Бржецкая Светлана Олеговна. 'Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста'

Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"

Мир детей... Яркий и наивный, неповторимый и сказочный, звуков и красок, необыкновенных образов и фантазий. Полноценно почувствовать и понять этот мир во всем его многообразии могут здоровые, сильные и жизнерадостные, развитые и воспитанные дети. И важным условием физического здоровья является соблюдение гигиены. У детей необходимо с младшего возраста формировать гигиенические навыки. В дальнейшем целенаправленно и регулярно учить детей следить за чистотой тела и внешним видом, чтобы к старшему возрасту они могли самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых могли: умываться, причесываться, пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, прикрывать рот, когда кашляют и чихают.

 

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М., Выготский Л.С. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

В педагогическом отношении культурно — гигиенические навыки — это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.

К культурно — гигиеническим навыкам относится: 1 умение вести себя за столом 2 навыки труда, бережливость 3 гигиенические навыки.

В младших группах детского сада воспитатели стремятся сформировать у детей культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания, забывая, что «культура поведения» — понятие широкое, предлагающее единство внешней и внутренней культуры. Пробелы в нравственном воспитании в младшем возрасте оборачиваются серьезными недостатками в старшем дошкольном возрасте, иногда требуют перевоспитания неправильно сформированных навыков и привычек поведения.

Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающие отношение к окружающим, к вещам, к себе. В повседневной жизни дошкольники самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя правила поведения, полученные в разных видах деятельности (занятие, труд, игра) умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами и говорит о прочности усвоение правил.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения, соблюдение общепринятых норм этикета.

Правильно воспитанный трехлетний ребенок без напоминания взрослых моет руки перед едой и после посещения туалета, не ест поднятые с пола крошки хлеба, печения, яблоки и другие продукты. Он не ест немытые фрукты и овощи, не берет их грязными руками, в перчатках и варежках.

Семья должна воспитывать в дошкольнике прочные навыки в поддержании чистоты тела, и прежде всего — лица, рук и ног. Утром и вечером ребенок обязательно моет лицо, руки, шею, проточной водой. Вначале он тщательно моет руки: смачивает их теплой водой, промывает, а потом смывает мыло, повторяя эту процедуру2-3 раза. Затем уже чистыми руками умывает лицо, руки, шею. Для ребенка выделяют два полотенца: одно для лица и рук, другое для ног. С гигиенической точки зрения недопустимо чтобы дети умывались в тазике, т.к. возможно инфицирование глаз, ушей, слизистой оболочки носа, кожи, лица.

Большое влияние на формирование культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления о том, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации из книг «Дети играют»; «Дорогие гости»; «Новенька» и. т.д.

В формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания даются детям в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. И самый важный момент, действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Особая роль в формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста принадлежит игровым приемам. Используя игровые приемы, воспитатель закрепляет навыки у детей, которые вырабатываются в повседневной жизни (возьмем куклу на прогулку, накормим обедом и.т. д.).

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие положительные эмоции у детей младшего дошкольного возраста, обеспечивает еще более высокую восприимчивость правил культурно- гигиенических навыков, закрепление их в опыте, побуждает младших дошкольников к самостоятельным действиям. При этом процесс формирования получается естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Через игру и непосредственно- образовательную деятельность воспитатель должен в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками дошкольника, дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни.

Чулкова Н.Ю. советует воспитателям обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…

В. Науменко.

Просмотров: 1497
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Колесникова Любовь Анатольевна. Презентация 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста'
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Романова Татьяна Александровна. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Постолова Галина Борисовна. Статья 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников'
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Сулье Кристина Владимировна. Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Аккуратный зайчик» во второй младшей группе.
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности (театрализованного развлечения) с детьми младшего дошкольного возраста - «Сказочное путешествие»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Фирсова Светлана Викторовна. Навыки пожаробезопасного поведения дошкольников в период новогодних праздников. Тема «ВНИМАНИЕ, ЕЛКА»
  • Кротенко Валентина Станиславовна. Культурно-досуговая деятельность детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) совместно с родителями «Будь здоров»
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь