А. Чистяков. МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


О МЕТОДИКЕ
САМООПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРИЧИНАХ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Можно выделить ряд конструктивно-психологических критериев интегрального развития:

  1. Наличие работы (сознательного действенно-преобразующего усилия) над процессом жизнедеятельности. Без этого человек не может стать хозяином своей жизни или, говоря Философским языком, стать действительным субъектом своей жизнедеятельности. Без этого невозможны и действительное саморазвитие, и действительная самоинтеграция.
  2. Наличие прямого, а не превращенного, подхода в работе над процессом жизнедеятельности. Любая практика, конечно, в той или иной мере влияет на процесс жизнедеятельности, и потому всякую практику можно рассматривать как косвенную или превращенную форму работы над этим процессом. Но прямая форма, – то есть работа над процессом жизнедеятельности в целом, – качественно отлична. Прямой подход освобождает от иллюзий, которые всегда присущи превращенным формам. Он выражает то, что называют просветлением. Именно он делает эффективной и творческой любую практику.
  3. Наличие самостоятельной, а не под руководством учителя жизни, работы на процессом жизнедеятельности. Средством интегрального развития является творчество своего жизненного пути, а не воспроизводство его по традиции или по чьим-то указаниям. Поэтому здесь требуется самостоятельность, что отнюдь не исключает сотворчества в этой области, изучения иного опыта и передачу своего.
  4. Наличие индивидуальной и социальной оптимальности в работе над процессом жизнедеятельности. В традиционных и тоталитарных обществах творчество своего жизненного пути человеком связано с возможностью санкций и репрессий, угрожает благополучию близких. Но даже в так называемых свободных обществах творческое поведение человека на уровне жизненного пути одобряется далеко не всегда. В этом есть определенный смысл, потому что жизненное творчество –это не произвол, не разрушение сложившегося, а интеграция нового и старого. Я решаю этот вопрос, вводя критерий оптимальности, который играет также роль техники безопасности.

Обзор религиозных, эзотерических, философских и научных методик показал, что среди них нет таких, которые бы удовлетворяли всем критериям сразу. Это и послужило причиной создания методики самооптимизации жизнедеятельности. Ее цель – содействие вхождению в режим интегрального развития тем, кто мотивирован на такую практику. Методика имеет несколько аспектов, включая иррациональный, и ряд уровней погружения. Я остановлюсь на некоторых начальных моментах.

Процесс жизнедеятельности рассматривается как функционирование человека в жизненных сферах его самореализации. Выделяется семь основных жизненных сфер самореализации:

  1. рекреационная,
  2. сексуальная,
  3. трудовая,
  4. коммуникативная,
  5. территориальная,
  6. творческая,
  7. историческая,

функционирование в которых рефлексируется и реорганизуется в соответствии с критерием оптимальности.

Под функционированием понимается любая деятельность. Оптимальным будет такое функционирование, которое отвечает по меньшей мере трем условиям:

  1. устраивает самого человека,
  2. устраивает его непосредственное окружение,
  3. устраивает органы социального контроля.*

* Имеются в виду как светские, например правоохранительные, так и духовные, например церковь, органы социального контроля.

Обозначим такой тип функционирования тремя плюсами ( +++ ). Нетрудно убедиться на практике, что другие типы функционирования не оптимальны. Их семь:

  1. – – + "Мое функционирование не устраивает меня самого, но устраивает мое непосредственное окружение и органы социального контроля"
  2. + – + "Мое функционирование устраивает меня самого и органы социального контроля, но не устраивает непосредственное окружение"
  3. + + – "Мое функционирование устраивает меня самого и мое непосредственное окружение, но не устраивает органы социального контроля"
  4. – – + "Мое функционирование не устраивает меня и мое непосредственное окружение, но устраивает органы социального контроля"
  5. – + – "Мое функционирование не устраивает меня самого и органы социального контроля, но устраивает мое непосредственное окружение"
  6. + – – "Мое функционирование устраивает меня, по не устраивает мое непосредственное окружение и органы социального контроля"
  7. – – – "Мое функционирование не устраивает меня, мое непосредственное окружение и органы социального контроля"

Соответственно, имеется семь типов программ оптимизации функционирования:

 

1. – + + +++
2. – + – +++
3. + + – +++
4. – – + +++
5. – + – +++
6. + – – +++
7. – – – +++

Проводится самодиагностика функционирования в каждой из семи жизненных сфер самореализации в соответствии с данным критерием оптимальности. Вот условная диагностическая таблица.

Оценка моего функционирования мною самим моим непосредственным окружением органами социального контроля
1
2
3
4
5
6
7
в рекреационной сфере
в сексуальной сфере
в трудовой сфере
в коммуникативной сфере
в территориальной сфере
в творческой сфере
в исторической сфере
-
+
+
-
-
+
-
+
-
+
-
+
-
-
+
+
-
+
-
-
-

 

Затем выбираются сферы неоптимального функционирования и для каждой из них самостоятельно составляется программа оптимизации, включающая следующие блоки:

1. Диагностическая самооценка

2. Описание наличной ситуации

3. Описание целевой ситуации

4. Списание программы деятельности по переходу от наличной ситуации к целевой

5. Указание сроков осуществления перехода

6. Прогноз реального развития событий.

И, наконец, – практическая реализация составленных и увязанных программ оптимизации.

Таким образом, на первом уровне погружения в методику акт самооптимизации функционирования состоит из самодиагностики, самопрограммирования и самореализации в пространстве-времени жизнедеятельности.

Киев, 1991



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 400
Категория: Библиотека » Методология


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 26. Не тишина, а глухота Мне и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 35. Желание способно В повседневной жизни нетрудно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 34. Постоянно сомневаюсь Стремясь дальше, с тревогой
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 33. Мы, все вместе Заснеженные деревья создают
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 32. Вспоминая запах сирени Недавно сообщили, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 31. 150 Позволишь ли Ты нам взять
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 30. Все напитки 150 в нас во
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 29. Контакт SagradaFamilia 150 таково названиестранного, вечно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 28. Метаязык: что это такое Пока окно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 25. Верит ли мне Тот, кто и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 27. Ищу тропинку вверх Сегодня окно Доброго
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 24. На всякого мудреца довольно простоты Вспомнив,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 36. Даже молча мы кричим Сегодня мне
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 37. Мечтать не запретишь Я уже несколько
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Тревожащая тайна неизвестности Я понял, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 46. Росток в новый мир Впервые я



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь