№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Покидая духовный микроклимат замкнутых общин и выходя в жизнь с тем, чтобы наполнить ее и не растворится в ней, Йога неизбежно сталкивается с проблемой видоизменения традиционных методик. С одной стороны, эти испытанные временем "системы внутреннего пользования" создавались на основе диаметрально противоположной мировоззренческой установки: они рассчитаны на уход от жизни и неспособны эффективно выполнять свою функцию в миру. С другой стороны, развитие методологических исследований в сфере духовного развития привело к постановке парадоксального вопроса о соответствии данных средств специфике данной цели. Имеет ли йогическая практика в любых ее существующих и возможных формах какое-либо отношение к самореализации вообще? Свами Ширшавый выражает крайнюю точку зрения на этот вопрос, заявляя, что когда он слышит слово "практика", рука его тянется к револьверу:

"Нередко спрашивают: "Вы практикуете? Ах, так вы не практикуете..." Мы, мол, практикуем, а вы вот – не практикуете. Да, но можно ли практиковать "то, не знаю что"? Вспомни себя маленьким серьезным мальчиком, говорившим: "Как много я знаю, но как много мне еще предстоит узнать!" Кем представлял себя этот мудрый ребенок в будущем, кем он собирался стать? Пожарником – в блестящей каске, на красном автомобиле. А теперь охвати разом весь путь, который прошел с тех пор ты и твое сознание, все те изменения, преобразования, открытия и разочарования, о которых не мог знать маленький мальчик. Это была твоя подлинная, не вычитанная естественная Йога, – Путь, которым сами того не подозревая идут все люди, и с которого они рано или поздно по той или иной причине сходят. Обращение к Йоге означает только то, что ты на этом Пути ОСТАЕШЬСЯ, что ты продолжаешь взрослеть, что на любых высотах ты продолжаешь оставаться маленьким мальчиком, вглядывающимся в будущее... Только теперь уже не обязательно повторять историю с красным автомобилем и блестящей каской. Бессмысленно заглядывать наперед, "кем" ты станешь. Поверь мне, старому йогу, что тебе и не снилось, "кем" ты станешь".

Бессмысленно и еще по одной причине, прямо противоположной. С одной стороны, самореализация или самопостижение изменяет все, с другой – ничего. Мы были, есть и пребудем собой и никогда не станем кем-то иным. Все изменения в процессе Садханы происходят не с нами, а где-то рядом, на неуловимой грани между я и не-я, – настолько рядом, что иногда может возникнуть "оптическая иллюзия" будто мы меняемся. Мы остаемся самими собой, но многое перестает быть нами... и многое нами становится.

Загадывать наперед, "кем" ты станешь, не только бессмысленно, но и вредно, – вредно для психического здоровья. То, что называют постижением, настолько глубоко, что рассказать об этом нет никакой возможности; в то же время оно настолько обыденно, что говорить об этом не имеет смысла: истина, по утверждению некоторых адептов, "проста, как сибирский валенок". Поэтому если ребенок на основе объективной информации, почерпнутой из книг или других источников, в принципе может строить приблизительные модели каких-то отдельных вариантов своего будущего (так, он действительно может стать пожарным, космонавтом и т.д.), то у йогина такая возможность отсутствует, – ведь книги могут предложить ему лишь философско-эстетические гимны самопостижению и толкования последнего, а не "объективную информацию". Поскольку же люди редко учитывают этот факт, они как правило обращаются к Йоге, вооруженные каким-нибудь книжным мифом о Йоге и реализации, – вроде того, что она "проста как, сибирский валенок". Спроецировав на "эволюционный идеал" свое понимание этого мифа, всецело обусловленное настоящим уровнем своего развития, человек начинает затем с жаром неофита это понимание "реализовывать". И если его начинаниям способствует успех, он рано или поздно действительно становится простым, как сибирский валенок, и попадает в психиатрическую больницу.

Даже те авторы, которые настаивают на необходимости йогической практики, признают, что Йога – это отказ от Йоги. Несмотря на то, что постижение случается спонтанно, говорят они, подобная спонтанность не достигается праздностью: "Иди, пока хватит сил идти. Истина постигается в падении". Когда человек со всей честностью старается найти то, что найти нельзя, а затем однажды как-то естественно оставляет это занятие, он совершенно неожиданно обнаруживает, что уже нашел – нашел то, чего никогда не терял.

Поскольку неизвестные цели не могут быть достигнуты непосредственными сознательными усилиями, возникает необходимость в создании "уловок", которые бы, с одной стороны, отвлекали внимание стремящегося к действительной цели, а с другой – требовали от него максимальных усилий для ее достижения. Например, перед учеником выдвигаются определенные, тщательно продуманные и аргументированные задачи, связанные с подчинением или развитием каких-то аспектов его "низшей природы". Ученику кажется, что цель стоящих перед ним задач ясна, а ожидаемые результаты очевидны, хотя и труднодостижимы. В непосредственном общении возможен и прямо противоположный ход: по принципу "попробуй – узнаешь", ученика держат в полном неведении относительно смысла выполняемой им нелегкой работы. Но в любом случае плоды его усилий таят в себе нечто гораздо более ценное, чем ожидаемая или предполагаемая награда.

По отношению к постижению любая практика Йоги – не более чем уловка. В то же время невозможно практиковать уловку, зная, что это только уловка. Поэтому наставнику необходимо обладать особым искусством обведения ученика вокруг пальца. Кстати говоря, наблюдаемая сегодня волна "модернизма" в сфере духовной практики благодарит своим разнообразием именно традиционному поиску новых уловок, способных идти в ногу со временем.

Но если не практика, то что приводит к постижению? И каким образом уловка направляет энергию человека на достижение неизвестной ему цели? Ответить на этот вопрос, – сняв традиционный методологический парадокс невыводимости постижения из практики и недостижимости постижения вне практики, – смогла лишь нетрадиционная методология йогического процесса, начало которой положили работы Шри Ауробиндо.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 716
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь