Экстраверсия; Extraversion; Extraversion

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 1435



     Экстраверсия (Extraversion; Extraversion) — отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам. Способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к миру внешнему ( ср. интроверсия).
     «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя.
     Соответственно жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения».
     Юнг был убежден, что вычленение того или иного типа начинается на самых ранних этапах жизни.
     «Самым ранним знаком экстраверсии у ребенка является его быстрая адаптация к окружающей среде и то необычное внимание, которое он уделяет объектам, в особенности тем эффектам, которые он на них оказывает. Страх перед объектами минимален — ребенок живет и перемещается среди них с уверенностью. Его способность к пониманию быстрая, но не точная и не аккуратная. Развивается он более быстро, чем интровертный ребенок, так как он менее рефлективен и обычно бесстрашен. Он не чувствует преграды между собой и объектами и может поэтому играть с ними свободно и учиться через контакт с ними. Ему нравится доводить свои начинания до крайности, он выказывает склонность к риску. Все неведомое и неизвестное соблазнительно».
     По сути, экстраверт пребывает в полном соответствии с психическим материалом, получаемым извне, и не склонен как-то учитывать собственные мотивации.
     «Нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению выражено очень явственно. У него нет секретов, он не может хранить их долго, поскольку всем делится с другими. Если же нечто не могущее быть упомянутым коснется его, такой человек предпочтет это забыть. Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего бы ни делал или не намеревался сделать, подается убедительно и тепло».
     «Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других — любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном окружении, суматохе и позволяет по несколько раз на дню быть уверяемым, что всё в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины».
     Психическая жизнь экстраверта, так сказать, в крайнем его проявлении разыгрывается всецело как реакция на внешнюю среду, формирующую личностную позицию. Но чрезмерная «экстравертизация» может приводить и к самопожертвованию во имя определенных объективных «требований», как-то потребностей других людей или надличностных структур (Родины, государства и др.).
     «Опасность для экстравертного типа заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают субъекта к недобровольному самоограничению. Если симптомы функциональны, то благодаря их своеобразной структуре они могут символически выражать психологическую ситуацию: так, например, у певца, слава которого быстро достигла опасной высоты, соблазняющей его на несоразмерную затрату энергии, вдруг, вследствие нервной задержки, не звучат высокие ноты. У человека, начавшего свою деятельность в самом скромном положении и очень быстро достигшего влиятельного, с широкими перспективами социального положения, психогенно появляются все симптомы горной болезни. Человек, собирающийся жениться на обожаемой и безмерно переоцененной женщине очень сомнительного характера, заболевает нервной судорогой глотки, принуждающей его ограничиваться двумя чашками молока в день, прием которых каждый раз требует трех часов. Таким образом, создается реальное препятствие, мешающее ему посещать свою невесту, и ему остается только заниматься питанием своего тела. Человек, который не оказывается больше на высоте требований торгового дела, созданного и расширенного его собственными заслугами и трудами до огромных размеров, становится жертвой приступов нервной жажды, которые доводят его до истерического алкоголизма».
     Юнг полагает, что наиболее частой формой невротического проявления у экстравертов является истерия.
     «Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни являются прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического состояния — это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Несомненная экстраверсия проявляется также и в сообщительности истеричных, доходящей подчас до сообщения чисто фантастических содержаний, откуда и возник упрек в истерической лжи. В начале истерический «характер» есть лишь преувеличение нормальной установки; но в дальнейшем он осложняется привходящими со стороны бессознательного реакциями, имеющими характер компенсаций, которые, в противовес преувеличенной экстравсрсии, принуждают психическую энергию при помощи телесных расстройств — к интроверсии. Благодаря реакции бессознательного создается другая категория симптомов, имеющих более интровертный характер. Сюда относится прежде всего болезненно повышенная деятельность фантазии».
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Истерия; Hysteria; Hysteric
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Интроверсия; Introversion
  • Экстраверсия и интроверсия; extraversion and introversion
  • Эго; Ego; Ich
  • Имаго; Imago
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Адаптация; Adaptation; Anpassung
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Зло; Evil; Bose
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Медитация; Meditation
  • Символ; Symbol
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Прогрессия; Progression; Progression
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Либидо; Libido
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Лечение; Cure; Kur
  • Живопись; Painting; Malere
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Идентичность; Identity; Identitat
  • Функция; Function; Funktion
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Интуиция; Intuition
  • Тип; Туре
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Инфляция; Inflation
  • Беспокойство; тревога; Anxiety; Angst
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Образ; Image; Bild
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь