Артем Ковтун. Методология системного анализа

Насколько сильно можно обобщать «понимание мира»?

Есть ли некая парадигма, идея, которая «едина для всего»,

Где «всё остальное» является следствием этой идеи?

Как анализировать окружающий мир и себя?

Почему для экономического расчета нужно понимание социологии?

1. Что мы будем анализировать? Предмет беседы

Программирование упрощается до неких алгоритмов, — которые не несут конкретную информацию, но несут законы операций с этой информацией. В этом заключается некая идейная суть «алгоритмов» выше уровень, чем «конкретная суть информации», переменных. Как слова и некий контекст между слов. Есть отдельные уровни смысла в значении слов и в их местоположении в тексте, в общей идее текста.

Это частные примеры. А какими понятиями, в какой плоскости — нужно «оперировать», что бы сделать «некие логические заключения» о «неких закономерностях», которые объединяют все примеры, все системы, все явления и понятия мира? Какой признак является для всего общим, а значит обобщает эти частные в единое явление? Может ли быть конечное понимание «всего», последний уровень системы?

методология системного анализа
Рис. 1 «Точка»

Древние сводили «конечное знание» в точку. Точка — из нее все линии. Достаточно емко и детально точку расшифровали в «Инь-Ян»: единстве и борьбе противоположностей. Единая система увеличенной точки (круг), которая состоит из двух следующих систем («да» и «нет», «1» и «0»). Операции и законы 1 и 0 достаточно детально описывают весь наш мир. Все законы бытия Бытие само по себе уже значит единицу, а не ноль в понятийной системе.

Вся дальнейшая наука, ее дробление — это понимание частных систем, форм и видов, составляющих общую систему «Инь-Ян». Частных систем уровня эдак от 100 до 1 000 000–го, по разному, при том, что будем считать точку Первым уровнем, «Инь-Ян» — Вторым уровнем. Гегель с его «Наукой Логики» и «системой Гегеля» свел понятия непосредственно к системам, с идеей, что все явления и предметы мира могут быть общими в чем-то окончательно, различаться только по логическим понятиям. Его подход не нов и мы знаем много античных авторов, которые делали заключения об атомарной структуре мира, то есть, шли в дроблении систем достаточно глубоко для своего восприятия. Значит, тоже было понимание системности мира. Другие авторы исследовали роль человека в мировой системе: мы знаем Феербаха, Канта, — соотносивших индивида, психику с восприятием мира, неким абсолютно иным от человека. Психиатры уровня Хорни и Фрейда — выделяли «Эго» как некую систему, состоящую из подсистем. Социологи выделили «сверхсистему» по отношению к индивиду — общество. Биологи всё сводят в «живому». Физики занимаются своими системами, химики своими, актеры — своими.

Но возможно и дальнейшее обобщение «живого» и «неживого». И вообще свести любые явления (гравитацию, время, деньги, школьный класс, военный бой) в общую категорию. Связать внешнюю среду человека с внутренней. Спрогнозировать формирование системы «Я» под влиянием внешних факторов. Спрогнозировать поведение частей «Я» и влияние такого поведения на всю «сверхсистему» общество.

Социология
Рис. 2 «Социология»

Практика анализа систем привела к неким общим закономерностям, а значит неким общностям у анализируемых явлений. Можно назвать то, что в итоге вышло «многомерным, многофакторным анализом систем». А сам «анализ систем» свести к «вычленению значимых или решающих факторов».

Отдельные виды такого анализа это: экономический прогноз, демография, социальные отношения в соц сети, сейсмоактивность, метеорология, физика тонких материй. Во всех этих видах явлений, отдельных «частностей мира», есть общее — эти системы невозможно понять полностью, настолько тяжело просчитать поведение «всех факторов». Но возможно понимать значимые факторы и «русло поведения системы». Вперед или назад, вверх или вниз, курс доллара не одной цифрой, и даже не диапазоном, а «будет больше 55 к 20.01», или «вероятнее вниз». Когда вода льется из крана сложнейше просчитать, — какой нитевидный путь каждой молекулы воды из крана в чашку. Но легко понять, что общая масса воды, и каждая капля — будут течь вниз. Гравитация — решающий фактор в этой системе. Если есть река, то выгоднее плыть по течению — ответ и управление системой, ее понимание — готовы.

Русло
Рис. 3 «Русло»

Итак, все системы возможно сегментировать по признакам, выделять и вычленять их «значимые факторы». Если есть понимание «общей системы», то уже можно понять поведение «ее частных», и наоборот наблюдая какие-то отклонения в предполагаемом поведении «частных», можно и нужно корректировать свои представления об этой «общей системе» для этих частных. Всё по Шерлоку Холмсу — дедукция и индукция, анализ и синтез.

Перейдем к теме беседы:

2. Понятия (методология) системного анализа.

Система — это «некое», что имеет «определяющий признак», выделяющий «некое» от «других неких». Яблоко от груш, школьников от школьниц, точку от «Инь-Ян». Это «Особый признак», отличный от других.

Каждый признак — это «смысл», личная «суть некоего», суть его индивидуальности. Как единословное обозначение уникального предмета, среди всех мыслимых и немыслимых явлений. В вычлененном признаке — главная идея явления. «Точка — это то откуда можно провести любую прямую», — и это исчерпывающая суть точки. Признак и суть воедино: «откуда можно провести любую прямую». Признак задает как ранг системы, так и отличие от равноуровневых явлений, и обобщение для своих частных. Дамский пистолет, пистолет, огнестрельное оружие, оружие, инструмент, изделие. У каждого явления в списке есть свой признак выполняющий свои функции.

признак
Рис. 4 «Признак»

Признак не может быть вычленен, если он не «коммуницирует». Если «нечто» есть — то как мы узнаем о том, что оно есть? У него есть какая-то «роль в мире», функция. Медики говорят: «функция рождает орган» (про тело человека). В этом вся дефиниция «единства и борьбы противоположностей» «Инь-Ян»: нечто есть, если есть коммуникация, а значит есть с чем коммуницировать. Есть катод и есть анод, есть Событие и есть Наблюдатель. Коммуникация это суть бытия, его расшифровка, уровень детализации — 2, если само бытие это 1-я необходимость для наличия системы, существования явления.

Коммуникация это двусторонний процесс изменения коммуницирующих систем. И доказательство, что системы бесконечно сложны и бесконечно упрощаются. Каждая акция (действие-инициатор) возможна, только если есть реакция. Вспомним школьную задачу про лодку, гребца, законы Ньютона и точку опоры. Осуществление факта акции–реакции происходит когда изменяется «получатель коммуникации», когда получатель изменяет свою структуру под воздействием инициатора. Выходит, «коммуницирующие системы» синоним не только для «существующие системы», но и синоним для «любая система дробится на частные». Ведь в процессе коммуникации изменяется некая часть системы.

Коммуникация
Рис. 5 «Коммуникация»

Это значит, что не только есть системы уровня 3, 4, 5, но и до бесконечности дробления систем; и до бесконечности их упрощения: 0, –1, –2. Охо–хох, так а как же «точка», как «Первый уровень»? Точка тоже часть системы уровнем выше? Частью какого понятия является Пустота, одновременное бытие и небытие? Что не дописал Пелевин и мировые религии за всю историю? Что не поясняют физики в том, что атомная частица это по сути волна с некой вероятностью существования, это не песчинка, — частица есть и ее как бы нет. Выше точки нашего понимания наверно пока нет. Даже Гегель погорел на точке, заключив, что: мир не бесконечен вокруг бильярдного шара, так как мир это некое всё, что «не шар», и мира нет там где есть некое «шар», мир конечен на поверхности шара. А выходит, что усложнение и упрощение бесконечный процесс. Многофакторность и многомерность мира бесконечна.

Что такое коммуникация как функция системы? Какие коммуникации происходят, такие системы и существуют. Если даешь деньги ты «дающий деньги», коммуницируешь с толпой (многими равными) — оратор. Коммуникация понятнее если перевести ее в плоскость общения людей. Скоммуницировал — ответил на мэйл, сказал речь, переговорил. Также многим понятно, что если на биг-борде пачка сигарет, то некий образ коммуницирует с вашей системой «Я», меняет ее. Изменение биг-борда в данном примере малозаметно, но ведь коммуникация всегда двусторонняя? Мы видим через улавливание волн цвета от борда сетчаткой, а мимо сетчатки волны идут иначе, дальше. Значит биг-борд как радар «замечает» глаз. Любая коммуникация это «обмен» информацией, сутью. Потому так привычны понятия «коммуникации» как трубопровод, электросеть, смысловой код тотемного столба, смыслы пропаганды.

Значимые факторы — это наиболее значимые коммуникации. Человек коммуницирует с планетой Земля наверно больше всего через силу тяготения. Ходим по шарику вверх тормашками. Магнитное поле «общается» с нами вроде бы меньше. Гравитация — значимый фактор для системы человек. Можно легко спрогнозировать, что человек 100% будет ходить по поверхности Земли, не парить, не проваливаться в грунт до ядра. Система из частных: «Земля, человек, гравитация» — нам ясна гарантированно. Настолько гарантированно, насколько точно мы смогли определить факторы, а в этом случае это не сложно.

Факторы
Рис. 6 «Факторы»

Как анализировать сложные системы? В каждой системе есть более значимые факторы, и менее значимые, причем каждый в своей плоскости-многомерности. Как книга, где на каждой странице буквы ближе к краю или дальше. Но чем обобщающее отдельный фактор — тем он и значимее для всей системы. Русло обобщает молекулы воды. Буквы на обложке книги — более значимы чем те, что внутри. Заглавие вмещает в себя все буквы книги, обобщает их. Понимая такой значимый, обобщающий фактор в системе уровнем выше, мы четко будем понимать как будут вести себя системы уровнем ниже. Сведя понимание жизни в точку — будешь знать как поведут себя все проявления жизни, все ее законы и перемены, все направления линий из точки. Понимая как работает желудок — кладешь в рот пищу, прогнозируешь ее поведение дальше.

«Многомерный, многофакторный анализ систем» сводится к поиску более общей системы, чем наблюдаемая, для изучения коммуникаций между частными наблюдаемой системы. По прежнему, осуществляем анализ и синтез. Выделяем общие признаки как «наиболее значимые факторы». Тот самый «взгляд со стороны».

3. Системный анализ мира, воспринимаемого человеком

Какие системы мы можем выстроить «вперед и назад» от понятия Человек?

Человекоцентрична ли система мира? Почему социология это «наука обо всём».

Особо значимые системы понимания мира, удобные для систематизации, с удобными отличиями:

1) Общий закон бытия, или гармония. Всё коммуницирует объективно, по своей природе.

2) Физика частиц как ее понимает Хокинг. Всё состоит из атомов и так далее.

3) Химия молекул и взаимодействия, заметного «вооруженным глазом».

4) Метамолекулы, или организмы. Взаимодействующие по неявному алгоритму, который определяется явным, полностью автоматическим алгоритмом простых молекул, входящих в состав организмов.

5). Биология, как коммуникации между автономными метамолекулами, организмами.

6) Социология, как частный пример биологической коммуникации, некое «транс-персональное Эго»:

6.1) Культура (этика), идеологический аппарат общества, то что определяет структуру социума. «Общая нервная система социума».

6.2) Экономика, то что реализует культуру выживания (сохранения целостности индивидов-метамолекул) через структуру социальных отношений.

6.3) Финансы, исчисление экономических отношений, приведение к общему измерению.

6) Психика индивида, целостная личность, Эго, индивид.

7) Отдельные модели поведения, отдельные «Я» внутри «Эго» (например, по Хорни или Берну), неосознанное.

8) Филогенетические, и генетические предпосылки различных моделей поведения.

То есть, если мы понимаем как устроены атомы, то поймем и молекулы, поймем клетки человека. Поняв клетки человека и их отношения с внешней средой — поймем роль биологической популяции, а в ней роль человеческого вида. Понимая роль человеческого вида — поймем законы внутри популяции, какими идейными триггерами определяются трансформация человеческой популяции и ее структура. Понимая идеи — поймем какими коммуникациями осуществляется взаимодействие частей социума от крупных социальных пирамид — государств, через более мелкие (например, корпорации, спортивные команды) до межличностых. Понимая межличностное общение — поймем структуру нашего «Эго». Понимая структуру «Эго», можем предположить его действия при формировании личности, социальной группы, социума и смысла бытия человека (смысла жизни) вообще. Понимая социальные отношения, поймем экономические, а значит и их циферный обсчет (финансы). Видя финансовый бюллетень — делаем выводы о демографической ситуации и даже о влиянии всей популяции на планету (вырастет добыча нефти или нет).

Общая наука
Рис. 7 «Общая наука»

В последние лет 50–х, со всё возрастающей детализацией трактовки, применяется мем «поведенческая система»: поведенческая экономика, психология, психиатрия. Но для более ясного понимания — необходимо анализировать всю популяцию и высшую относительно ее систему (физический мир) комплексно. Не «поведенческая экономика» из анализа действий индивидов, но «социологическая экономика», которая залазит и в физику, и химию. Любая отрасль психологии касается как психического так и социологического. Залазит в физику и химию процессов: нейрофизиология и другие физиологии. И должна активно касаться логических уровней понимания. Но отрасли логического понимания (математика, системный анализ, стратегический маркетинг) живут все же своей жизнью, в отрыве от практических применений. Психиатрическая практика, задачи бизнес-планирования, массовых коммуникаций, прочего — только-только начинают системное применение «системного анализа». Хоть в народе выражение «читать между строк» известно уже довольно давно, как известно, что с «горы видно дальше», а детально изучать нужно «под микроскопом».

Формулировка «любого понимания явлений» с точки зрения «понятий системного анализа» поможет намного лучше структурировать знание, а значит и успешно его применить.

© А.Б. Ковтун, 2015 г.

Просмотров: 854
Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Рамиль Гарифуллин. Психология музыкального восприятия Мира или стоит ли очеловечивать Мир идеей Бога?
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь