Цветовой тест Люшера


   Восьмицветовой тест Люшера - одна из наиболее известных и наиболее спорных психодиагностических методик. Основана на ранжировании цветных карточек по принципу "нравится - не нравится". Валидность основана на гипотетических представлениях о том, что человек, обладающий теми или иными психическими свойствами, находящийся в том или ином психическом состоянии, отдает разные предпочтения тем или иным цветам.
   Многочисленные исследования выявляют большое количество значимых коэффициентов корреляции между позициями тех или иных цветов с параметрами, получаемыми другими методиками. С одной стороны, это изобилие говорит о том, что феномен все-таки существует. С другой стороны, это заставляет насторожиться и понять, что такая относительно небольшая методика может диагностировать "всё на свете".
   Здесь очень важно понимать следующее. Грубо говоря, набор из восьми карточек обладает только семью степенями свободы: параметр одного цвета, второго, третьего, ... , седьмого. Восьмой цвет может занять лишь свободную ячейку. На самом деле даже седьмой цвет имеет только две возможные позиции, то есть его свобода меньше, чем у первого цвета. Таким образом по сложности эта система не уступает шариковой ручке. У той тоже имеется семь степеней свободы: свобода перемещаться по осям x, y, z, вращаться вокруг каждой из этих осей, плюс к этому у шариковой ручки можно открутить колпачок (ну или нажимать кнопку). Пусть всевозможных раскладов существует 8x7x6x5x4x3x2x1=40320, однако нельзя диагностировать сорок тысяч всевозможных состояний человека. Модель, имеющая количество степеней свободы как у шариковой ручки, на это не способна. Да, в классическом ЦТЛ используется два расклада карточек, но это сильно не меняет дело, хотя бы потому, что оба эти расклада практически одинаковы. Если два расклада между собой не коррелируют, то это, очевидно, заставляет задуматься об уходе от тестирования клиентом.
   Итак, феномен ЦТЛ существует. Он коррелирует с огромным числом параметров жизнедеятельности, однако не может диагностировать все эти параметры. Почему возникает этот парадокс? Дело в том, что на самом деле ЦТЛ тестирует только три параметра, и все три - параметры психического состояния. Эти параметры настолько глубоко пронизывают всю жизнедеятельность человека, что находят отголоски во многих сторонних параметрах, некоторые из которых даже определяются не в терминах состояния, а в терминах свойства. Данные параметры можно выделить только с применением факторного анализа в батарее с другими методиками.
   В 1980 г. К. Шипош предложил коэффициент вегетации, основанный на оппозиции теплых цветов (красный и желтый) к холодным (синий и зеленый). В случае явного предпочтения теплых цветов холодным можно говорить о доминировании возбуждения симпатической нервной системы. В противном случае - парасимпатической. В 1982 г. А. И. Юрьев соавт. предложили коэффициент отклонения от АТ-нормы (34251607). Если значение этого коэффициента велико, можно говорить об общей непродуктивности нервно-психической деятельности. В 1998 г. А. А. Карманов добавил параметр "Ригидность-транс", основанный на оппозиции желтого, зеленого и коричневого - фиолетовому, серому и красному. Вместо коэффициента вегетации был предложен исправленный и расширенный параметр "Спонтанность-полезависимость", а вместо коэффициента отклонения от АТ-нормы - тоже исправленный и расширенный "Настроенность-фрустрированность".
   Даже работая с этими тремя параметрами, каждый из которых опирается на позиции сразу нескольких цветов и при этом лучше научно проработан, следует не забывать про возможность погрешности измерения. Поэтому очень желательно результаты по ЦТЛ в случае необходимости составления индивидуального диагноза подтверждать данными, полученными из других методик. В массовых исследованиях ошибки нивелируют друг друга, поэтому там не так важно ошибиться.
   Методика ОППС от оригинального ЦТЛ сохранила только стимульный материал и инструкцию испытуемому. Использование иных, особенно непараметрических интерпретаций, как самого М. Люшера так и подобных, в пасьянсном стиле ("+4+6 Высокая мотивация достижения...", "+1-5 Потребность в глубокой привязанности не полностью удовлетворена..."), со всей очевидностью свидетельствует о несерьёзном отношении к психологии (отношение к ней и использование её в качестве своего рода магии), склонности преувеличивать в глазах окружающих собственные профессиональные возможности.
  • Психодиагностическая методика "Основные параметры психического состояния"   Настроенность-фрустрированность. Спонтанность-полезависимость. Ригидность-транс.




    Просмотров: 2545
    Категория: Описания тестов



    Другие новости по теме:

  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Тест выбора цвета Люшера разработан швейцарским психологом М.
  • Влияние напряженности на деятельность
  • Вторичный результат. Методика
  • Желтый цвет
  • Законы аддитивного смешения цветов
  • Зеленый цвет
  • Из опыта использования ПДО
  • Инфантильность
  • Коричневый цвет
  • Красный цвет
  • Методики диагностики психического состояния
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Надежность теста
  • Основные параметры психического состояния - Заключение
  • Первичный результат. Выделение и интерпретация факторов
  • Полезависимость
  • Психодиагностическая методика "Основные параметры психического состояния"
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Серый цвет
  • Синий цвет
  • Спонтанность
  • Терминальные ценности
  • Тест
  • Транс
  • Фиолетовый цвет
  • Цвет
  • Цветовой тест Люшера - как его обойти
  • Черный цвет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь