№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЙОГИ

Анализируя механизмы духовного развития индивида, мы рассмотрели, фактически, процесс становления этих механизмов, который начинается с пробуждения эволюционного стремления и завершается первой спонтанной реализацией, расширением самосознания. Попробуем теперь вкратце суммировать изложенное выше; для большей наглядности, изобразим этот процесс графически (см. табл. 2, A-C).

Табл. 2. Процесс становления Садханы

Итак, в результате глубинной переоценки ценностей актуализируется ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ (1), образующее "несущий стержень" всего последующего процесса эволюции сознания. Сама по себе переоценка ценностей ("пробуждение психического существа") – это еще не Садхана ("Путь"), но ее фундамент, абсолютно необходимая предпосылка, благодаря которой эволюционное стремление становится доминантным, ведущим, способным не только конкурировать с другими стремлениями, но и затмевать их.

Осознав характер своего стремления ("выйдя на Путь") и обратившись к соответствующей информации, человек сталкивается с указанием на то, что для достижения цели своего стремления нужно прилагать известные сознательные усилия. Иными словами, стремление порождает обращение к ПРАКТИКЕ (2) – той или иной системе приемов работы с "низшей природой" (умом, эмоциями и телом). Если избранная практика реалистична, то есть действительно может осуществляться в конкретных условиях существования данного индивида, она производит определенный ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ и КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ (3) на его психику.

Функция энергетического эффекта практики состоит в подкреплении первичного (естественного) эволюционного стремления по каналу обратной связи (4). Представленный на таблице 2B комплекс "блоков" СТРЕМЛЕНИЕ – ПРАКТИКА – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ образует своеобразный "усилительный контур", активирующий эволюционное стремление и закрепляющий его доминантный статус в мотивационной сфере психики.

Когда напряженность культивируемого таким образом стремления достигает определенной "критической точки", имеет место спонтанный реализационный прорыв (5), некое самопроизвольное расширение самосознания – так называемый инсайт, озарение. Следует подчеркнуть, что эта РЕАЛИЗАЦИЯ обусловлена прежде всего энергетическим (а не конструктивным) эффектом практики и при отсутствии эволюционного стремления невозможна. С другой стороны, энергетический эффект практики не порождает стремления, но лишь подкрепляет его.

Реализация автоматически детонирует на "низшую природу", несущую на себе печать конструктивного эффекта практики, и тем самым преображает, трансмутирует ее (6). Конструктивный эффект, в зависимости от характера осуществляемой индивидом практики, может выражаться как в подавлении, так и в развитии "низшей природы", но в любом случае сам по себе он неспособен произвести ТРАНСМУТАЦИИ. Задача его заключается в повышении восприимчивости "низшей природы" к трансмутирующим "горним" влияниям.

Подробно тому как реализация или постижение представляет собой трансперсонализацию "высшей природы" (самосознания), трансмутация или преображение представляет собой трансперсонализацию "низшей природы" (ума, эмоций и тела). В результате трансмутации "низшая природа", механическая приземленная активность которой составляет основной источник дестабилизации инсайта, начинает естественно и без какого бы то ни было волевого принуждения вибрировать в одном ключе с "высшей природой" (7). Возникает своеобразный "стабилизирующий контур" РЕАЛИЗАЦИЯ – КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ – ТРАНСМУТАЦИЯ, создающий предпосылки для дальнейшего расширения самосознания, углубления инсайта (8).

На таблице 2C представлена модель окончательно сформировавшегося механизма Садханы, состоящего из шести "блоков", объединенных в одно целое выполнением некоторой общей функции – последовательного расширения самосознания. Данная функция практически неосуществима силами одного или нескольких "блоков" и требует согласованного воздействия всех шести элементов [9].

Сравнив модель "зрелой" Садханы с описанием процесса ее становления, нетрудно убедиться, что этапы развития Садханы трансформируются в структурные уровни ее организации и выступают затем как функциональные ступени для дальнейшего развития. На схеме (см. табл. 2C) отчетливо видны три таких уровня:

  1. стремление + практика,
  2. энергетический + конструктивный эффект практики и
  3. реализация + трансмутация.

Иными словами, закономерности внутренних связей (структура) развитой Садханы отражают логику ее развития, а функциональные элементы ("блоки") – этапы этого развития.

Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, следует уточнить значение используемого нами термина Садхана ("Путь"). До сих пор мы обозначали этим термином процесс духовного развития, сознательной эволюции сознания. Разумеется, сознательность его весьма относительна: как правило, вовлеченный в этот процесс человек сознает лишь то, что он в него вовлечен, и имеет довольно смутные представления о законах его внутренней организации. Под "Садханой" подразумевается сам этот процесс вне зависимости от того, сознаются его механизмы или нет.

Термин "Садхана" применяется и в другом, более узком смысле, обозначая не йогический процесс как таковой, а именно знание об этом процессе – знание о его механизмах и их сознательном использовании. Садхана – это система представлений о самых общих, стратегических принципах духовного развития, которая складывается в значительной степени стихийно, благодаря деятельности различных самостоятельных школ и течений, теоретически фиксирующих и практически использующих сходные факторы йогического процесса. При этом факторы духовного развития, теоретически не охваченные данной Садханой, в процессе ее осуществления не сознаются.

Из всего разнообразия школ духовного развития можно выделить три типа Садханы: ТРАДИЦИОННУЮ, которая акцентирует значение практики, ее конструктивного эффекта и реализации, ИНТЕГРАЛЬНУЮ, которая в дополнение к этому указывает на значение устремления и трансмутации, а также Садхану, которую условно можно назвать "МОДЕРНИСТСКОЙ" – она делает упор прежде всего на энергетическом эффекте практики [10]. Мы видим, что становление теоретического знания о механизмах духовного развития как бы воспроизводит различные моменты описанного выше становления самих этих механизмов.

Мы видим также, что внутреннюю логику становления знания о механизмах духовного развития составляет не что иное, как становление категориального аппарата Йоги – науки о сознательной эволюции человека. И то, что сегодня из хаоса эмпирического и теоретического материала, касающегося проблем эволюции сознания, выкристаллизовалась система из шести взаимосвязанных категорий, естественным образом организующих этот хаос, свидетельствует о пробуждении у Йоги научного "самосознания" и о вступлении ее в новый, зрелый этап своего развития.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 977
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • В. Данченко. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ | ПЕРВЫЙ ШАГ: ЧЕСТНОЕ САМОПРОЯВЛЕНИЕ Из Комментариев к Тезисам
  • В. Данченко. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ | ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИРига, 30.01.85 Печатается с магнитозаписи150...Как уже
  • В. Данченко. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ | ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО СИНТЕЗАНазывая эзотерическим определенный
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие трансмутации или
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЙОГА И СОВРЕМЕННОСТЬ Йога 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рожденная в незапамятные времена и выжившаяблагодаря заключенной
  • М. Крэмптон. ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | Об авторах Ассаджоли Assagioli Роберто 1888-1974.Итальянский психиатр, отец



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь