Кеннет Роберт Хендерсон Маккензи

Кеннет Роберт Хендерсон Маккензи (Smith) (31 октября 1833, Дептфорд – 3 июля 1886) (Mackenzie) (31 октября 1833, Дептфорд – 3 июля 1886)   английский лингвист, переводчик, востоковед и оккультист.

Ранний период

Маккензи родился 31 октября 1833 в Дептфорде неподалеку от Лондона (Англия) и получил образование в Вене, где его отец, доктор Роуленд Хилл Маккензи работал помощником хирурга в акушерском отделении Императорской больницы. Около 1840 г. родители Кеннета вернулись в Англию, а сам он остался в Вене, где, помимо других предметов, изучил ряд языков: немецкий, французский, иврит, латынь и древнегреческий. В 17-летнем возрасте Кеннет Маккензи приехал в Лондон и устроился на работу в издательство Бенджамина Дизраэли.

Литературная и научная деятельность

В 1851 г., в возрасте 18 лет, Маккензи перевел краткую биографию Гомера, авторство которой приписывалось Геродоту; это произведение вошло в сборник Теодора Алоиза Бакли "'Одиссея' Гомера, гимны, эпиграммы и 'Война мышей и лягушек'". В 1852 г. увидели свет его переводы книг Карла Рихарда Лепсиуса "Памятники Египта, Эфиопии и Синайского полуострова" (с немецкого) и Ганса Христиана Андерсена "В Швеции" (с датского). Кроме того, Маккензи продолжил сотрудничество с Т.А. Бакли, написав главы о Пекине, Америке и Скандинавии для его антологии "Великие города древнего мира" (1852), об Испании - для антологии "Великие города Средневековья" (1853) и об английском поэте-романтике Томасе Чаттертоне - для сборника "Юные годы выдающихся людей" (1853).

В 1853 г. в издательстве "Рутледж" была опубликована книга Маккензи "Бирма и бирманцы". В том же году Маккензи принял участие в подготовке нового издания книги Уолтера Сэвиджа Лэндора (1775—1864) "Воображаемые беседы", построенной как вымышленные диалоги между реальными историческими лицами — государственными деятелями, философами, полководцами, писателями и т.д, от античности и до конца XVIII века. В 1854 г. Маккензи перевел книгу немецкого историка Фридриха Вагнера "Шамиль и Черксия", а в 1855 - исследование немецкого фольклориста Й.В. Вольфа "Сказки Оденвальда".

В 1854 г., в возрасте 20 лет, Маккензи был принят в ряды лондонского Общества любителей древности, а в 1855 г. - в Королевское азиатское общество, в котором состоял до 1861 г.

С октября 1858 по январь 1859 г. Маккензи выпустил за свой счет четыре номера журнала "Биологическое обозрение: ежемесячный каталог достижений Науки о жизни". В 1859 г. вышел в свет его перевод средневековой легенды о Тиле Уленшпигеле, в предисловии к которому Маккензи писал: "Впервые [эта легенда] была опубликована в эпоху магов, астрологов и алхимиков <...> Вскоре после этого Корнелий Агриппа счел нужным выступить против злоупотребления подобными предметами в своем трактате 'О тщете и недостоверности всех наук и искусств' <...> Настоятелем бенедиктинского монастыря в Шпонгейме в ту пору был Иоганн Тритемий.

В мае 1863 г. Маккензи выступил на собрании Общества любителей древности с докладом по истории английских букварей. В 1870 г. он опубликовал перевод биографической книги Иоганна Георга Людвига Гезекиля "Жизнь Бисмарка", а в 1872 г. приступил к историческому исследованию древнегреческого напитка, известного под названием "zythogala" (смесь молока и пива), но эта работа так и осталась неоконченной. В 1883 г. в составе сборника сказок Г.Х. Андерсена "Калоши счастья и другие сказки" была опубликована биографическая статья Маккензи об Андерсене.

Главный исследовательский труд Кеннета Маккензи - "Королевская масонская энциклопедия: история, обряды, символы и жизнеописания" - вышел в свет в 1877 г.

Оккультная деятельность

Интерес к оккультизму пробудился у Маккензи в ранней юности. Среди прочего, он утверждал, что еще в Вене стал посвященным некоего немецкого розенкрейцерского общества благодаря близкому знакомству с графом Аппоньи (у которого одно время жил как домашний учитель)

В 1861 г. Маккензи поехал в Париж, чтобы встретиться с французским оккультистом Элифасом Леви. Там же он во второй раз встретился с американским розенкрейцером Паскалем Беверли Рэндольфом, с которым познакомился еще в 1854-м. Согласно некоторым свидетельствам, Маккензи, как и Рэндольф, в тот период увлекался кристалломантией при помощи магических зеркал; его главным наставником в этой области был известный ясновидец и оккультист Фредерик Хокли.

В 1864 г. Роберт Уэнтворт Литтл обратился к Маккензи за помощью в переводе и обработке неких старинных розенкрейцерских ритуалов, найденных в хранилище Масонского зала в Лондоне. В 1866 г. на основе этих ритуалов Литтл создал Английское общество розенкрейцеров (SRIA), руководящие посты в котором заняли, помимо самого Литтла, Уильям Уинн Уэсткотт, Уильям Роберт Вудман и С.Л. Мазерс - будущие основатели Герметического ордена Золотой Зари.

В 1870 г. Маккензи прошел посвящение в масонской ложе "Дуб" (№190). Его дядя Джон Херви к тому времени давно уже состоял в Объединенной великой ложе Англии и занимал в ней пост Верховного Секретаря. Самого Маккензи в мир масонства привели семейные связи и чисто интеллектуальный интерес, на удовлетворение которого хватило нескольких месяцев. Менее чем через год после посвящения Маккензи ушел из ложи, найдя более интересными маргинальные масонские общества, действовавшие в это время. В 1872 г. он вступил в в Английское общество розенкрейцеров, а в 1875 г. покинул его ряды и присоединился к парамасонскому Королевскому Восточному ордену Сикха и Сат-Бхаи, оказав его руководителям помощь в разработке орденских ритуалов.

С 1874 г. Маккензи работал над составлением "Королевской масонской энциклопедии", которая увидела свет в 1877 г. В этот же период он намеревался эмигрировать в Канаду (премьер-министром которой с 1873 по 1878 гг. был его кузен, Александр Маккензи), однако этот замысел остался неосуществленным.

В 1881 г. под редакцией Маккензи вышли несколько первых номеров масонского журнала "Кнеф". Кроме того, Маккензи собирался выпустить книгу под названием "Игра в Таро с исторической и символической точки зрения", но так и не приступил к задуманному исследованию. Вместо этого в 1882 г. он основал два новых эзотерических общества: "Орден Света" и масонское "Общество Египта", ставившее своей целью "изучение алхимии". Также Маккензи был генеральным секретарём Сведенборгианского устава масонства, основанного в Соединённых Штатах и действовавшего в Англии с 1876 г.

Личность и характер

Знакомые отзывались о Маккензи как о человеке эксцентричном; говорили, что на трезвую голову он был "приятнейшим собеседником", но, выпив, становился резким и даже грубым (еще в Вене Маккензи пристрастился к австрийскому красному элю и мюнхенскому пиву). Постоянным источником дохода он не располагал. По слухам, Маккензи разработал систему астрологического предсказания победителей на лошадиных бегах, на практике оказавшуюся бесполезной.

В 1873 г. друг и наставник Маккензи Фредерик Хокли писал о нем: "О мистере Кеннете Маккензи мне даже говорить не хочется. Я познакомился с ним лет пятнадцать или шестнадцать тому назад. Тогда он был очень молод; он получил образование в Германии, где основательно выучил немецкий и французский, и о его переводах в печати отзывались с большим восторгом; он всей душой жаждал изучать оккультные науки и на трезвую голову был самым приятным собеседников из всех, кого я когда-либо встречал. Но, к сожалению, из-за его дурных привычек и невоздержанности мне трижды приходилось рвать с ним отношения, причем всякий раз я терпел лет по шесть или семь; наконец, в одном из писем он нанес мне такое грубое оскорбление, что продолжать общаться с ним стало решительно невозможно. Это тем более досадно, что его мать - достойнейшая леди, а его дядюшка, наш достопочтенный Верховный секретарь Брат Херви, издавна благоволил мне <...> В последнем номере 'Франкмасона' я видел объявление, что он женился. Искренне надеюсь, что это предвещает перемены к лучшему" (подразумевалось бракосочетание Маккензи с Александриной Эйдон в 1872 г.).

Смерть и посмертно открытые произведения

Согласно одной из наиболее убедительных версий, опирающейся, среди прочего, на графологическую экспертизу, именно Маккензи был подлинным автором шифрованных рукописей, на основании которых вскоре после его смерти был учрежден Герметический орден Золотой Зари: У.У. Уэсткотт получил эти документы от А.Ф.А. Вудфорда, который, в свою очередь, выкупил их у вдовы Маккензи. В 1888 г. Александрина Маккензи стала одной из первых посвященных ЗЗ, приняв девиз "Cryptonyma" (лат. "Тайное имя", ж.р. от "Cryptonymus" — псевдонима, которым пользовался Кеннет Маккензи), но так и не продвинулась дальше степени Неофита и в 1896 г. покинула ряды ордена.


Перевод и составление: Анна Блейз



Просмотров: 647
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • Гершом Шолем. Представление о големе в его теллурических и магических связях
  • Семен Дубнов. Яков Франк и его секта христианствующих
  • Г. М. Шеллурд. Апокалипсис Адама: очевидность его гностико – христианского происхождения
  • Кем был Айвасс
  • Что такое алхимия?
  • ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
  • Hendrik Bogdan. Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена «Золотой Зари»
  • Уильям Роберт Вудман
  • R. A. Gilbert. Храмы Герметического ордена Золотой Зари
  • Чик и Сандра Табата Цицеро. История Ордена Золотой Зари
  • Роберт Уильям Фелкин
  • Фредерик Хокли
  • Генрих Корнелий Агриппа. Об оккультной философии, или О магических церемониях. Четвертая книга
  • Александр Бёлиг. Якоб как ангел в гностицизме и манихействе
  • Уильям Уинни Уэсткотт
  • Александр Голомбиовский. Дело о чародействе во второй половине XVIII века
  • Старберст. Магия как молоток
  • Генрих Корнелий Агриппа. Из Третьей книги Оккультной философии
  • Роберт М. Прайс. Эволюция Павлова канона
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Константин Петков. Еще о подлинной сущности "Сущего"
  • Кеннет Грант
  • Кеннет Грант. Ключ к Пирамиде
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие арканы Таро в системе Золотой Зари: структура и каббалистическая символика
  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — II
  • Кеннет Грант. Область Огненного Змея
  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — I
  • Пахор Лабиб. Отголоски Древнего Египта в библиотеке Наг-Хаммади
  • Кеннет Грант. "Ночная сторона Эдема". Часть II
  • Израэль Регарди. Эдемский сад до и после Грехопадения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь