в крийя-йогу. Когда она пробовала заниматься практикой крийя-йоги, она представляла, как энергия движется вверх по позвоночнику в макушку, и это было немного неприятно. В конце концов она перестала заниматься. Иногда она при медитациях испытывала интенсивное течение энергии, так что было тяжело усидеть спокойно. Однажды, когда она выполняла дыхание по системе Дзэн, она почувствовала отпускание, расширение в пространство, и это порождало чудесные ощущения.

Однако что-то в этом открытии тревожило ее. Позже она думала: "Я знала, что если бы я была счастлива, выполняя роль "домохозяйки" и моя посуду, я бы ничего не меняла в жизни. Я могла бы потерять свои стремления и свои мечты. Я ничего не знала ни о философии йоги, ни о потенциальных возможностях этого открытия". Так что она стала учиться, чтобы получить степень магистра в области психологии. Это у нее занимало очень много времени, медитации становились реже, концентрация давалась труднее. Вскоре она "потеряла способность достигать покоя и радости, которая у меня была раньше".

На протяжении последующих десяти лет она посещала колледж, обучала молодых людей с инвалидностью, работала в сфере реабилитации, у нее образовалась частная практика психотерапевтического лечения, она занималась психоанализом по методу Юнга, принимала участие в многочисленных курсах и семинарах, растила детей, вела хозяйство и оберегала семью. Она побывала в Швейцарии и Египте, и эти поездки положительно повлияли на ее чувство самостоятельности, она почувствовала, что ограничения в жизни в первую очередь создает себе сам человек. Наконец она почувствовала: "Существует многое, чем бы я могла заняться, но все это преходяще. Я захотела восстановить связь с Богом".

Крис заинтересовалась работой с телом как дополнением к психотерапии и закончила курсы по акупрессуре джин-шин-до и мануальной терапии в неорейхианском стиле. Она посещала занятия с Геем и Кетлин Хендрикс, где впервые четко увидела взаимосвязь духовных процессов и энергии. Крис начала индивидуально заниматься с Геем и сказала, что ее намерение – убрать все барьеры, которые препятствовали ей установить тесную связь с Богом. Во время первого сеанса они работали с телом, дыханием и энергией: выполняли быстрое глубокое дыхание, удары ногами и перетекание в измененное состояние сознания. Приблизительно два часа спустя, когда она сидела в темном классе, она почувствовала в теле мягкие разряды, или толчки, наполняющие ее блаженством. "Я была словно под влиянием наркотика, я поднималась все выше и выше, по мне катились волны похожего на оргазм наслаждения". Так продолжалось приблизительно два дня.

В следующие выходные она посетила занятия випассана-медитацией и погрузилась в глубокую и спокойную медитацию. Следом за этими случаями у нее возникло непреодолимое желание медитировать, и она начала заниматься час-два в день, используя короткие передышки в процессе работы, чтобы вернуться в медитативное состояние. "Я начала испытывать выбросы энергии самых разных типов. Иногда я просыпалась ночью, вся дрожа, или чувствовала потоки мягкой приносящей блаженство энергии, текущие от ног к голове и выходящие через макушку. Однажды, протянув руку за книгой Йогананды, я почувствовала, словно чья-то рука с силой опустилась на мое плечо, мягко толкнула вниз, на пол, и на протяжении нескольких часов я лежала, пребывая в измененном состоянии сознания, полная энергии, света и радости".

В последующие месяцы у нее наблюдалось несколько случаев сильных эмоциональных проявлений, однажды она почувствовала такую потребность в любви и заботе, что захотела умереть. "Словно вся сила нужды мира проходила через меня. Я узнала, что если бы я захотела полностью почувствовать, что вселенная ни возлагала бы на меня в тот момент, если бы это было волей божьей или частью моей кармы, то в акте смирения весь комплекс мог бы подняться непроизвольно, и я бы затанцевала от чувства свободы и новой энергии".

Один из друзей посоветовал ей заняться йогой, и она начала изучать книги, в которых говорилось об энергии Кундалини. Читая, она узнавала свои собственные симптомы, и тело ее, казалось, реагировало на некоторые части текста, посылая через нее так много энергии, что часто ей приходилось откладывать книгу в сторону и погружаться в медитацию.

Тщательно изучая работы о Кундалини, она иногда испытывала сомнение, было ли то, что она испытывала, действительно пробуждением этой энергии, так как ее опыт был более приятен и менее интенсивен, чем у большинства людей, о которых она читала, и однажды, после такого рода размышлений, она проснулась в два часа ночи. "Меня словно бросили в целую галактику энергии и света, тело мое вытянулось и дрожало мелкой дрожью, пока по мне катились потоки энергии блаженства. Я услышала, как голос внутри сказал: "Конечно, она настоящая, просто мы очень легко ее тебе даем". Этот поток энергии продолжался несколько часов, пока она не решила, что ей надо уснуть. В один момент она ясно услышала звук, которого раньше не слышала никогда и который потом не могла припомнить, лишь знала, что он донесся, как эхо из какого-то отдаленного помещения.

На протяжении нескольких лет, пока продолжались подобные явления, они принимали различные формы. Иногда Крис боится того, что она так сильно вовлечена в столь явно необычный процесс, у нее бывают резкие колебания настроения и депрессии. В другое время она знает, что получает дар чистой мудрости, словно кто-то обучает ее тому, что ей нужно знать. Часто она засыпает в медитативном состоянии, и первое, к чему ее влечет после пробуждения, – это медитация. Временами жизнь кажется ей более радостной, чем раньше, а иногда она чувствует, что совсем не участвует в жизни, и боится, что разрушила свою жизнь, потеряв смысл той деятельности, которая раньше доставляла ей удовольствие. Она часто испытывает блаженство.

Как-то во время занятия йогой, медитируя на солнце, она почувствовала "отчетливое ощущение колонны сверкающего света, проходящей через меня, которая была моим Я или высшим сознанием, совершенно свободным, а вокруг этой колонны кружили различные формы активности личности, или "пракрита", желая привлечь мое внимание и привязать меня к земле. Казалось, что я могу отождествиться либо с первой, либо со вторыми, и они бы направились туда, куда пошла моя энергия". Это событие очень укрепило ее и придало новые силы. Крис вспоминает его, когда хочет сосредоточиться и успокоиться

Тело Крис дрожит, вибрирует и подергивается во время медитаций, отдыха в кровати или после занятий сексом. Она почувствовала боли лишь через два года после начала процесса, когда по утрам она ощущала сильную одеревенелость в теле, особенно в ногах. Иногда у нее немела поясничная область, и она, проснувшись, первые несколько минут не могла повернуться. Временами она чувствовала резкие или ноющие боли или волны жара или холода, а несколько раз в месяц ей бывает трудно уснуть из-за сильной энергетической заряженности.

Крис сообщает, что у нее был период сильной депрессии и отчаяния, при этом тело ее словно умирало изнутри, оно стало болезненным, темным и вялым. Эти симптомы во время медитации вроде бы ослаблялись. Она начала еженедельно посещать сеансы акупрессуры джин-шин-до, проводимые человеком, который разбирался в энергии и мог способствовать ее продвижению. Во время этих сеансов у нее возникали интенсивные крийи, дрожание, подергивание, выполнение асан и ощущение потери сознательного восприятия. "Казалось, что мое энергетическое тело впитывало всю энергию, которую мог дать массажист, и заполняло ею весь организм, отчего он становился заряженным и активным". Через несколько месяцев почти все боли и вялость тела исчезли. Однажды Крис почувствовала мощный восходящий прилив силы, "словно электрический ток, промчавшийся от муладхары до макушки, сопровождающийся несколькими минутами вибрации, ощущение было чудесным и ошеломляющим, оно заставило меня всхлипывать как ребенок. Энергия остановилась в голове, я почувствовала себя очень сильной. Словно множество вопросов и проблем, тревожащих меня, стали незначительными, словно я отождествилась с более мудрой и более сильной частью моего внутреннего Я".

Крис лишь очень редко видит огни, обычно во время медитации или сеанса мануальной терапии у нее не возникало спонтанных видений. Она не обладает никакими паранормальными психическими способностями или другими йогическими "силами", хотя в работе у нее сильно проявляется интуиция, и она изучает способы использования энергии для лечения. Ее зрение стало значительно менее острым, чем было тогда, когда начался процесс. У нее бывают приливы энергии блаженства в самые неожиданные моменты, например, когда она идет по улице. Она также чувствует сосредоточение энергии в макушке, пощипывающей, как слабый электрический ток. Особенно это проявляется, когда она находится рядом с человеком, уже пробудившим Кундалини. В теле ее постоянно присутствует некое гудение или вибрация, она легко погружается в глубокие медитативные состояния. У нее бывали состояния, когда сознавание ее выходило за пределы пространства и времени и в которых она погружалась в сознание единения. Крис чувствует поддержку в том, что может с кем-то поговорить о своем опыте, но она полагается на твердую уверенность, что ей нужно обратиться внутрь себя посредством медитации, чтобы получить ответы, которые ей нужны. Она считает, что несколько регрессий прошлых жизней, в которых она оживила воспоминания о прошлых духовных поисках, чрезвычайно помогли ей развить духовную часть ее психики. Она занимается йогой и часто посещает программы и семинары по медитации. Она говорит, что теперь легко усваивает духовные тексты, которые ранее никак не могла понять.

Крис считает, что успешному продвижению ее процесса способствовали по крайней мере два фактора: то, что она изучала психологию Юнга, которая научила ее наблюдать и ждать, когда ее разрывали противоречивые желания или нелегкая правда о самой себе, а также ее брак, длящийся двадцать пять лет. Кроме того, ей очень помогли друзья и врачи, с которыми она могла поговорить о происходящем, и изучение йоги и чтение древних книг. Крис также находит, что она "снова и снова должна обращаться к вере во внутреннее Я и в положительные намерения безграничной и божественной силы вселенной, поддерживающей меня. Страх, гнев, неверие и эмоциональные привязанности постоянно блокируют энергию и блаженство". Она называет дыхательные упражнения основной методикой, которая помогает ей отпускать блоки. Крис считает, что пробуждение Кундалини – это процесс, возникающий на пути к духовной жизни, но не сама духовная жизнь. Она называет его процессом очищения, хотя энергия приносит блаженство тогда, когда не встречает на своем пути преград в физическом или тонком теле.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Крис демонстрирует много симптомов пробуждения Кундалини – блаженство, физические ощущения, крийи, эмоциональную нестабильность и состояния самадхи. Возможно, оно произошло благодаря шактипату, много лет назад произведенному Муктанандой, или благодаря тому, что она настойчиво искала его и медитировала еще до того, как мануальная терапия более полно открыла ее тело. Ее случай демонстрирует нам, как духовное открытие может произойти по стадиям, если считать, что ее ранний опыт был предвестником более позднего открытия.

Крис говорит. "На каком-то уровне моего существа я отбросила все другие желания, я действительно глубоко хотела познать Бога. Я чувствую, что психотерапевт, который открыл течение моей энергии, точно знал, как мне помочь. Я также чувствую присутствие Йогананды, хотя никогда не видела его, он был со мной на протяжении всего моего духовного поиска, с самого начала, когда друг в бакалейном магазине много лет назад порекомендовал мне прочитать его автобиографию. Я всегда обращалась к нему и просила подтолкнуть меня к следующей ступени сознавания, насколько я могу продвинуться, и всегда чувствовала ответ".

Ее зрелость и годы самоанализа, ее устойчивые отношения с людьми, друзья, которые поддерживали ее в процессе, понимающие психотерапевты и массажисты, наличие основания для понимания духовного пробуждения как через йогу, так и через дыхательные упражнения, ее глубокое изучение литературы по йоге и решение "позволить Богу делать все, что нужно, чтобы помочь... стать свободной" могли стать факторами, сделавшими процесс пробуждения в общем приятным и управляемым.

Этот рассказ показывает потенциальные возможности мануальной терапии и массажа в этом процессе, как пример приводя пробуждение энергии как в работе с Хендриксами, так и при практике акупрессуры джин-шин-до.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1153
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Кен Уилбер ПРЕДЕЛЬHОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Кен Уилбер
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Да Лав-Ананда НАСТРОЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ беседа с учениками
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ред. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕИздательство Трансперсонального
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 1 КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ В конце своего
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 2 ЖЕНЩИНЫ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Свами Вивекананда,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сначала
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ От Само-Сознания к Космическому Сознанию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь