Жерар Анкосс (Папюс)

1865 1916

Жерар Анаклет Винсент Анкосс родился в Ла Корунья в Испании 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец - французом. Глава семейства Луи Анкосс подвизался в качестве химика. Когда Жерару было 4 года, его родители перебрались в Париж, где он и получил образование.

В молодости Анкосс провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением Каббалы, Таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним "Папюс", который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из "Нуктемерона Аполлония Тианского" Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге "Догматы и ритуалы высшей магии") и означал "врач". Папюс прославился прежде всего как автор более 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.

Любопытную характеристику Папюсу дал его современник, другой известный французский маг и оккультист Жюль Буа: "Хороший работник, превосходный организатор, он взрывал свою борозду плугом энциклопедизма - к несчастью, слишком поспешного. Он оставил огромные книги, наполненные всяким хламом, в них отовсюду набраны цитаты и рисунки, перепутаны тексты (...) Это была густая похлебка для людей, изголодавшихся по чудесному: их вкус не придирчив, - только бы насытиться. Но - несправедливо требовать от него художественности, в то время как он обладает всеми качествами хорошего, методического компилятора".

В октябре 1887 года Папюс вступил во Французское Теософическое Общество, однако, вскоре покинул его, так как был недоволен тем, что Теософическое Общество сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме. Он также был членом Герметического Братства Света. В 1888 году Папюс вместе со своим другом Люсьеном Шамуэлем основали "Librarie du Merveilleux" и стали издавать его ежемесячный журнал "L'Initiation", выходивший до 1914 года.

Своим "духовным учителем" Папюс называл таинственного мага и целителя известного как "Мэтр Филипп" (Philippe Nizier) (1849-1905 гг.), совместно с которым он одно время владел лечебницей. Но его первым настоящим учителем в интеллектуальных вопросах оккультизма был маркиз Джозеф Александр Сент-Ив д'Альвейдер (1842-1910 гг). Сент-Ив унаследовал архив одного из великих основателей французского оккультизма, Антуана Фабра де Оливе (1762-1825 гг.), и вероятно, именно Сент-Ив представил Папюса маркизу Станисласу де Гуайта (1860-1898 гг.). В 1888 году Папюс, Сент-Ив и Гуайта, объединившись с Джозефом Пеладаном и Освальдом Виртом, основали Каббалистический Орден Розы-Креста.

12-15 мая 1891 года Папюс участвовал в знаменитых дуэлях между Гуайта и писателем Жюлем Буа, нападавшим на Гуайта в печати. Буа, в свою очередь, оказался вовлеченным в "магическую войну" между Гуайтом и его соперником аббатом Булланом. Буллан был главой раскольнического отделения Oeuvre Lа Misеricorde ("Труд Милосердия"), оккультной церкви, основанной Эженом Винтра в 1851 году. Одним из эпизодов этой войны стала публикация романа Жорис-Карла Гюисманса "La Bas" ("Там внизу"), поразительная история магов-сатанистов, в которых легко можно было угадать самого Гуайту и его знакомых.

В первый раз Буа и Гуайта дрались на пистолетах. Буа ожидал, что зловещие магические влияния скажутся на результате поединка; Однако все произошло иначе. По дороге к месту дуэли на его лошадь напал необъяснимый ужас, и этот припадок чуть не стоил оккультисту жизни. Но во время поединка ни Гуайта, ни Буа не пострадали. Впоследствии обнаружилось, что оружие одного из них (кого точно не известно, но с большей вероятностью говорят о пистолете Гуайты) дало осечку, и пуля не вылетела из ствола.

Второй поединок был на саблях. Дрались Буа и Папюс. На сей раз, по пути к месту дуэли, карета Буа опрокидывалась дважды. Но во время поединка Папюс и Буа лишь слегка ранили друг друга и позже сделались большими друзьями.

После смерти Гуайты в 1897 году (Станисласу де Гуайта на момент смерти было всего дишь 36; есть две версии причины смерти - уремия, согласно показаниям родственников, и передозировка морфия - согласно более распространенному мнению в оккультных кругах), Папюс стал последним руководителем Кабалистического Ордена Розы-Креста.

В 1891 году Папюс создал l'Ordre des Supеrieurs Inconnus, который приобрел известность как Орден Мартинистов. Он был основан на двух угасших масонских обрядах: Обряде Elus-Cohens или Избранных Священников Мартинеса Паскалиса, или Паскуалиса (1700-1774 гг.); и Восстановленный Обряд Святого Мартина Луи Клода Сен-Мартена (1743-1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом "Неизвестный Философ". В ордене Мартинистов было три степени посвящения. Папюс утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалиса, а полномочия Обряда Святого Мартина были даны ему его другом Генри Висконтом Делаажем. Сам Делааэ утверждал, что его дед по матери был введен в орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 году он даже попытался восстановить орден самостоятельно. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает его дело.

В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви ("Еglise Gnostique") Франции Юлиусом Дуанелем, который основал ее в 1890 году с целью восстановить религию катаров. В 1895 году Дуанель сложил полномочия Примаса Гностической церкви Франции, оставив управление Церковью синоду из трех его прежних епископов, одним из которых был Папюс. 23 марта того же самого года Папюс вступил в Храм Ахатор Ордена Золотой Зари в Париже.

Несмотря на серьезные занятия оккультизмом и активное участие во многих оккультных группах, Анкосс находил время и для обычных академических занятий в Парижском университете. В 1894 году он получил степень доктора медицины за диссертацию по философской анатомии. Он открыл клинику на улице Родена и имел процветающую практику.

Папюс трижды - в 1901, 1905 и 1906 годах - посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал царя Николая II и царицу Александру как врач и оккультный советник. В октябре 1905 года Папюс предположительно вызывал дух Александра III, отца царя Николая, который предсказал, что царь потерпит крушение от рук революционеров. Говорят, Папюс пообещал царю магически отсрочить исполнение пророчества Александра, по крайней мере, до своей смерти (его заявление оказалось вполне точным, Николай потерял свой трон через 141 день после смерти Папюса). Хотя для царя и царицы Папюс, вероятно, был не более чем шаманом, интересно, что в дальнейшем он пытался оказывать им помощь в принятии государственных решений. К примеру, в последующей переписке он неоднократно предупреждал их против влияния Григория Распутина.

Впоследствии Жан Брико утверждал, что в ходе своих поездок в Россию Папюс основал в Царском селе мартинистскую ложу, во главе с Николаем II. Однако это сообщение ничем не было подтверждено. Более достоверной выглядит информация о том, что первую в России мартинистскую ложу основал в 1899 году в Петербурге граф Валериан Муравьев-Амурский (брат министра юстиции), принятый около 1895 года Папюсом в его Орден Мартинистов.

Папюс никогда не принадлежал к регулярному масонству Великого Востока. Напротив, он критиковал его за то, что оно (в отличие от Тайного Христианства Гностической церкви, Каббалистического ордена Розы-Креста и Ордена Мартинистов) отменило для своих членов обязательную веру в Верховное существо и стало атеистическим. 12 июля 1899 года, стремясь соединить свой Орден с оккультным масонством. Папюс был инициирован в лишь масонский обряд Мемфиса и Мицраима, не признаваемый "регулярным масонством".

В 1907 году Анкосс и Луи-Софрон Фугерон (оба - епископы Гностической церкви Дуанеля) совместно с Жаном Брико (который состоял в Ордене Мартинистов) основали Католическую гностическую церковь ("Eglise catholique Gnostique"), которая включила в себя некоторые обряды Римско-католической церкви. Год спустя она была переименована во Вселенскую гностическую церковь.

24 июня 1908 года Папюс организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название "Международной масонской конференции". На ней Папюс получил от главы О.Т.О. Теодора Ройсса (Мерлин Перегринус, 1855-1923 гг) патент на учреждение в Париже "Высшего Великого Генерального Совета Объединенных обрядов Древнего и Общедоступного масонства для Великого Востока Франции и зависимых от него стран". Очевидно тогда же Ройсс даровал Папюсу X° (административный градус) O.T.O. для Франции. В свою очередь Папюс посвятил Ройсса в епископы Католической Гностической церкви, что впоследствии позволило ему включить эту Церковь в систему О.Т.О. В 1913 году, после смерти известного масона Джона Яркера, Папюс был избран его преемником в должности Великого Иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима.

Когда началась первая мировая война, Папюс вступил в французский армейский медицинский корпус. Как пишет его сын Филипп Анкосс, "будучи главным врачом фронтового госпиталя, он, не считаясь ни с чем, отдавал все свои силы на лечение как французских, так и немецких раненых. Переутомившись и серьезно заболев, он вернулся в Париж, где через несколько месяцев был сражен безжалостной хворью". Папюс умер от туберкулеза 25 октября 1916 года в возрасте 51 года.

Стоит отметить, что из всех оккультных авторов конца XIX - начала XX веков Папюс самый "издаваемый". На русском языке многократно выходили "Практическая магия", "Магия и Гипнотизм", "Первоначальные сведения по оккультизму", "Наука о числах", "Каббала или Наука о Боге", "Генезис и развитие масонских символов" и т.д.

При составлении биографии Папюса использована информация из статей Тау Апириона "Папюс" и "Жерар Анкосс и французское оккультное возрождение", публикации документов В. Брачева: "Петербургские мартинисты 1910-1925 годов", книг А. Серкова "История русского масонства 1845-1945", Жуля Буа "Невидимый мир".

 

© Ложа "Убежище Пана" O.T.O.

© Psyoffice.ru



Просмотров: 1061
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • Семен Дубнов. Яков Франк и его секта христианствующих
  • Гершом Шолем. Представление о големе в его теллурических и магических связях
  • Г. М. Шеллурд. Апокалипсис Адама: очевидность его гностико – христианского происхождения
  • Кем был Айвасс
  • ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
  • Алекс Мома. Восприятие смерти в гностической традиции начала христианской эры
  • Что такое алхимия?
  • Старберст. Магия как молоток
  • Александр Бёлиг. Якоб как ангел в гностицизме и манихействе
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Лон Майло Дюкетт. Тайны Розы и Креста
  • Оборудование Магического Храма для Гоэтических работ
  • Fr. Roman. В момент смерти...
  • Чик и Сандра Табата Цицеро. История Ордена Золотой Зари
  • R. A. Gilbert. Храмы Герметического ордена Золотой Зари
  • Hendrik Bogdan. Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена «Золотой Зари»
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Fr. Unicorn. В присутствии смерти. Практика чод в свете западной традиции
  • Матвей Фиалко. Теория астрального света Элифаса Леви
  • Милан Лось. Церковь Римская и Церковь Божья
  • Бенджамин Роу. Енохиана: более пристальный взгляд
  • Clavicula Salomonis или [Большой] Ключ царя Соломона
  • Магия Арбателя или Духовная Мудрость Древних
  • Soror I.C., Soror N, Frater Marsyas. Первоначальные сведения по магии
  • Дональд Тайсон. Дальнейшая история енохианской магии
  • Анни Хорниман. Продвижение по Степеням Ордена
  • Символизм Колонн в Ордене «Золотой Зари»
  • Призывание Четырех стихий в Ордене Золотой Зари
  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Л. М. Дюкетт. Ключ к Ключу Соломона. Тайны магии и масонства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь