загрузка...

Упражнение группового тренинга "Тонкие нити"

Название. Упражнение группового тренинга "Тонкие нити"

Предназначение.
  Упражнение предназначено для развития у участников группового психологического тренинга способности рефлексировать сложные структуры межличностных отношений.
  Упражнение имеет игровой характер, поэтому обычно с большим интересом принимается участниками.
  Время проведения: около часа. В другие дни тренинга можно повторять данное упражнение. Если тренинг посвящен именно межличностным отношениям, то данным упражнением можно заканчивать тренинговый день. Тем самым участники могут закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятии.
  Для проведения упражнения потребуется большое количество ниток разного цвета и толщины.

Качества. Способность рефлексировать межличностные отношения

Содержание


  Приготовьте большое количество ниток разного цвета и толщины.
  Предваряя, ведущий объясняет сложный характер межличностных отношений людей. В контексте задач упражнения психолог обращает внимание участников на то, что: а) между двумя людьми (А и Б) имеются отношения (порой очень сложные) (альфа-отношение), б) третье лицо (В), будучи наблюдателем, так или иначе может относиться к отношениям А и Б, то есть может быть отношение к отношению (бета-отношение), в) четвертое лицо (Г или опять же А и Б) могут тем или иным способом заметить, что В нравятся или не нравятся отношения А и Б, то есть может быть отношение к отношению к отношению (гамма-отношения), г) может быть отношение к отношению к отношению к отношению (дельта-отношения). Теоретически этот список можно продолжать до бесконечности. Реально же дальше гаммы-отношений рефлексия заходит редко.
  Рано или поздно участники тренинга могут заметить, что человек так или иначе, но тоже может относиться к своему отношению к другому человеку. Чтобы не усложнять, следует признать, что такого рода отношение является частью отношения к другому человеку.
  Сложность межличностных отношений ведущий демонстрирует с помощью набора ниток. Ведущий договаривается, что с помощью белых ниток обозначается хорошее, позитивное отношение, а с помощью черных - наоборот - негативное. Вызывается четыре добровольца. Сначала между двумя "выстраивается отношение" с помощью белой или черной нитки. Для этого нитка закрепляется на запястьях обоих участников. Можно придумать и другие оригинальные способы крепления ниток; главное - чтобы участники их не могли случайно обронить или потерять. "Бета-отношение" протягивается от запястья третьего участника к середине первой нити. "Гамма-отношение" аналогично протягивается от запястья четвертого участника к середине второй нити.
  Тоже рано или поздно какому-нибудь участнику тренинга может придти в голову идея, что можно оба конца нити прикрепить к серединам других нитей. В ответ желательно предложить не усложнять модель.
  Далее следует порассуждать о том, как много таких вот "невидимых нитей" пронизывает наши межличностные отношения, как это сложно для рефлексии. Если взять четырех людей, то для четырех людей может существовать 6 альфа-нитей, 12 бета-нитей, 36 гамма-нитей, 108 дельта-нитей. Чем больше людей, тем в геометрической прогрессии растет количество возможных нитей.
  Также следует отметить, что бывают отношения крепкими, устойчивыми. Такие отношения могут не меняться годами, человек ведет себя строго в соответствии с этими отношениями. Эти отношения постоянно побуждают их носителей к тем или иным действиям. Бывают же отношения слабыми, неустойчивыми. Такие отношения часто меняются, человек не всегда сообразуется в своих поступках с отношениями. Эти отношения не побуждают носителя сделать что-то, человек вообще может неделями не вспоминать про другого человека или же про отношения каких-то людей. Ведущий договаривается о том, что крепкие отношения будут обозначаться с помощью толстых нитей, слабые - с помощью тонких.
  Далее с помощью ниток и добровольцев ведущий моделирует разные случаи, разные схемы. Идти следует от простого к сложному. Постепенно можно вводить нитки других цветов. С помощью красных нитей, например, можно обозначать любовные отношения, синих - деловые, желтых - отношения дружбы и интереса и т.д. Между двумя людьми таким образом могут быть протянуты две и более нити разных цветов. Поняв общую идею, участники сами начинают предлагать дополнения в модель.
  Собственно упражнение заключается в том, что одни участники загадывают схемы отношений, а другие их разгадывают. Здесь можно пойти двумя путями. Можно кого-то одного (или нескольких участников) выставить за двери, и тогда оставшиеся участники коллективно придумывают схемы-загадки. Другой способ - отдельный участник (или в микрогруппе) из оставшихся формирует схему. Тогда участники схемы должны сами угадать какие у них межличностные отношения. Сначала рекомендуется пойти первым путем, а когда участники более-менее освоят модель, - вторым.
  В качестве усложнения (или упрощения) можно добавить явные роли: загадывающие пишут на табличках маркером название роли ("учитель", "муж", "начальник", "сосед" и т.п.), которые крепятся на грудь носителю роли.
  Следует обратить внимание, что для того, чтобы придумать интересную схему участники могут потратить минут 5-15 времени. Чтобы не сбивать темп тренинга ведущий дает время всем продумать свои схемы-загадки, подготовить таблички (если надо), а потом уже происходит разыгрывание.



Просмотров: 3927
Категория: Психологические тренинги





Другие новости по теме:

  • Интеллектуальная разминка "Это слишком логично"
  • Интеллектуальное упражнение "Я, робот"
  • Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"
  • Коммуникативное упражнение "Торговля эмоциями"
  • Коммуникативное упражнение "Я выше тебя"
  • Крутильщица
  • Манипулятивное упражнение "Убалтывание"
  • Оператор оборудования приготовительного цеха ткацкого производства
  • Процедура "С три короба"
  • Речевое упражнение "ОСА (омонимы, синонимы, антонимы)"
  • Речевое упражнение "Перестановка слов"
  • Способность рефлексировать межличностные отношения
  • Упражнение "Cлепой-поводырь"
  • Упражнение "Незаконченные предложения"
  • Упражнение "Эмоциональный рассказ"
  • Упражнение личностного роста "В третьем лице"
  • Упражнение личностного роста "Псевдовоспоминания"
  • Упражнение личностного роста "Расширение отношений"
  • Упражнение личностного роста "Самоузнавание"
  • Упражнение разминки "Бег слов"
  • Упражнение разминки "Веселая композиция"
  • Упражнение разминки "Ветер пожеланий"
  • Упражнение разминки "Задержка дыхания"
  • Упражнение разминки "Кувшин"
  • Упражнение разминки "Медленные танцы"
  • Упражнение разминки "Ответы невпопад"
  • Упражнение разминки "Пересаживания"
  • Упражнение разминки "Секрет"
  • Упражнение разминки "Социальная агнозия"
  • Упражнение разминки "Твои слова похожи на..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь