Уилфред Смит

9 июня 1885 27 апреля 1957

Уилфред Тальбот Смит (Smith)  американский оккультист английского происхождения, сыгравший важную роль в распространении учения Телемы в Северной Америке.

Ранний период

Уильфред Тальбот Смит родился в Тонбриндже (графство Кент, Англия) 9 июня 1885 г. как незаконнорожденный сын Освальда Кокса – отпрыска одного из богатейших семейств города – и служанки Коксов, Минни Уэнем. Ребенок был зарегистрирован под именем "Фрэнк" и под фамилией матери, однако уже в раннем детстве родственники по отцу дали ему имя "Уилфред Смит". Первые несколько лет Уилфреда воспитывали родственники по отцовской линии (с матерью он так больше и не увиделся), а в четыре года его отдали в частный пансион. В этом заведении с мальчиком дурно обращались, но ему пришлось провести там более шести лет, пока, наконец, его тетка не узнала о побоях и лишениях, которым подвергался племянник, и не перевела его в другую школу. Только там, в возрасте 12 лет, Уилфред научился читать. В 1897 г. бабка по отцу взяла его с собой на год в Швейцарию. С 1899 по 1901 гг. Уилфред учился в Бэдлз-скул в Гемпшире, где у него появилось хобби, сохранившееся на всю жизнь, - переплетное дело. Затем до 1906 г. он работал подмастерьем столяра-краснодеревщика в Кендэле в Озерном крае (графство Камбрия).

В 1907 г. Смит решил эмигрировать в Канаду. Прибыв в Новую Шотландию, он устроился рабочим на ферму в Саскачеване, с 1909 по 1911 гг. работал на складе кондитерской фабрики в Ванкувере (Британская Колумбия), затем еще девять месяцев - на лесозаготовках и, наконец, вернувшись в Ванкувер, в апреле 1912 г. был принят на должность бухгалтера в железнодорожную компанию. В том же году Смит познакомился со своей будущей спутницей жизни - Эмили Софией Тальбот (в девичестве Джексон), которая была примерно на 20 лет старше Смита и имела взрослую дочь от первого брака. Впоследствии она подписывалась как "Эмили Тальбот Смит" (хотя официально Смит на ней так и не женился), а Смит принял фамилию первого мужа Эмили как свое второе имя. В дневниках Смита и его знакомых Эмили фигурирует под прозванием "Нем".

К тому времени Смит уже начал испытывать глубокое отвращение к христианству и основанной нем викторианской морали и в поисках новой религии увлекся восточной философией, йогой и западной эзотерикой. В числе его сотрудников оказался Чарльз Стенсфилд Джонс, ученик Алистера Кроули, известный под магическим именем "Брат Ахад". Джонс дал Смиту почитать первую часть "Книги Четыре" Кроули, посвященную йоге, и первый номер журнала "Эквинокс". Смит стал Учеником ордена A.'.A.'. и тем самым получил доступ к другим произведениям Кроули. Он начал практиковать по программе A.·.A.·. под руководством Дж. Ф. Ч. Фуллера и вести магический дневник.

В октябре 1914 г. Смит, Нем и ее дочь от первого брака, Кэт, переехали в дом, построенный по особому проекту архитектора-телемита Говарда Э. Уайта (по адресу Северный Ванкувер, 13-я улица, восточная сторона, дом №138). На чердаке этого дома Смит оборудовал храм для телемических ритуалов.

Ложа О.Т.О. №1 Британской Колумбии (1915 1922)

В апреле 1915 г. Смит вступил в O.T.O., пройдя посвящение в степень Минервала в ложе №1 Британской Колумбии. В мае того же года он принял участие в открытых для публики "Обрядах Исиды", которые ложа устроила с целью привлечения новых соискателей. В тот же период Смит начал в частном порядке экспериментировать с психоактивными свойствами мескалина. В октябре 1915 г. он познакомился с Кроули, посетившим ванкуверскую ложу. Вскоре после этого он продвинулся до II степени О.Т.О., а в марте 1916 получил степень Послушника в A.·.A.·. и взял магический девиз "Nubem Eripiam" (лат. "Я похищу облако").

Тем временем Смит вступил в любовную связь со своей падчерицей Кэт, из-за чего отношения с Нем осложнились. В О.Т.О. состояли все трое; в ноябре 1916 г. они попытались покинуть орден, чтобы их личные проблемы не сказывались на атмосфере в группе, но заявления о выходе из О.Т.О. были отклонены, и к январю 1917 г. все трое вернулись к активной работе в ложе - хотя и ненадолго, т.к. в марте ванкуверская ложа закрылась на 13 месяцев. Изучив магический дневник Смита, Кроули и Джонс пришли к выводу, что он делает большие успехи и достоин перехода на степень Неофита. В декабре 1917 г. Кэт родила от Смита сына, который получил имя Ноэль Тальбот-Смит. Джонс объявил Ноэля воплощением "Венценосного и Победоносного Ребенка", предсказанным в "Книге Закона". Между тем сам Джонс получил звание Наместника О.Т.О. в Канаде и восстановил ложу О.Т.О. в доме Смита, назначив последнего Достопочтенным Мастером. Однако вскоре Джонс попытался присвоить себе степень Совершеннейшего A.·.A.·., испортив тем самым отношения с Кроули, и, в конце концов, временно покинул О.Т.О., что вызвало у Смита глубокое разочарование.

Смит между тем продолжал заниматься по программе Неофита, хотя работа в ложе О.Т.О. постепенно сошла на нет после смерти Говарда Уайта, скончавшегося от испанки в ноябре 1918 г., в возрасте 33 лет. Джонс вернулся в О.Т.О. и переехал в Детройт (США). В 1920 г. Смит был уволен с работы, последовал за Джонсом в Детройт, где уже образовалась небольшая община телемитов, и устроился клерком в городскую компанию по газоснабжению. Достопочтенным Мастером ванкуверской ложи была назначена Нем. В марте 1921 г. Джонс и Смит отправились в Чикаго, а в июне Смит временно вернулся в Северный Ванкувер, чтобы повидаться с семьей. В том же году Джонс уговорил Смита вступить в эзотерическую организацию католического толка под названием "Универсальное братство", но Смит быстро покинул ее ряды. В Ванкувере Смит помог одному из членов О.Т.О., Фрэнку Пейджу, организовать ложу №3 Британской Колумбии в Камлупсе, собственноручно изготовив всю храмовую утварь. Однако новая ложа закрылась через год, а в феврале 1922 г. прекратила существование и ложа №1 в Ванкувере.

Лос-Анджелес (19221935)

Не сумев найти работу в Ванкувере, Смит отправился в Лос-Анджелес (Калифорния, США). По дороге он посетил Сан-Франциско, где познакомился с Сесилом Фредериком Расселом (телемитом, отколовшимся от организаций Кроули и основавшим собственную группу – "Клуб Хоронзона"), но дружеских отношений между ними не сложилось, а впоследствии Смит утверждал, что подметил за Расселом склонность к педофилии. В Лос-Анджелесе Смит устроился на работу в компанию по газоснабжению, завязал любовные отношения с женщиной по имени Энн Барри и начал время от времени посещать собрания местной эзотерической организации – Объединенной ложи теософов. Кроме того, он попытался получить американское гражданство, однако в этом ему было отказано – на том основании, что Смит объявил себя женатым человеком, но не смог предоставить тому документального подтверждения. Джонс между тем сочетал работу в телемических орденах с попыткой основать собственную группу – "Психомагическое общество". Он предложил Смиту должность лос-анджелесского секретаря этой организации, и из симпатии к Джонсу Смит согласился, однако учение "Психомагического общества" оставило его равнодушным. Кроули также не признал за группой Джонса никакой практической ценности, в результате чего отношения между ними вновь осложнились, и в 1926 г. Джонс окончательно разошелся с Кроули.

Стремясь расширить сферу распространения Телемы в Лос-Анджелесе, Смит взял в ученики одного из своих коллег по работе, Оливера Джейкоби, и начал обучать его по системе A.·.A.·. Осенью 1927 г. у Смита завязалась тесная дружба с телемиткой и голливудской актрисой Джейн Вулф. Несмотря на романы с другими женщинами и эксперименты в области однополого секса, Смит не забывал о Кэт; в 1927 г. она приехала к нему в Лос-Анджелес, и 24 августа они заключили официальный брак, после чего Кэт вернулась в Канаду. Некоторое время она пыталась убедить Смита отказаться от оккультизма и Телемы и переехать к ней в Монреаль, но Смит не поддался на уговоры, и в мае 1930 г. их недолгий брак завершился разводом. С июля по сентябрь 1929 г. Смит жил с замужней женщиной по имени Леота Шнайдер (которая затем вернулась к мужу), а с июля по декабрь 1930 г. провел серию сексуально-магических ритуалов с Джейн Вулф, хотя отношения между ними остались платоническими. Затем Смит познакомился с Региной Каль и ее сестрой Леоной Уотсон ("Ли") и в начале 1931 г. посвятил их в О.Т.О. С обеими сестрами его связывали сексуальные отношения; связь с Региной переросла в более глубокое чувство, а Ли вскоре рассталась со Смитом и покинула орден.

В 1932 г. Кроули, вернувшийся к тому времени в Англию, тяжело заболел и, опасаясь скорой смерти, прислал Смиту завещание, в котором утверждалось, что в случае смерти Кроули должность Верховного Брата и Внешнего Главы О.Т.О. перейдет к Смиту. Однако вскоре Кроули выздоровел и завещание утратило актуальность. В мае того же года Смит и Регина Каль арендовали большой дом в Голливуде (дом №1746 на Вайнона-бульвар) и стали сдавать часть комнат в субаренду. Каль и Джейн Вулф обустроили в мансарде храм для телемических ритуалов и в марте 1933 г. провели в этом храме первую Гностическую мессу, открытую для публики. Кроули остался доволен этой инициативой, и Гностические мессы в доме Смита и Каль стали проводиться еженедельно. Постепенно эти церемонии и сопутствующие им "кроулианские вечера" стали собирать все больше гостей; число посетителей возросло в среднем до 150, и среди них встречались такие голливудские знаменитости, как Джон Кэррадайн, снявшийся в 340 фильмах. В апреле 1934 г. Смит учредил и официально зарегистрировал Церковь Телемы, но Североамериканское отделение О.Т.О. так и осталось незарегистрированным тайным обществом. В связи с этим событием возникли недоразумения: Кроули рассердился на Смита, решив, что Смит зарегистрировал именно О.Т.О., и на некоторое время прервал всякую переписку с ним. Между тем Смит пытался возродить Североамериканское отделение О.Т.О., пришедшее в упадок, и посвятил 15 новых соискателей, многие из которых перешли в О.Т.О. из "Клуба Хоронзона".

Ложа "Агапе" (1935 1934)

В сентябре 1935 г. Смит организовал в своем голливудском доме ложу "Агапе" №1 и посвятил в степень Минервала семерых соискателей. При этом он дал объявление об учреждении новой ложи в журнале "Американская астрология" и опубликовал разъяснительную брошюру о деятельности О.Т.О. В ложе "Агапе" проводились регулярные собрания, лекции и учебные занятия, а также светские мероприятия и еженедельные Гностические мессы, открытые для публики. В феврале 1936 г. состоялась месса в честь Уэйна Уокера – сторонника религиозного движения "Новое мышление" и руководителя группы "Глас исцеления". Смит надеялся, что Уокер и его последователи окажут поддержку Телеме, но их отпугнула сексуальная свобода, царившая в ложе. Позднее в том же году руководству лос-анджелесской компании по газоснабжению, в которой работали Смит и Джейкоби, стало известно об их участии в оккультной деятельности, в результате чего Смита понизили в должности до простого счетовода, а Джейкоби уволили. Рассерженный Джейкоби покинул О.Т.О. вовсе, а Смит свернул ритуальную работу в ложе на целых три года.

Работа ложи "Агапе" возобновилась после того, как Регина Каль, работавшая преподавательницей актерского мастерства, привела в группу трех своих учениц, в числе которых была Филлис Секлер. В тот же период к ложе присоединилось еще несколько человек, в том числе Луис Каллинг и Рой Леффингуэлл. Однако рост численности группы повлек за собой ссоры и расколы, и с марта 1940 по март 1941 гг. деятельность ложи приостановилась вновь – до того момента, как возникла необходимость посвятить двух новых соискателей: Джона Парсонса и его жену Хелен. Смит вызвал у Парсонса смешанные чувства – одновременно "и отвращение, и влечение"; но, со своей стороны, Смит писал Кроули, что Парсонс – "просто замечательный человек <...> У него блестящий ум <...> Дж.П. будет очень полезен". Парсонсы привели в ложу "Агапе" нескольких новых соискателей: Грейди Макмертри и его невесту Клэр Палмер, а также сестру Хелен – Сару Нортроп. В феврале 1939 г. была убита Айна Сосойена, молодая студентка колледжа, посещавшая Гностические мессы; никаких улик, связывающих это преступление с ложей, не обнаружилось, но желтая пресса поспешила соединить гибель девушки с ее участием оккультной деятельности (хотя о связи ложи с Кроули или Телемой газетчики на тот момент не знали). Один голливудский радиожурналист, сочувствовавший Смиту, взял у него интервью, в котором Смит разъяснил истинное назначение Гностической мессы, но передача так и не вышла в эфир по соглашению с местными журналистами: в обмен на молчание Смита пресса прекратила травлю.

К этому времени ложа "Агапе" уже вернулась к регулярной работе, хотя Кроули теперь относился к Смиту критично, огорчаясь, что тот не прилагает достаточно усилий для распространения Телемы и привлечения денежных средств. Вскоре Кроули назначил своим представителем в Северной Америке Карла Гермера – немецкого телемита, недавно эмигрировавшего в США, – и поручил тому лично следить за своевременной выплатой членских взносов. По новому завещанию Кроули, его преемником на посту главы О.Т.О. теперь должен был стать именно Гермер, а не Смит. В декабре 1941 г., пытаясь смягчить Кроули, Смит потребовал, чтобы все члены ложи выплатили "экстренный взнос" в размере 5% от своих доходов. Но Кроули продолжал критиковать его работу; от постоянных огорчений у Смита случился сердечный приступ, и он вынужден был досрочно – в возрасте 56 лет – уйти на пенсию.

В июне 1942 г. Смит решил арендовать для ложи более просторное помещение и остановил свой выбор на доме №1003 по Саут-Оранж-Гроув-авеню в Пасадене (Калифорния). Многие члены ложи поселились прямо в этом доме, организовав своего рода коммуну. На прилегающем земельном участке разводили мелкую живность и выращивали овощи. Между тем у Парсонса завязались любовные отношения с Сарой Нортроп, а Хелен обратилась за утешением к Смиту и осталась спутницей его жизни до конца дней.

Несмотря на отказ от открытых месс, численность ложи продолжала расти. Впрочем, некоторые видные ее деятели (в том числе Регина Каль и Филлис Секлер) покинули группу. Вскоре ФБР и полиция Пасадены начали расследовать деятельность О.Т.О. и ложи "Агапе" (не в последнюю очередь из-за того, что Гермер, теперь возглавлявший Североамериканское отделение О.Т.О., приехал из Германии), но, в конце концов, пришли к выводу, что эта оккультная группа ничем не угрожает национальной безопасности и представляет собой нечто вроде безобидного "культа любви".

Тем временем Кроули предпринял очередную попытку сместить Смита с ведущих позиций в ордене и отдал Джейн Вулф распоряжение отправить его в личное магическое затворничество. И Кроули, и Гермер полагали, что Смит дурно влияет на остальных членов ложи; многие из них, в том числе Джек и Хелен Парсонсы, выступали в защиту своего наставника, но Гермер не прислушался к ним и назначил Парсонса главой ложи вместо Смита.

В апреле 1943 г. Хелен родила Смиту сына, который получил имя Кван Ланваль Парсонс. В мае Смит и Хелен с новорожденным ребенком отправились в магическое затворничество. Они поселились в двухкомнатном домике в Рэйнбоу-вэлли (Калифорния), и Смит приступил к усиленным медитациям, выполняя требование Кроули, который поставил перед ним фактически невыполнимую задачу. Кроули заявил, что проанализировал натальную карту Смита и пришел к выводу, что Смит представляет собой, ни много ни мало, аватару некоего неизвестного божества. Смит отнесся к этому скептически, хотя и потратил некоторое на попытки выяснить, что же это за божество. Потерпев неудачу, он покинул ряды О.Т.О., после чего Парсонс, по-прежнему питавший к Смиту дружеские чувства, отказался от руководства ложей "Агапе". Уведомив Кроули письмом о своем решении, Смит добавил: "Жаль, что вы так плохо разбираетесь в людях". Гермер назначил главой ложи "Агапе" Макса Шнайдера, однако с уходом двух наиболее активных участников деятельность ложи быстро сошла на нет.

Последние годы жизни (1944 1957)

В сентябре 1944 г. Смит предпринял второе магическое затворничество, в течение которого занимался пранаямой, регулярно выполнял Малый ритуал изгоняющей пентаграммы, призывал бога Тота и декламировал Священные книги Телемы наизусть. В период этого затворничества до него дошло известие о смерти Регины Каль, глубоко его огорчившее. Смит вернулся в Пасадену, а оттуда – в Голливуд, поскольку члены ложи "Агапе" – за исключением Парсонса – оказали ему холодный прием (Кроули распорядился не поддерживать с ним никаких контактов). Парсонс, в свою очередь, покинул О.Т.О. в августе 1946 г.

Смит снял жилье в Голливуде и вернулся к работе столяра. В 1947 г. он сдружился с галеристом Эрнстом фон Харрингой и изготовил для его галереи комплект мебели в азиатском стиле. Здоровье Смита ухудшалось, и в 1948 г. он перенес несколько сердечных приступов. Тем не менее, в начале 50-х он приобрел земельный участок в Малибу (Калифорния) и начал строить собственный дом –для себя и Хелен с сыном, которого он называл "Hoc Id Est" (лат. "Вот это"). Несмотря на неудачу, постигшую Смита в О.Т.О., он не утратил интереса к телемическому учению и надеялся возродить Церковь Телемы. После смерти Парсонса, погибшего от взрыва в домашней лаборатории, Смита пригласили провести поминальную Гностическую мессу в его честь.

Гермер, занявший пост Внешнего главы О.Т.О. после смерти Кроули, признал, что после смерти Парсонса Смит остался единственным, кто хорошо разбирался в орденской системе степеней, и попросил его помочь Кеннету Гранту, который в то время пытался восстановить деятельность О.Т.О. в Лондоне. В первый раз Смит лично встретился с Гермером только в июне 1956 г., когда Гермер приехал с визитом в Калифорнию. Вскоре после этого Гермер познакомил Смита с молодым бразильским телемитом Марселу Моттой, но тот остался невысокого мнения о Смите и впоследствии отзывался о нем пренебрежительно.

В 1956 г. у Смита развился рак простаты. 27 апреля 1957 г., после безуспешного лечения, он скончался от этой болезни и был похоронен в Глендейле (пригороде Лос-Анджелеса). В 2003 г. Мартин Старр опубликовал подробную и тщательно документированную биографию Смита под названием "Неведомый бог".

 

© Анна Блейз (составление, перевод), 13 июня 2014

© Psyoffice.ru



Просмотров: 567
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • Элен Парсонс Смит
  • Джеффри Смит. Лилит, Малка Ха-Шадим
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Г. М. Шеллурд. Апокалипсис Адама: очевидность его гностико – христианского происхождения
  • Гершом Шолем. Представление о големе в его теллурических и магических связях
  • Семен Дубнов. Яков Франк и его секта христианствующих
  • Братство Сатурна: наследники Кроули в Германии
  • Алистер Кроули. Ритуал Инвокации HICE или любого другого Божества
  • ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
  • Что такое алхимия?
  • Лон Майло Дюкетт. “Таро Тота” Алистера Кроули
  • Алистер Кроули. Верховный Ритуал
  • Клаас Хоффман. Синтетическая проективная геометрия в картах Таро леди Фриды Харрис и в «Книге Закона» Алистера Кроули
  • Гоэтия. С предисловием и комментариями Алистера Кроули
  • История создания и публикации колоды Тота Кроули
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Алистер Кроули. Liber NV sub Figura XI
  • Алистер Кроули. Бронзовая голова
  • Алистер Кроули. Liber HAD sub Figura DLV
  • Алистер Кроули. Liber YOD sub Figura DCCCXXXI
  • Алистер Кроули. Liber HHH sub Figura CCCXLI
  • Чарльз Стэнсфелд Джонс
  • Израэль Регарди. Эдемский сад до и после Грехопадения
  • Карл Йоханес Гермер
  • Оборудование Магического Храма для Гоэтических работ
  • Самиха абд аль Сахид. Разногласия между гностицизмом и раннеегипетским христианством, отраженные в христианских копто-арабских манускриптах
  • Fr. Roman. В момент смерти...
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Алекс Мома. Восприятие смерти в гностической традиции начала христианской эры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь