Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач

Цель работа. Изучение основных индивидуальных особенностей решения задач (быстроты решения, интеллектуальной активности, выражающейся в целенаправленном нахождении наиболее рациональных путей решения задачи (в противоположность методу "проб и ошибок", качества решения).

Материалы. Бланки для решения, протокол эксперимента. Квадраты для усвоения условий решения задачи

 

 

4

3

1

2

5

2

8

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

15

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Сумма =39

 

 

 

 

4

2

1

3

5

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =44

 

 

 

 

5

1

2

4

3

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =42

 

 

 

 

Зачетные варианты:

 

 

2

4

1

3

5

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =46

 

 

 

 

2

3

1

4

5

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =46

 

 

 

 

4

2

1

3

5

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =40

 

 

 

 

3

2

4

1

5

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =48

 

 

 

Методика выполнения работы. Испытуемым выдаются бланки задач. Медленно зачитывается инструкция: "Перед вами квадрат, разделенный на 25 клеток. Каждый столбец (сверху) и каждая строка (слева) обозначена индексом от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов строки и столбца. Например, для клетки в левом верхнем углу первого квадрата это произведение будет: 2х4=8. Необходимо подобрать в квадрате 5 клеток таким образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число (в данном примере 39). Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только 1 клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда в одном из столбцов или в одной из строк использованы не более 2-х клеток (например, средняя строка первого квадрата), однако 1 раз. Разрешаются любые исправления.

Предлагаемые суммы находятся в промежутке от 39 до 51. Инструкция зачитывается столько раз, сколько необходимо для полного усвоения всех условий задачи. В 2-х квадратах испытуемые решают задачу без учета времени, с целью твердо усвоить условия задачи и опробовать варианты, пути ее решения. Далее испытуемый предлагает решить задачи на 2-х квадратах с учетом времени. При этом дается следующая инструкция:

"Сейчас будут объявлены две суммы и включен секундомер. Запишите их под первыми двумя зачетными квадратами и сейчас же начинайте выполнять задание. Как только закончите решение задач на обоих квадратах, поднимите руку. Я объявляю время решения, а вы запишите его в протокол (в секундах). После этого вносить какие-либо исправления нельзя".

Затем задание повторяется: объявляется вторая пара чисел, и задачи решаются на оставшихся двух квадратах.

Решения проверяются самими испытуемыми. Кроме времени выполнения заданий учитывается число исправлений (зачеркивания и пробные, поисковые обозначения) и число ошибок (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения, использование 2-х клеток более чем в одной строке или в одном столбце). Результаты вносятся в протоколы рядом с каждой парой зачетных квадратов.

Завершение работы. В сводный протокол вносятся среднее арифметическое каждого из двух решений и среднее арифметическое по группе испытуемых. Индивидуальные данные сравниваются с групповыми. Делаются заключения об индивидуальных особенностях решения задач. При этом учитывается, что: 1) время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов; 2) число исправлений служит показателем интеллектуальной активности. Чем меньше число исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильное построение в уме схемы предлагаемой совокупности действий. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо и, что задание выполнялось в основном путем "проб и ошибок"; 3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.



Просмотров: 2117
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Дауншифтинг
  • Деловой стиль поведения
  • Жесты нервозности
  • Игра "Отдел кадров"
  • Инфантильность
  • Кабинет школьного психолога
  • Кассир-операционист
  • Критерии эффективного управления
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Мастер животноводства
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Наладчик формовочных и стержневых машин
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево"
  • Оператор коптильной установки
  • Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
  • Права и способности управлять
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Сборщик электроизмерительных приборов
  • Способы борьбы со стрессом
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор
  • Электромеханик по лифтам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь