Алфорд Мэтью. Голливудская пропаганда на службе американских спецслужб

Сегодня мы рассмотрим prima facie (лат. на первый взгляд) слухи о том, что Голливуд продолжает оставаться мишенью для проникновения различных государственных структур, в частности ЦРУ. Академические споры о пропаганде в кинематографе являются почти целиком ретроспективными, однако в ряде комментариев было обращено внимание на долговременные и открытые отношения с Пентагоном, еще меньше было написано о скрытом влиянии при помощи Голливуда в пост 911 мире.

кинопропаганда, Голливуд, ЦРУ

Таким образом эта работа занимается изысканиями на поле как сказал Дейл Скотт «глубокой политики», а именно деятельности, которую в настоящее время невозможно полностью понять из-за скрытого влияния теневых игроков власти.

Последние картины

Различные государственные агентства сегодня имеют в Голливуде свои представительства, начиная от ФБР, и заканчивая НАСА и Секретной Службой. Немногие из этих агентств, однако, имеют что-то, чтобы предложить в обмен на изменение сценариев, и таким образом их влияние в Голливуде минимально. Заметным исключением здесь является Министерство обороны, которое является «открытым», однако едва разрешило публикацию отношений с Тинсел Таун, где в обмен на консультации, людей, и ценное оборудование вроде авианосцев и вертолетов, Пентагон обычно требует более лестное для себя изменение сценариев. Примером такой политики включая изменение подлинной личности реального героического персонажа военного в фильме «Падение черного ястреба» (2001), из-за его статуса насильника детей; удаление шутки о «потерянном Вьетнаме» из фильма о Джеймсе Бонде «Завтра не умрет никогда» (1997), и вырезание сцен, где военные моряки выдирают золотые зубы у мертвых японских солдат в «Говорящие с ветром» (2002). Примеров, подобных этим, бесчисленное множество, и Пентагон предоставляет свое такое желанное «полное содействие» длинному списку современных картин, таких как «Топ ган», «Правдивая ложь», «Приказано уничтожить», «Самолет президента», «Цена страха», «Трансформеры», «Железный Человек», а также телесериалам вроде «Военно-юридическая служба».

Такие действия правительства, сами по себе едва ли моральные и почти неосвещаемые, по крайней мере делаются на благо общественности. Такое, однако, вряд ли можно сказать о делишках ЦРУ с Голливудом, которые до недавнего времени в основном не признавались самим агентством. В 1996 ЦРУ без лишней помпезности объявило о создании своего нового офиса Media Liaison, который возглавил ветеран Чейз Брендон. В рамках своего нового представительства ЦРУ теперь могло открыто сотрудничать с голливудскими кинопроизводителями, якобы строго в рамках «консультаций».

Решению агентства о начале открытого сотрудничества с Голливудом предшествовал «доклад рабочей группы о большем открытии ЦРУ для общественности» от 1991 года, составленным директором ЦРУ Робертом Гейтсом, который заново организовал «Открытую рабочую группу», где тайно обсуждался (какая ирония) вопрос о том, не стоит ли стать секретной службе менее секретной. В докладе признается, что ЦРУ «сейчас сотрудничает с репортерами из всех крупных информагентств, газет, и телевизионных сетей страны», и авторы доклада замечают, что это помогает им «изменить некоторые «провалы секретной службы» в «успехи секретной службы», и вносить различные правки в бесчисленное множество различных видов информации». Далее в нем сообщается, что раньше ЦРУ «убеждал репортеров отложить, изменить, придержать, или даже выбросить истории, которые могли бы негативно сказаться на интересах национальной безопасности…»

Эти признания добавили веса множеству докладов и слушаний в Конгрессе начиная с 1970-ых, что указывает на то, что ЦРУ сохраняет глубокие связи и скрытое присутствие в национальных и международных СМИ, получивших неформальное название «Операция Пересмешник». В своем докладе от 1991 года ЦРУ признает, что «мониторит определенные сценарии фильмов о агентстве, как документальные, так и художественные, по просьбе фильмопроизводителей, которые обращаются к ним для пущей точности и достоверности». Однако горячо настаивает на том, что хотя и «способствовало сниманию некоторых сцен в помещении агентства», тем не менее не стремится «играть какую-либо роль в фильмопроизводстве». Но, кажется маловероятным, что ЦРУ, сохраняя долгие отношения и присутствие в медиа и академии, никак не проявляет своего интереса в плане увеличения влияния на киноиндустрию.

Действительно, не должно удивлять то, что ЦРУ было вовлечено в некоторые недавние блокбастеры и телесериалы. Сериал CBS 2001 года «Агентство», исполнительным продюсером которого является Вольфганг Петерсон («Подводная лодка», «Самолет президента») фактически работал с соавторстве с бывшим агентом ЦРУ и моряком Баззелом Базом, а также с ним работали и другие бывшие агенты ЦРУ в качестве консультантов. ЦРУ с радостью открыл свои двери для производства фильма, и предоставил площадки для наружных и внутренних сьемок в своей штаб-квартире в Ленгли. Этот механизм был сопоставим с сотрудничеством Феда (здесь, похоже имеется в виду ФБР) в производстве популярного сериала «ФБР» (1965-1974), который создавался в сотрудничестве бюро с ABC, и где в титрах каждого эпизода благодарили Эдгара Гувера. Кроме того, в сериале «Агентство» прославлялись американские разведчики, которые предсказуемо сражались со злодеями вроде русской военщины, арабскими и немецкими террористами, колумбийскими наркоторговцами и иракцами. В одном эпизоде даже показано как ЦРУ спасает жизнь Фиделю Кастро; иронично однако то, что в реальной жизни ЦРУ многократно покушалось на жизнь кубинского лидера (в 1999 году Гавана официально обвинила спецслужбы США в 637 покушениях на Фиделя). Промоакции, где перед премьерой рекламировалось шоу 9/11 шли со строками «Теперь больше чем когда либо мы нуждаемся в ЦРУ».

В телефильме «В компании шпионов» снимался снимался Том Беренджер, изображавший бывшего сотрудника ЦРУ, вернувшегося на службу чтобы спасти офицеров агентства, захваченных Северной Кореей. ЦРУ было так воодушевлено этим проектом, что взяло на себя его презентацию, помогало во время его создания, предоставило площади для съемок в Лэнгли, и предоставило 50 отставных офицеров для съемок, о чем было сказано на их вебсайте.

«Шпионский» писатель Том Клэнси пользуется особо тесными связями с ЦРУ. После того, как он в 1984 году написал «Охота за Красным Октябрем», и по которому в 1990 году был снят фильм, его пригласили в Лэнгли. Также агентство снова приглашало его когда он писал свои «Игры патриотов» (1992), а для съемок фильма по этой книге был предоставлен доступ на объекты в Лэнгли. Во «Все страхи мира» (2002), было показано как ЦРУ отслеживает террористов, собирающихся взорвать ядерную бомбу на территории США. Во время его производства директор ЦРУ Джордж Тенет провел для кинопроизводителей персональную экскурсию по штаб-квартире ЦРУ; звезда фильма Бен Аффлек также консультировался с аналитиками агентства, а Чейз Брендон служил на съемочной площадке в качестве консультанта.

Медийные источники указывают на то, что ЦРУ также работало с Энтони Хопкинсом и Крисом Роком в рамках фильма «Плохая компания», и в фильме Джерри Брукхаймера «Враг государства». Однако детали этого сотрудничества публике не были рассказаны. Кроме того, комментарии на ДВД режиссера «Шпионских игр» Тони Скотта указывают на то, что он бывал в Лэнгли во время подготовки к производству фильма, но как сообщается в одном репортаже, в помощи ему было отказано, после того как Чейз Брендон прочитал окончательный вариант сценария.

Относительно фильма с Томом Хэнксом и Робертом Де Ниро «Война Чарли Уилсона», есть несколько больше подробностей, относительно вовлеченности ЦРУ в работу над проектом, однако и в этом случае их не так много. Роберт Де Ниро вместе с Милтом Бирдоном (офицер ЦРУ в отставке, и киноконсультант) ездил на Московский кинофестиваль, и как утверждается, парочка затем «исчезла, и некоторое время они тусовались с бандитами и КГБ-истами. Я познакомил их с генералами и полковниками, с которыми я была знаком много лет». Затем Де Ниро с Бирденом отправились в Пакистан. «Мы бродили по всей територии Северо-Западной пограничной провинции», вспоминает Бирден, «перешли мост, который я когда-то построил, и зависли с компанией ребят, попивая чай и стреляя из пулемета». Однако «Ложное искушение» не оправдал искренние надежды ЦРУ стать эквивалентом «Флаги наших отцов», которые по словам официальных историков ЦРУ должны служить в интересах как они говорят «культуры правды».

«Война Чарли Уилсона» показывала скрытые усилия США, направленные на поставки в Афганистан, чтобы сражаться с Советским Союзом в 1980-ом, что в реальной жизни обернулось тем, что старый союзник США обернулся против них в лице Аль-Каиды (как объясняет Крил в книге, по которой был снят фильм). Тем не менее Бирдон, бывший тогда агентом ЦРУ и отвечавший за поставки оружия, работал в качестве консультанта над фильмом, и перед прокатом сказал, что «будет отстаивать мнение о том, что из-за того, что мы делали это, то и получили теракты 11 сентября». Поэтому участие ЦРУ в фильме, кажется принесло свои результаты.

Истинные причины согласия ЦРУ на консультации в фильмах явно отражаются в одном комментарии бывшего главного юрисконсульта ЦРУ Пола Келбо. В 2007 году, будучи в колледже Вирджинии, Келбо проводил лекцию об отношениях ЦРУ с Голливудом, где присутствовал местный журналист. Журналист (который пожелал остаться неизвестным) написал обзор лекции, которая касалась обсуждения Полом Келбо фильма «Рекрут» с Аль Пачино. В обзоре говорилось, что по словам Келбо на съемочной площадке все время съемок присутствовал агент ЦРУ под видом консультанта, но его настоящей задачей являлось давать неправильные указания кинопроизводителям: «Мы не хотели чтобы Голливуд слишком близко подошел к правде», цитирует журналист слова Келбо.

Странно то, что в электронной почте авторам Келбо в сильных выражениях категорически отрицал то, что делал такие публичные заявления, и утверждал, что однажды имели место «очень конкретный обсуждения с руководством [ЦРУ] о том, что никто и НИКОГДА не искажал правду, с целью оказания влияния на сюжет фильмов». Журналист считает отрицание Келбо «странным», и говорит что «после того, как репортаж вышел в свет, со мной связывался Келбо, и говорил что репортаж ему понравился… Я думаю это просто потому, что [лекция] просто была в Линчберге*, и возможно потому, что в Линчберге никто не придал особого внимания его словам». Журналист придерживался первоначального репортажа, а Келбо демонстративно отказался участвовать с нами в дискуссии по этому вопросу.

*Линчберг, город в ш. Вирджиния, находится довольно недалеко от Лэнгли — штаб-квартиры ЦРУ. Возможно поэтому жители не придали особого значения его словам;

Ранние сценарии

Спецслужбы имеют давнюю историю вмешательства в индустрию кинематографа. Письма от секретного агента Луиджи Лураши боссам Paramount, которые работали с Советом ЦРУ по психологической стратегии [СПС], обнаруженные в Библиотеке им. президента Эйзенхауэра (британским академиком Джоном Элдриджем), показывают насколько глубоко ЦРУ могло влиять на индустрию кино в ранние годы холодной войны, несмотря на все их заявления о том, что ЦРУ не стремится к такому рода влиянию. Например Лураши сообщал, что заручился согласием нескольких директоров по кастингу о том, чтобы понемногу вводить в фильм «хорошо одетых негров», в том числе и «достойно представлять негров-дворецких», чтобы таким образом показывать, что «это свободные люди» в фильме «Сангари» (1953), и в сцене в гольф-клубе в фильме Кэдди (1953). В фильме «Arrowhead» (1953) ЦРУ настояло на удалении ключевой сцены, где поднимался вопрос об отношении Америки к индейцам Апачи, в том числе сцену, когда их принудительно отправляли в армию США. Такие изменения не преследовали целью привить общественности то, что сейчас мы называем «политкорректностью». Наоборот, это было предпринято специально для того, чтобы воспрепятствовать возможности Советскому Союзу эксплуатировать плохую репутацию своего врага относительно межрасовых отношений, и служило для создания определенного настроения в обществе, которое в то время еще продолжало жить в эпоху расовой сегрегации.

Также предпринимались и другие усилия. СПС пыталось [впрочем безуспешно] заказать Френку Капре «Почему мы сражаемся в холодной войне», и предоставить подробности кинопроизводителям об отношениях с СССР, в надежде что те используют их в своих фильмах. Более успешно в 1950-ом ЦРУ вместе с другими спецслужбами вроде Управления по координации политики, и с помощью СПС купило права, а также инвестировало в мультфильм Джорджа Оруелла «Ферма животных» (1954), где присутствовала антисоветская риторика, дабы удовлетворить скрытых инвесторов. Автор Дэниел Либ указывал на то, что прошли десятилетия, прежде чем слухи об участии ЦРУ в «Ферме животных» были подкреплены документально; таким образом, заключает он, «это говорит о масштабе возможностей спецслужб держать такую деятельность в секрете».

Кроме того, производство фильма «1984» (1956), контролировалось Американским комитетом по свободе культуры, который в свою очередь контролировался ЦРУ. Ключевые моменты фильма были изменены, чтобы демонизировать Советский Союз.

ЦРУ также занималось мухлежом в версии фильма «Тихий американец» 1958 года, что вынудило автора, Грема Грина осудить фильм. Полковник ВВС Эдвард Лендсдейл, оперативник ЦРУ в операциях «Мангуст» [разработка и осуществление саботажа и убийств против Кубы] вступили в переписку с режиссером Джозефом Манкевичем, который принял его идеи. Они включали в себя изменение финальной сцены, из которой мы узнаем, что антигерой Редгрейва был обманом вовлечен коммунистами в убийство подозрительного американца, который как выяснилось не был изготовителем бомбы, как до этого считал зритель, а был простым производителем детских игрушек.

За сценой

Было бы ошибочным считать, что ЦРУ являются единственными, кто ведет свою деятельность в Голливуде. Индустрия на самом деле абсолютно открыта для любых манипуляций различными правительственными службами. В 2000 году выяснилось, что чиновники, занимающиеся проблемами по борьбе с наркотиками потратили десятки миллионов долларов, платив крупным телесетям в США, чтобы вводить антинаркотические идеи в сценарии таких популярных сериалов как «Скорая помощь», «Практика», «Сабрина юная ведьмочка» и «Надежда Чикаго». Несмотря на критику такой вопиющей пропаганды, правительство продолжает применять такие методы, чтобы распространять свои идеи относительно борьбы с наркотиками.

Белый Дом снова обратился к Фабрике Грез, когда 11 ноября 2001 года в Голливуде было проведено совещание между президентом Бушем, заместителем начальника штаба Карлом Роувом и представителями от каждой из ведущих студий Голливуда, с тем, чтобы обсудить, как индустрия кино может помочь в «Войне с террором». Ждек Валенти, президент ассоциации кинопроизводителей Америки сказал, что содержание беседы было секретным, но Роув четко изложил ряд просьб. Трудно оценить итоги переговоров, однако продолжение «Рэмбо», к примеру, широко обсуждалось относительно должного его позиционирования. Кроме того, вскоре после встречи появилось несколько сериалов, где присутствует идея национальной безопасности, это были в частности такие сериалы, как «Шпионки» и «Матрица: Угроза».

Встреча в действительности была всего лишь одной в ряду встреч между Голливудом и Белым Домом в период между октябрем и декабрем 2001 года. Семнадцатого октября в ответа на атаки 11 сентября Белый Дом объявил о создании «Целевой группы в сфере развлечения и искусств», и к ноябрю Валенти взял на себя руководство новой ролью Голливуда в «войне с терроризмом». Как прямой результат встречи, Конгресс провел консультации с голливудскими деятелями относительно того, как именно формировать новое военное послание для Америки и всего мира. В ноябре 2001 года Джон Романо автор и продюсер популярного телесериала «Третья смена», убеждал Палату комитета по международным отношениям в том, что продукция Голливуда является ключевой в формировании восприятия Америки другими странами.

Пятого сентября 2001 года могущественная Академия телевизионных искусств и наук учредила собственную комиссию под названием «Голливуд отправляется на войну?», где обсуждалось, что индустрия может сделать в ответ на атаки 11 сентября. Правительство на встрече представлял Советник Белого Дома Марк МакКиннон руководитель по связям с индустрией развлечений в Пентагоне Фил Страб. Среди прочих также присутствовали Джефф Цукер, президент NBC Entertainment, Аарон Соркин, автор сценария сериала о Белом Доме «Западное крыло». Сразу после этого Соркин с командой договорились о том, чтобы снять специальную серию, рассказывающую о серьезной угрозе террористов США под названием «Исаак и Исмаил». Серия получила высший приоритет, была успешно снята и выпущена всего через десять дней после встречи. Продукт отстаивал превосходство американских ценностей, и был наполнен ненавистью против мусульманских джихадистов.

Взаимосвязь Голливуда с национальными органами безопасности остается тесной как и прежде: бывший агент ЦРУ Боб Баер рассказал, что «Между ЦРУ и Голливудом существует симбиоз», и сообщил, что бывший директор ЦРУ Джордж Тенет в настоящее время «находится в Голливуде и общается со студиями». Утверждениям Баера придают вес встречи в Сан-Валли, ежегодный слет в Сан-Валли, Айдахо, где несколько сотен самых известных имен американских СМИ, включая и боссов всех крупных студий Голливуда, собираются для обсуждения общей стратегии для всех СМИ на будущий год. На фоне идиллии дорогих полей для гольфа, сосновых лесов и чистых озер для рыбалки заключаются сделки, подписываются контракты и формируется лицо американских средств массовой информации. Прессе до сих пор не предоставили разрешения для освещения этих корпоративных встреч, поэтому точный характер того, что именно на них обсуждается, никогда не становится известным. Однако известно, что Тенет был основным докладчиком на встречах 2003 и 2005 годов (будучи на тот момент все еще директором ЦРУ).

Выводы

Многие могут заключить что современная кинопродукция Голливуда используется в качестве инструмента пропаганды, но факты говорят сами за себя. Могут ли такие агентства как ЦРУ и Пентагон влиять на содержание фильмов, предоставляя взамен консультации, площадки для съемок и другие возможности? Или способны изменять сюжет сценариев просто при помощи убеждения, или даже принуждения? Продолжают ли они заниматься тайной деятельностью в Голливуде, как делали это в 50-ых, и кроме фильмов возможно влияют на создание телесериалов, чтобы с их помощью доводить свои послания о национальной безопасности в таких сериалах как «24» и «Шпионка» (звезда последнего, Дженнифер Гарнер даже сделала видео о бесплатном найме для ЦРУ)? Утверждение о том, что секретные агентства стремятся стать более открытыми трудно принимать всерьез, когда они предоставляют такую скудную информацию о своих отношениях со средствами массовой информации, даже в отношении деятельности, осуществлявшейся много десятилетий назад. Разведчик может и вернулся с задания, но он так и продолжает прятаться в темени кинотеатра.

© 2012 г.

Просмотров: 990
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Ласло Бок. Рекрутинг персонала: что делать, чтобы рекрутировать лучше
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Анна Жилина. Что такое стресс и как с ним бороться? Преодоление стрессов
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Что такое харизма?
  • Что означает улыбка? Различные виды улыбок
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь