Методика скоростной классификации

Метод дифференцирования стимул-объектов Н.И.Чуприковой и Т.А.Ратановой состоит в том, что испытуемый получает последовательно несколько колод карточек с изображенными на них объектами (фигуры, буквы, слова) и сортирует как можно быстрее каждую колоду на две группы в соответствии с критериальными признаками. Каждая колода состоит из 32 карточек. Время классификации фиксируется с помощью ручного секундомера и является показателем скорости дифференцирования соответствующих объектов. Всего было составлено четыре типа задач на классификацию.

1. Сенсорные дифференцировки линий и цветов.

2. Перцептивные дифференцировки фигур.

3. Установление тождества или различия пар, имеющихся на каждой карточке фигур или букв.

4. Семантические дифференцировки слов по их категориальным значениям.

Для каждого типа задач составлено два задания: одно - более легкое (простые дифференцировки), другое - более трудное (сложные дифференцировки). Всего используется 14 заданий (и 14 колод карточек).

Сенсорные дифференцировки.

1. Простая дифференцировка изображения горизонтальных и вертикальных линий.

2. Сложная дифференцировка: дифференцирование изображений вертикальных и наклонных линий (наклон 8°).

3. Дифференцирование изображений квадратов (со стороной 20 мм), красного и зеленого цвета (простая дифференцировка).

4. Дифференцировка таких же квадратов, но окрашенных в более близкие по колориту цвета - красный и оранжевый (сложная дифференцировка).

Перцептивные дифференцировки.

5. Простая дифференцировка изображений прямоугольного треугольника со сторонами (катетами) по 20 мм и прямоугольника (40х5 мм).

6. Сложная дифференцировка: дифференцирование изображений квадрата со стороной 20мм и прямоугольника (22х18 мм).

Установление тождества и различия объектов.

7. Установление тождества или различия по форме двух геометрических фигур, бесцветных и одинакового размера (простое задание).

8. Та же классификация в условиях фигур разного цвета и размера. Здесь фигуры одинаковые по форме, различны по одному или двум иррелевантным признакам (цвет и величина). А фигуры разные по форме, наоборот, одинаковы по одному или двум иррелевантным признакам (трудное задание).

9. Классификация карточек с написанными буквами, тождественными или разными по написанию. Все буквы - заглавные и одного размера (АА, АБ, ББ, БА).

10. Более сложная классификация карточек с парами букв, тождественными или разными по их семантическому значению. Используются заглавные и строчные буквы (Аа, 6А, ба, аБ, 6В, и т.д.); возникает конфликт тождества букв по их критериальному свойству значения и различия по иррелевантному свойству написания.

Задания 9 и 10 представляют собой методику Познера, широко применяемую западной когнитивной психологией в исследованиях природы интеллекта.

Семантические дифференцировки.

11. Дифференцирование слов, далеких друг от друга по смыслу:

относящиеся к категории "растения" и не относящиеся к ней. Например, стол, рубашка, шляпа и т.д. (простая дифференцировка).

12. Дифференцирование слов, близких по смыслу между собой, обозначающих "посуду", и слов, не принадлежащих к этой категории, но ситуативно близких к значению слов первой группы. Например, столовая, кофе, салфетка, ужин и т.п. (сложная дифференцировка).

13. Классификация карточек со словами, обозначающими признаки внешности (толстый, высокий и т.п.) и черты характера, т.е. внутренние психологические особенности (чуткий, мягкосердечный, ехидный и т.п.) и являющимися далекими друг от друга по семантическому значению (простая дифференцировка).

14. Более сложная классификация слов, обозначающих нравственные (скупой, порядочный, скромный и т.п.) и умственные (мудрый, эрудированный, любознательный и т.п.), свойства человека; эти слова являются близкими по семантическому значению, обозначая личностные характеристики людей (сложная, тонкая дифференцировка).

Задания 13 и 14, относящиеся к семантическим дифференцировкам составили отдельный тип под названием "личностные характеристики".

Все задания выполняются 3-4 раза. При обработке результатов выполнения задания у каждого испытуемого отдельно определяется время первой сортировки карточек и среднее время двух-трех последующих проб, а также вычисляются четыре суммарных показателя: 1) среднее время всех простых дифференцировок в первых пробах; 2) среднее время всех простых дифференцировок, исключая первую пробу; 3) среднее время всех сложных дифференцировок в первых пробах; 4) среднее время всех сложных дифференцировок, исключая первую пробу.

 

1. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков //Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 2. - С. 93.

2. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников //Вопросы психологии. 1995. № 3. -С. 104-114.

3. Чуприков Н.И., Ратанова ТА., Локалова Н.П. Скорость дифференцированности сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью //Вопросы психологии. 1991. №4.-С. 159-169.



Просмотров: 1673
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования внимания у школьников могут быть использованы те же методики, что и у взрослых, - корректурная проба, отыскивание чисел с помощью т...
  • Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно
  • Диагностика здоровья по почерку
  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению
  • Исследование мышления в детской психиатрии
  • Методика "Вырежи фигуры"
  • Методика "Выяснение пассивного словарного запаса"
  • Методика "Запомни и расставь точки"
  • Методика "Запомни рисунки"
  • Методика "Исключение лишнего"
  • Методика "Назови слова"
  • Методика "Определение понятий"
  • Методика "Раздели на группы"
  • Методика "Сложные аналогии"
  • Методика "Сравнение понятий"
  • Методика "Сравнение понятий" (вариант для детей и подростков)
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач
  • Методика исследования быстроты мышления
  • Методы исследования представлений. Основные тезисы
  • Методы патопсихологической диагностики восприятия
  • Прием информации оператором
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы
  • Сочинение историй
  • Тест включенных фигур Готшильда
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"
  • Человек-оператор



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь