Упражнение "Язык без слов"

При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств — жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию подготовиться читать следующие сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но немалое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. К примеру, известно, что, если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной — иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее... Давайте подготовимся к тому, чтобы подмечать несоответствие между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Подготовьтесь сделать некоторые заметки.

Ознакомимся с некоторыми известными наблюдениями. К примеру, замечено, что раскрытые ладони собеседника ассоциируются с честностью, но когда обманщик раскрывает вам свои объятия и с улыбкой говорит ложь, микросигналы его организма все равно выдают его потайные мысли. Проведите до следующего занятия дома или со своими друзьями несколько экспериментов — попросите ваших коллег сказать вам всего две фразы, одна из которых будет правдой, другая заведомой ложью. Ваша задача состоит в том, чтобы находить отличия в мимике и жестах вашего напарника при произнесении им каждой фразы. Что сигнализирует об обмане? Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, поднятая бровь, бегающий взгляд, искривление уголков рта, румянец на щеках, учащенное моргание, нервозные движения и другие мелкие жесты, которые вы интуитивно можете заметить.

На что следует обратить внимание, чтобы воспринять адекватность либо наоборот — несоответствие вербальных и невербальных сигналов? Как правило, более правдивое сообщение можно ожидать, когда собеседник не боится близкой с вами дистанции. Правдивый человек не стесняется показывать открытые ладони, в то время как обманщик старается их прятать. Настрой собеседника можно понять уже с момента представления и рукопожатия. Собеседник, чувствующий себя равноправно, чаще всего, держит ладонь при рукопожатии вертикально, настроенный навязать мнение — ладонью вниз, готовый поддержать инициативу — ладонью вверх. При этом расположенный к откровению собеседник постарается сделать шаг навстречу и сократить дистанцию с собеседником.

Аналогичная неосознанная реакция свойственна и слушателю. У слушателя поза будет первым делом передавать отношение к услышанному. Как правило, сцепленные пальцы рук в поднятом положении, когда локти лежат на столе, сигнализируют о крайне негативном отношении к собеседнику. Сцепленные руки, лежащие на столе или опущенные вниз — соответственно говорят о менее негативном отношении. Шпилеобразное положение пальцев рук говорит об уверенности слушателей. Уверенные в себе слушатели также складывают руки в замок за спиной, а слишком самоуверенные даже ставят руки на бедра. О своем превосходстве перед собеседником говорят отставленные наружу большие пальцы рук, когда кисти спрятаны в карманы.

Сомнение часто выражается в таких жестах, как защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, потягивание воротничка. Если слушатель подпирает ладонью щеку и подбородок, причем голова держится на руке — это выражает скуку, отсутствие интереса к собеседнику. Указательный палец на щеке, когда голова не держится на кисти, говорит о заинтересованности оценивающего человека. Поглаживание подбородка обычно связано с муками принятия решения.

Поза слушателя, держащего скрещенными руки, говорит о попытке защититься от неблагоприятной информации. Скрещенные руки со сжатыми в кулак пальцами говорят о враждебности. Поднятые большие пальцы рук говорят об уверенности и самообладании. Когда человек сам себя держит за руки впереди, это говорит о некотором стеснении. Нервозность маскируется, когда собеседник держит в руках карандаш, прикасается к сумочке, браслету, часам или какому-нибудь предмету.

Защитный барьер при негативном или оборонном отношении к собеседнику выражается перекрещиванием ног. Но уверенный в себе человек может закинуть ногу на ногу с образованием угла и чувствовать себя достаточно вольготно. Как правило, собеседники зажаты, если стоят друг против друга с перекрещенными ногами и сложенными на груди руками. Однако, если они обращаются друг к другу с открытыми ладонями, расставив ноги на ширине плеч — то это открытая поза для откровенного разговора.

Существуют и другие жесты и движения, выражающие отношение говорящего к собеседнику. К примеру, манера сидеть «верхом на стуле» с широко расставленными ногами свойственна для человека, который пытается управлять людьми и господствовать над ними. Неодобрение иногда выражается в собирании несуществующих ворсинок на одежде. Негативное отношение выражается в непроизвольных покачиваниях головы слева направо. Опустив ненемало голову вниз и глядя из-под бровей, человек демонстрирует неодобрительное отношение к сказанному. Наоборот, наклоненная в сторону голова говорит о заинтересованности собеседника. Человек, заложивший руки за голову и еще сидящий, закинув ногу за ногу, демонстрирует полный контроль ситуации.

Готовность к действию у стоящего человека может выражаться в постановке рук на бедра, а у сидящего человека — в свободном размещении рук на коленях. Человек, готовый закончить встречу или разговор, ставит руки на колени и наклоняет туловище вперед, как бы желая этим сказать, что он собирается встать, закончить встречу.

Много значит взгляд. При деловом взгляде глаза скользят между глазами собеседника. Социальный взгляд охватывает глаза, нос, рот. Взгляд с интимным интересом опускается до груди. Обычно при сердито-мрачном настроении зрачки сокращаются.

Копирование движений и поз собеседника говорит о желании найти общность интересов и согласия с партнером по разговору.

В человеческой практике существует немало и других непроизвольных движений, выражающих неосознанную реакцию на происходящие события. Попробуйте в качестве домашнего задания понаблюдать за собеседником, отметить разные позы, чтобы на следующем занятии попытаться отличить правдивое утверждение от ложного. Постарайтесь изучить специальную литературу.

 

Игровая часть

- Дорогие друзья, мы собрались, чтобы провести необычную встречу — общение без слов. Давайте разделимся на три команды. В первую команду войдут те, кто не имел возможности ознакомиться со специальной литературой об изучении жестов и телодвижений. Они будут — испытуемыми. Кто желает участвовать в первой команде — просим вас выйти вперед. Пожалуйста.

Внимание! Каждый из представителей команды должен придумать два утверждения, одно из которых является правдой, другое — ложью. К примеру: «У меня на следующей неделе — день рождения», «Я получил очень выгодное предложение на новую работу» и т.д. Сформулируйте эти утверждения про себя.

А пока давайте наберем вторую команду, в которой будут те, кто попытается определить, правдивы или ложны утверждения партнеров. Просим выйти тех, кто составит вторую команду экспертов и будет пытаться распознать ложные или правдивые утверждения. Просим вас!

Внимание! Оставшиеся игроки составят третью команду, которая будет представлять жюри и постарается оценить деятельность первой и второй команд. Первая и вторая команда, займите места в противоположных местах комнаты. Жюри, займите место посередине. Просим вас.

Сейчас предлагаем такую процедуру. Представитель первой команды выходит и здоровается с кем-то из представителей второй команды, вызывая его на разговор. Можно говорить стоя, а можно расположиться на заранее подготовленных местах. В разговоре игрок сообщает свое первое утверждение, затем разворачивается и уходит на свою исходную позицию. Затем он повторяет свой выход, здороваясь с представителем второй команды, и сообщает ему второе утверждение. В качестве собеседника он может выбрать того же самого игрока или любого другого по своему усмотрению. Жюри внимательно смотрит и анализирует поведение собеседников. Игроки могут выбрать себе необходимый реквизит, подготовить места для размещения и создания необходимой ситуации. По окончании диалога жюри сообщает результат деятельности испытуемых и экспертов с полным анализом жестов.

Итак, представитель первой команды выходит, завязывается диалог с представителями второй команды, после чего эксперты определяют правдивые и ложные утверждения, а жюри производит анализ и оценку. Так повторяется несколько раз. Жюри, руководите работой! Приступаем к игре! Просим вас. Мы можем завершить нашу встречу заключительными высказываниями всех присутствующих — что удалось и что оказалось сложным для чтения мыслей людей по их жестам, поступкам, телодвижениям. Все желающие, можете взять слово! Жюри, держите инициативу в своих руках! Просим вас!



Просмотров: 4668
Категория: Психологические тренинги



Другие новости по теме:

  • Беседа за столом
  • До и после трех: Двигаемся
  • Жесты внимательности
  • Жесты готовности
  • Жесты доминантности
  • Жесты и движения
  • Жесты открытости
  • Жесты подчиненности
  • Жесты самоконтроля
  • Жесты скрытности
  • Жесты фрустрации
  • Как распознать лжеца
  • Коммуникативное упражнение "Поза сидящего собеседника"
  • Общение по телефону
  • Процедура "Визитка"
  • Ребенок обнаруживает, что у него есть руки
  • Ребенок узнает вас
  • Ребенок учится управлять движениями рук
  • Тест "Взаимоотношения с собеседником"
  • Тест "Приятно ли с вами общаться?"
  • Тест "Умение слушать"
  • Тест "Что говорят вам мимика и жесты?"
  • Технические приемы эффективного слушания
  • Типы посадки
  • Упражнение "Бумажные мячики (Снежки)"
  • Упражнение "Знакомство"
  • Упражнение "Кирпич"
  • Упражнение "Пальцы"
  • Упражнение "Путанка"
  • Упражнение "Расследование"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь