Метод цветовых выборов

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант

цветового теста Люшера.

Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и

изначально связана с установкой на изучение эмоционального и

физиологического состояния человека в целях дифференцированного

психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного

воздействия. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в

контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед

многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-

этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других,

особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет

не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым

эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать

метод глубинным, проективным.

Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого

конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и

через реакции "старого мозга", т.е. диэнцефальной области, которая является

дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно

показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального

состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками,

связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени

влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную

силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет

порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как

показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием

трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к

активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор

цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик,

так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное

исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием

восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет

ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является

единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь

обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим

преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее

тестовых методик надежность полученных данных повышается,

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому

предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет,

не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели,

ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет

предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать

индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно

ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние

между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон

убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог

записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева

направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1,

сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5,

коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее

приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -

пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы

нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру

выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и

что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет

угодно.

М. Люшер допускает интерпретацию данных

тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета,

отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам,

определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение

обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитаемым

цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет "основной способ

действия", а на второй - "цель", к которой стремится испытуемый. Просто

"предпочтение" (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком "*" и указывает на

"истинное положение вещей"(ситуацию) и "образ действия", вытекающий из

данной ситуации. "Безразличие " (5-я и 6-я - позиции) обозначается знаком "=" и

указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную

зону, бездействующие свойства личности. "Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я

позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение -

"подавленные потребности". Таков классический подход к интерпретации

цветового ряда по Люшеру.

Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 -

оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7

(черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) -

смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические

потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и

привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый),

потребность "действовать и добиваться успеха" (красный) и потребность

"смотреть вперед и надеяться" (желтый). Поэтому они в норме и при полной

уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях.

Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая

потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По

мнению Люшера, они не являются психологическими "первоэлементами" и

включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных

цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды

истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является

синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость

зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к

активности. Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон

человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения,

стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый -цвет травы,

кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки,

затаенности. Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий,

отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и

самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и

черного, а фиолетовый - красного и синего. Исходя из символики цветов и

накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета

характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних

проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность,

гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный

оттенок по Люшеру - спокойствие, удовлетворенность, привязанность,

нежность, любовь. По данным автора руководства предпочтение

синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно

неудовлетворенной ранимой личности.

Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным

автора книги - ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность,

оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность,

тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты -

настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным

(направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным,

локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты -

желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения

здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает

эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

В своих более поздних публикациях М.Люшер соотносит

предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим

образом: синий цвет - флегматик, зеленый - меланхолик, желтый - сангвиник и

красный - холерик, что не только не подтверждается на практике, но и

противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт

применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и

результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с

убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому

темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий -

меланхолическому, зеленый - флегматическому, а желтый ближе к

холерическому.

 

Если психология восприятия цвета (согласно предшествующему опыту

применения цветового теста) ориентирована на сиюминутное эмоциональное

состояние, то последующий опыт применения методики показал, что даже в

однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной

индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом
конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной

личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее

изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует

наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового

выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны

передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя

актуальность символизируемой ими ведущей потребности.

Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с

применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что

при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых

выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции,

но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие

известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении

выбора .сферы интересов, способа самореализации в профессиональной

деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и

компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной

напряженности.

Сопоставление цветовых выборов дает представление о тех тенденциях,

которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв

адаптивного механизма, о чем речь пойдет позже. В рамках упомянутого выше

концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических

методов в стройную интерпретационную схему укладываются и результаты

МЦВ. В первую очередь, очевидным является тот факт, что показатели слабости

нервных процессов, трофотропные тенденции - как базис константных

личностных свойств - отражаются сочетанием "концентричных" (1 и 2 ) цветов

на первых позициях цветового ряда, в то время, как "эксцентричные" цвета (3 и

4) выявляют принадлежность к сильному типу ВНД. При этом наиболее

"чистый" вариант слабого типа выявляется в основном концентричным

гетерономным синим цветом, а сочетание синего (1-й цветовой эталон) с

зеленым (2-й цветовой эталон) свойственно смешанному типу реагирования,

т.к. содержит в себе характеристики оборонительно-защитного,

экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью,

чем "чистый" слабый (пассивно-созерцательный, интровертированный) тип

реагирования, свойственный только синему цвету.

В то же время наиболее "чистый" вариант стенического типа отражается

характеристиками красного цвета: сочетание красного с желтым выявляет

эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности -

недостаточно целенаправленный, т.е. этот тип реагирования также является

смешанным. Таким образом, интерпретационная схема метода цветовых

выборов включает в себя два полярных типа - сильный и слабый -и два

смешанных. Связь основных цветов со свойствами нервной системы

выявляется соотношением желтого (4) с лабильностью, красного (3) - с

динамичностью по отношению к возбуждению, зеленого (2) - с инертностью,

синего - с динамичностью по отношению к торможению, желтого и красного - с

высокой внешней реактивностью при низкой интрапсихической активности,

синего и зеленого - с низкой внешней реактивностью при высокой

интрапсихической активности.

Таким образом, каждый основной цвет определяет ведущую тенденцию,

придающую типологическую очерченность эмоционально-динамическому

паттерну, который проявляется силой и направленностью мотивов,

индивидуальным стилем переживания и межличностного поведения, типом

восприятия и переработки информации об окружающем мире, т.е. стилем

мышления.

Следует отметить, что и сам М.Люшер позже пришел к той идее, что

основные цвета соотносятся с определенным индивидуально-философским

содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности, но эти

его публикации появились гораздо позже. Однако и в поздних своих работах

М.Люшер остается верным себе: вместо обобщенной идеи, указывающей на

корневую природу того или иного типа личности, когда причинно-следственные

связи позволяют выводить частные проявления из краеугольного фундамента

теоретической парадигмы, бесконечно уважаемый и талантливый автор

методики по-прежнему остается в плену у чистой эмпирики. Речевые

особенности, ролевое поведение и прочие проявления индивидов разного типа

он описывает как сумму конкретных признаков. Сравнительный анализ данных

с результатами других методик показал, что эти признаки прекрасно

укладываются в рамки приведенной выше индивидуально-личностной

типологии. При этом бросаются в глаза некоторые ошибки Люшера, когда от

весьма удачных характеристик, базирующихся на конкретном опыте, он

переходит к обобщенным личностным портретам. Так, он утверждает, что

предпочтение синего эталона - признак удовлетворенности , в то время как опыт

убеждает в другом: это - ведущая, никогда до конца ненасыщаемая потребность

в покое и удовлетворенности отношениями. Другое разногласие в том, что тот

же синий, расположенный в конце ряда (как и любой иной основной цвет)

означает не противоположное качество, а фрустрированность той потребности,

которую выявляет данный цвет. Значимость цветового выбора определяется как

первыми тремя позициями, выявляющими типологическую принадлежность

индивида, так и последними. В первом случае речь идет о ведущей тенденции,

определяющей стиль переживания индивида, восприятия, мотивации и

поведения, а во втором (т.е. когда цвет отвергаем) определяемые этим цветом

потребности оказываются фрустрированными.

Другая серьезная ошибка М.Люшера заключается в том, что он тип

людей, выбирающих синий цвет, относит флегматикам, а зеленый - к

меланхоликам. При этом он совершенно справедливо отмечает, что лица,

выбирающие синий, склонны к глубокой привязанности и чувствительны к

воздействиям среды, а предпочитающие зеленый - упрямы, настойчивы,

насторожены, постоянно находятся в оборонительной позиции, требуют

признания, что явно противоречит соответствующим типологическим

портретам и самой очевидности, которая наглядно проявляется при

сопоставлении данных МЦВ с показателями других методик. То же и с

толкованием других ярких цветовых эталонов: совершенно ясно, что

предпочтение красного цвета (цвет крови,) естественно для сангвинников, а

желтого (желчь), отражающего эмоциональную неустойчивость, - для

холериков. Люшер же приписывает первым принадлежность к холерикам, а

вторым - к сангвиникам. При этом тут же, не замечая противоречий, правильно

классифицирует сексуальную активность красного цвета как фаллическую,

синего - как оральную, а зеленого - как анальную. Причем, его характеристика

зеленого как "гибкость воли" противоречит его же словам о том, что значимый

зеленый выявляет "упорство, сопротивляемость изменениям, постоянство

воззрений", что характерно для личностей ригидных, то есть самых негибких

среди других типологических вариантов. К тому же, именно ригидные,

эпилептоидные личности принадлежат (по Фрейду) анально-эротическому типу

сексуальности. Думается, что эти ошибки обусловлены тем, что М.Люшер

отталкивался в основном от врачебной практики, не имея серьезной

психологической базы. Его целостные портреты личностей весьма наивны. В то

же время, сам цветовой тест, созданный Люшером, прекрасная методика, это -

просто гениальная находка.

Необходимо подчеркнуть, что количественные критерии для данного

метода трудно поддаются четкому определению. В зависимости от популяции

обследуемых эти показатели значительно варьируют, поэтому для определения

вероятности того или иного признака требовалось бы определить границы

надежности для групп разных по полу, возрасту, профессиональной

принадлежности, региональному признаку. Однако и тогда бы они не были

достаточно конкретными. В связи с этим некоторые психологи не относят метод

Люшера к тестовым из-за невозможности его жесткой стандартизации. К стати,

это не единственный метод в психологии, требующий больше качественного

анализа, чем квантифицированного подхода. Однако это не повод, чтобы

отрицать, что восьмицветовой тест является одним их лучших инструментов

психодиагностики, т.к. этот метод позволяет при использовании оригинального

стимульного материала получить в коротком эксперименте те данные о

человеке, которые обрисовывают глубинные основы индивидуально-

личностного паттерна и сложный рисунок эмоционального состояния.

Особенно убедительны возможности методики в определении стресса, в

оценке степени дисгармоничности или дезинтеграции личности. В то же время

количественные показатели тревоги (количество знаков "!") оказались

достаточно надежным критерием, что особенно проявилось в лонгитюдном

исследовании. Что касается определения типологических свойств и

психологической характеристики состояния, то здесь более актуальным

представляется качественный анализ. При этом процентные соотношения и

степень вероятности предпочтения того или иного цвета - признак хотя и

зависящий от многих переменных, но его достаточно могут объективизировать

показатели других психодиагностических методик.

Изучение разных по индивидуально-личностным особенностям людей,

относимых к психической норме, убедительно показало значимость цвета в

определении ведущей, корневой индивидуально-психологической тенденции.

Причем эта значимость тем выше, чем левее оказывается позиция того или

иного основного цвета. Таким образом, I, II, III и IV позиции определяют тип

личности, однако с оговоркой: если этот выбор не носит сугубо случайного

характера, если это - устойчивый, свойственный человеку на протяжении

длительного периода жизни выбор. Для повышения надежности результатов

сама процедура обследования нами несколько трансформирована: если первый

и второй выборы заметно отличаются, испытуемому предлагается уточнить

свое отношение к изменившим позицию цветам в процессе их парного

сравнения. К примеру , при двух выборах:

12435607

24135607

дополнительная инструкция должна звучать так: "Какой из этих двух Вы

предпочитаете?: синий или желтый? Зеленый или желтый? желтый или

красный? зеленый или синий?". При этом пара 2 4 в данном выборе может

оказаться случайной, если конечным выбором будут 2 1 4 3 или 1234 на первых

позициях, что встречается нередко.

В связи с этим уместно подчеркнуть, что трудное разбиение на пары и

слепая к ним привязанность при интерпретации (особенно при определении

целей и средств достижения) практически оказалось не всегда оправданным.

Этот подход следует рассматривать как этап на пути освоения методики,

конечной целью которого должно быть целостное понимание цветового ряда,

формирующее интегративный образ личности в контексте определенного

состояния. Чтобы исключить сдвиг типичного выбора под влиянием

актуального состояния, следует обратить внимание на дополнительные и

ахроматические цветовые эталоны. Как правило, в процессе корректно

ведущегося обследования, предваряемого соответствующим объяснением о

цели исследования и перемежающегося спокойной доброжелательной беседой,

эти цвета, оказавшиеся при 1-м выборе на значимой позиции, в дальнейшем

отходят вправо, если сдвиг был связан с самой процедурой обследования и

вызвал у испытуемого реакцию настороженности, протеста или защиты.

Если первый и второй выборы резко (или значительно) отличаются друг

от друга, это может быть результатом нежелания обследоваться, стремлением

"спутать карты", уйти от вмешательства в свой субъективный мир. Такая

реакция проявляется серого или черного цвета на одну из первых или

непосредственно 1-ю позицию. Если и третий выбор будет непохож ни на 1-й

ни на 2-й, то обследование следует прекратить, или возобновить его лишь после

того, как у испытуемого будет выработано спокойное и серьезное отношение к

исследованию. Если же испытуемый объясняет свое поведение тем, что у него

нет определенного отношения к цветам, то это заявление само по себе

симптоматично и может свидетельствовать об измененной мотивационной

сфере. В то же время здесь также можно использовать процедуру попарного

сравнения таблиц (с определенной ориентировкой на уже имеющиеся перед

глазами экспериментатора выборы). В конце любой процедуры обследования не

мешает закончить ее предъявлением последнего ряда с вопросом: "Хочется ли

Вам в этом ряду что-либо изменить?". Кроме того. исследование можно

дополнить вопросом: "Какие цвета нравились раньше в детстве, в юности?",

"Какой вообще цвет любимый?", имея в виду и цвета, отсутствующие в

методике.

В ряде ситуаций испытуемые дополняют исследование интересными

сведениями. К примеру , при выборе 01 523461 испытуемый говорит: "В детстве

я любил зеленый и красный больше всех остальных цветов". При этом

естественно предположить, что пассивность, трудности в контактах, инертность

и пессимистичность, недоверчивость и подозрительность развились в

результате длительного неблагоприятного воздействия среды на

формирующуюся личность, что и привело к состоянию хронически

затрудненной адаптации, которая в основном проявляется трудностями в
межличностных контактах, сензитивностью, уходом в мир надуманных обид,

блокированностью спонтанной самореализации; однако в ситуации поощрения

и одобрения; в благоприятных социальных условиях у испытуемого может

проявиться собранность и деловитость, и, в силу присущих ему

добросовестности и' ответственности, он способен выполнить возложенные на

него обязанности: однако, исчерпав ресурсы активности, он может вновь впасть

в состояние пассивности, стремиться к покою и ограничению контактов.

Другой пример: испытуемая - молодая женщина, работающая на

крупном промышленном предприятии, разведена, имеет двух детей; выбор

МЦВ: 01563427. В процессе собеседования рассказала о тяжелой домашней

ситуации: она вынуждена была разойтись с мужем в связи с его постоянной

алкоголизацией, растит двоих детей, живет далеко от работы.

Психокоррекционная беседа в конечном итоге позволила испытуемой

произвести переоценку ценностей: она молода и хороша собой, у нее чудесные

дети и в будущем ее ждет немало хорошего: развод с мужем в сложившейся

ситуации - благо, так как теперь в семье покой; в Москве работа, расположенная

далеко от дома, - привычная проблема. В конце собеседования женщина (без

всякой к тому провокации) сказала: "Да, я счастливая, я теперь это поняла, и

если бы мне сейчас раскладывать ваши таблицы, то я бы на первое место

поставила красный, желтый и зеленый - цвета радости". По-видимому, это была

реакция гиперкомпенсации или феномен, который Люшером описан как

гармонизация состояния под влиянием психотерапии и назван "аутогенной

нормой" (речь идет о нормализации выбора после сеанса аутогенной

тренировки). При дальнейших обследованиях в основном ее выбор тяготел к

ряду: 01534267. По характеру эта женщина отличалась застенчивостью,

нерешительностью, чертами зависимости, стремлением к избеганию конфликта,

с признаками иррациональной раздражительности, проявляющейся в стрессе

при межличностных конфликтах, которая в социально значимых условиях

успешно контролировалась, однако за счет повышения общей напряженности.

Таким образом, у нее был выявлен смешанный тип реагирования с

преобладанием характеристик слабого типа - пассивности,

интровертированности, мягкости и женственности; ведущая потребность -

покой и бесконфликтное сосуществование с окружающими, умение подавлять

спонтанные реакции, зависимость работоспособности (см. позицию "рабочей

группы") от настроения и ситуации, необходимость поддержки и поощрения

для активации.

Стресс у лиц психической нормы, у дисгармоничной личности и у больного с

психическим заболеванием может выглядеть одинаково -607 на первых трех

позициях; и, напротив, собранность, активность, оптимистичность, высокая

самооценка, отрицание каких-либо проблем, жажда жизни, стремление к

отстаиванию своих позиций (выбор 3 4 2...) могут отражать 1) эмоциональный

паттерн гармоничной личности стенического круга; 2) гиперкомпенсацию как

защитную реакцию на трудности; 3) олигофренический тип реагирования на

фоне сниженной критики; 4) постпроцессуальный дефект в результате

психического заболевания. Однако такие серьезные трудности могут

возникнуть лишь в том случае, если психолог не использует никакой другой

метод, кроме цветового теста. Даже простое сопоставление цветового ряда с

данными объективного наблюдения, с историей болезни или клиническим

диагнозом (если таковой имеется) позволяет определить, имеем ли мы дело с

психологически понятными переживаниями гармоничной или

акцентуированной личности, или речь идет о выраженной диссоциации между

"жизнерадостным" паттерном цветового выбора и серьезной десоциализацией

психически больного человека с определенным катамнезом заболевания. Мало

того, такая диссоциация сама по себе информативна и свидетельствует о

повышении порога восприимчивости цветового анализатора, что нередко

является частным проявлением общей картины уплощенности, огрубения

личности, неадекватной самооценки, некритичности.

В других случаях патологии канва переживаний переходит границу

психологической понятности, адекватности и становится нелепой. Здесь

мерилом синтонности переживаний может быть лишь клинический опыт.

Поэтому в этих случаях особенно необходима психиатрически компетентная

верификация оценки состояния и использование других методов

психодиагностического и экспериментально-психологического исследования,

которые могут обнаружить отклонения от нормальных личностных реакций.

Сложнее установить градацию между умеренно выраженными тенденциями

нормальной личности, акцентуированным характерологическим паттерном и

наличием психопатических черт. Если в MMPI (СМИЛ) количественные

критерии оценки степени адаптированности и личностной гармонии

производятся в Т-баллах, в 16-факторном анализе личности Кеттелла

отражаются в стенах, то тест цветовых выборов отражает личностный

дискомфорт и эмоциональную напряженность передвижением ахроматических

цветовых таблиц влево.

Однако психопатическая личность гиперстенического склада,

находящаяся вне стресса и эмоциональной напряженности, т.е. в зоне комфорта,

может дать выбор 3421 5607 или 4251607. Согласно данным Люшера, такие

выборы близки к средненормативному и отражают оптимистическую,

активную, жизнелюбивую позицию личности. Здесь как раз и сказывается

отсутствие количественной градации степени выраженности того или иного

признака. Это наиболее слабое звено в психодиагностическом тесте Люшера.

Но, опять-таки, этот факт может служить камнем преткновения лишь в том

случае, если нет никакой возможности получить дополнительную информацию;

обычно же обследование можно дополнить собеседованием с испытуемым или

сопоставлением данных цветового теста с результатами других

психодиагностических методов и данными (если такие существуют)

клинического наблюдения, чтобы понять, в контексте каких проблем следует

расшифровывать цветовой выбор. И это нисколько не обесценивает значимость

методики, просто необходимо знать границы ее возможностей.

Представляется спорной точка зрения М.Люшера в плане трактовки

соотношений в цветовых парах. Опыт показывает, что 1 и 2 позиция цветов в

паре не столько отражают средства и цель, сколько соответствуют

преобладающим тенденциям потребностной сферы. Эти потребности

следующие:

1. Синий цвет - потребность в глубокой привязанности как инструмент

достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

2. Зеленый - потребность в отстаивании собственной позиции,

оборонительность, агрессивность защитного характера.

3. Красный - потребность в достижении, обладании, лидировании,

наступательная агрессивность "завоевателя ", целенаправленность, высокая

поисковая активность.

4. Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и

защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как

необходимый процесс.

Эти потребности являются основой индивидуально очерченной

мотивационной направленности и представляют собой самые главные

человеческие потребности, актуализация которых необходима для нормального

существования человека. Та потребность, которая является ведущей, она и

определяет индивидуально-личностный паттерн человека, в котором не только

эмоциональные особенности, но и остальные субструктуры личности

(интеллект, межличностное поведение) окрашены характерным для данной

личности индивидуальным стилем.

Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то

соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций.

Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные

цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они

не являются главными потребностями, это - лишь вынужденная охранительная

реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

5. Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности,

иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм,

индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.

6. Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к

психологическому и физическому комфорту.

7. Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по

отношению к любым авторитетам, давлению извне. 0. Серый - потребность в

успокоении, отдыхе; пассивность.

Таким образом, яркие цветовые таблицы отражают потребности,

определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные,

всегда существующие и никогда полностью не насыщаемые потребности^

свойственные индивиду как почерк, как modus vivendi, как свернутая и aсегда

напряженная пружина, как основная побуждающая сила, движущая личность в

определенном направлении. Потребности, определяемые ахроматическими и

дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами,

направленными на противодействие тревоге, давлению внешнего воздействия,

усталости и отражают проблему фрустрированности основной потребности,

отрицание индивидом сложившихся условий и межличностных отношений,

уход от них в бездействие (0), в самощажение (6), в протестные реакции (7 ), в

мир фантазий и иррациональные способы защиты (5) .

Однако это лишь обобщенный подход к пониманию "корневых" истоков

тех качеств, которые лежат в основе цветовосприятия эталонов теста.

Сравнительный анализ данных МЦВ с результатами других

психодиагностических методик и данными объективного наблюдения позволил

прийти к такой схеме толкования значений цветов Люшера:

1. Синий цвет в цветовом ряду, устойчиво занимающий 1 позицию,

свидетельствует о том, что обследуемый соответствует слабому типу ВНД с

преобладанием трофотропных тенденций и динамичности нервной системы в

отношении процессов торможения; этому сопутствуют интровертированность и

пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к

пессимистичности; неуверенные в себе и в своих перспективах, лица этого типа

постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, в следствие чего

формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым

воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привязанности и

защиты со стороны другого лица, а аффилиативная потребность является

ведущей. Таким образом, потребность в понимании и сочувствии определяет

устойчивые личностные характеристики как доминирующая, насущная, и

поэтому никогда полностью не насыщаемая побудительная сила, определяющая

стиль существования, в котором рефреном звучит всегда актуальная для

данного типа личности проблема позитивного, доброжелательного отношения

значимых окружающих. Среди женщин этот тип реагирования встречается

значимо чаще, чем среди мужчин.

Инертность реакций и глубина переживаний формируют и другие -

дериватные - свойства: конформность установок, избегание конфликта,

стремление к устойчивой ситуации, страх перед трудностями, нерешительность

в принятии решений, вдумчивость, способность к сопереживанию, пассивность

в отношении актуальных проблем, повышенная склонность к рефлексии. Выбор

синего цвета одним из первых характерен для интровертов с ананкастными

чертами. Эти черты усугубляются и проявляются психастеническими

особенностями при сочетании синего с серым на первых позициях. В этой

ситуации интровертированность уже звучит как проблема трудности общения и

проявляется избыточной нерешительностью, застенчивостью, ощущением

непонятости, неприятия значимыми другими, эгоцентричной невротической

сосредоточенностью на своих проблемах. Сочетание синего с черным

свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной)

неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью,

зависимости и протестных реакций, обидчивости и раздражительности. Здесь

проявляется проблема подавленной агрессии, что в целом- свойственно

психосоматике. Это сочетание часто встречается у лиц с различными

психосоматическими заболеваниями и вегетососудистым дисбалансом.

Различные сочетания синего с ахроматическими и смешанными цветами

отражают уровень дезадаптации. Причем появление на первых позициях

ахроматических цветов, особенно черного, более тревожно, чем смешанных.

Сочетание синего цвета с более яркими придает эмоциональному паттерну

определенные оттенки, усложняющие его меланхолическую основу. Так,

сочетание 1 2 для популяции нормы можно считать гармоничным, так как эти

цвета находятся на психограмме рядом и являются по отношению друг к другу

дополнительными. В отличие от характеристик слабого, тормозимого

типа, присущих синему цвету, сочетание 1 2 присоединяет к себе несколько

"смягченные" благодаря синему цвету атрибуты зеленого цвета. Умеренно

выраженный (не акцентуированный) характер этого типа содержит в себе

наряду со сдержанностью, постоянством в привязанностях и глубиной

переживаний, оборонительные черты, стремление к точности, повышенное

чувство аккуратности, практичность, склонность к систематизации опыта и

накоплению негативных эмоциональных переживаний. Сочетание 1 2 отражает

потребность в самоуважении и уважении окружающих, сензитивность в

отношении критических замечаний, стремление к упорному отстаиванию своих

позиций социально поощряемыми или неагрессивными способами. Это же

сочетание, смещенное с первых позиций ахроматическими таблицами и

смешанными цветами,-соответствует актуальности проблемы самоутверждения,

задетого самолюбия и стремления к отстаиванию личностной позиции с

оттенком уязвленности. Если же 1 2 находятся на III-IV позициях, но первые

позиции заняты яркими цветами, то такой вариант может трактоваться как

сочетание стенических и гипостенических тенденций у гармонично

сбалансированной личности.

2. Присутствие зеленого (сине-зеленого) цвета на первых позициях

отражает смешанный тип реагирования с преобладанием пассивно -

оборонительных тенденций, если он сочетается с 0 или 1 цветом, и проявляется

большей агрессивностью в сочетании с яркими цветами, придавая

оборонительный характер позиции, при которой собственная агрессия

оправдывается идущей извне угрозой и переживается личностью как вторичная,

внешнеобусловленная защитная реакция на агрессию окружающих. Лица,

постоянно выбирающие 2-й цвет на первые позиции, отличаются ригидностью

установок, упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации,

тропизмом к точным наукам и конкретности, тенденцией к опоре на

накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям

внешней оценки своей личности, отсюда - амбициозность, значимость

социоэкономического статуса, проблема собственного престижа, устойчивость

привязанностей и интересов, увлеченность, чувство соперничества,

соревновательность, аккуратность или даже педантизм. Подчинение для них

неприятно, отсюда стремление к лидированию или, по крайней мере, к

самостоятельности и социальному признанию. Этот тип реагирования значимо

чаще встречается среди мужчин. В сочетании с 0-м цветом усиливаются черты

обособленности, признаки межличностного конфликта, трудности общения,

ощущение непонятости, неприятия окружающими, преувеличенное через

призму повышенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в

своей правоте.

Иррациональный, дезадаптирующий аспект 5-го цвета усугубляет

подозрительность 2-го, и они в сочетании 5 2 или 2 5 на первых позициях

выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по

отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации, т.е. черты
паранойяльного стиля переживания и поведения. Тревожность(6) и протестные

реакции (7) в сочетании со 2 цветом придают ему свойства раздражительно-

эксплозивного (62 -26) или недоверчиво-негативного (27 -72) поведения.

Являются ли характеристики 2 цвета конституционально-ведущими или

определяют актуальное состояние, зависит не только (и не столько) от его

позиции - I, II, III. - сколько от корреляции данных цветового выбора со

шкалами СМИЛ (MMPI), в частности 6-й, 0-й, 8-й, и показателями других

психодиагностических тестов (первичные и вторичные отклонения по данным

миокинетической психодиагностики, данные фрустрационного теста

Розенцвейга - высокий процент экстрапунитивных ответов, S-ioaaou по Роршах-

тесту).

Расположение 2-го цвета на последних позициях цветового ряда

свидетельствует о фрустрированной потребности в социальном

самоутверждении, ущемленном самолюбии, нереализованных притязаниях.

Сочетание 2 3 или 3 2 на первых позициях усиливает характеристики 2-го цвета,

тип реагирования характеризуется как более стеничный, позиция - как активно-

оборонительная(2 3) или агрессивно-оборонительная (3 2) и отражает сплав

свойств, присущих каждому из цветов в отдельности; это сочетание

представляется как столкновение сильных тенденций, создающих

предиспозицию к взрывным (эксплозивным) реакциям.

Сочетание на первых позициях цветового выбора 2 и 4 цветов является

еще более конфликтным: характеристики ригидности противопоставлены

эмоциональной неустойчивости, склонность к накоплению отрицательных

эмоций сочетается с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных

реакций: тенденция к самоконтролю с плохой контролируемостью,

подозрительность с демонстративностью, недоверчивость с открытостью,

аккуратность с безалаберностью, оборонительная враждебность с

неразборчивой общительностью, осторожность с беззаботностью. Если эти

качества выражены умеренно, то это даст в сумме нормальную

сбалансированность гармоничной личности, в которой противоречиво

направленные тенденции уравновешены и разумно дозируются соответственно

конкретной ситуации, но при избыточной выраженности каждой из этих

тенденций характер приобретает черты заметной неустойчивости с резкими

изменениями поведенческого паттерна, вспышками чрезмерных эмоциональных

переживаний, склонностью к эксплозивным реакциям в ситуации задетого

самолюбия. Если выбор 1 -го цвета на первые позиции характерен для лиц с

сензитивной акцентуацией, то выбор 2-го в аналогичной позиции свойствен

"застревающим" акцентуированным личностям (по Леонгарду) или "ригидным"

в нашей классификации, а также эпилептоидным или паранойяльным

психопатам, однако в последнем случае 2-й цвет чаще всего сочетается с 5-м

или 7-м, а у ригидных интровертов - с 0-м цветом.

Самая грубая ошибка, которая может проявиться при интерпретации

данных МЦВ - это неправильная оценка степени дезинтеграции. МЦВ

позволяет лишь высветить структуру переживаний и степень вовлеченности

личности в стресс. Те же 5 2 на I-II, II - III позициях выбора могут означать

осторожность, настороженность, субъективизм личности в оценке объективно

сложных межличностных отношений, и быть признаком наличия

паранойяльных тенденций. Сопоставление данных МЦВ с объективными

данными и результатами других психодиагностических методов (вариант 1 -

профиль СМИЛ в пределах нормы, а вариант 2 - профиль выше 70 Т с пиками

по 8-й и 6-й шкалам) позволит правильно оценить проблемы личности и

уровень личностной интеграции.

3. Красный (оранжево - красный, терракотовый) - отражает стенический

тип реагирования в наиболее выраженном виде и выявляет напряженность

потребности в активности, направленной на достижение цели, на овладение

всем тем, что доставляет радость и наслаждение; в том числе - это и высокая

сексуально-эротическая вовлеченность. Выбор этой таблицы на первые позиции

свойствен личностям с мужественным складом характера, самостоятельным,

независимым, властным, доминантным, авторитарным, быстро принимающим

решения. Высокая поисковая активность, любознательность, преобладание

эмоций интереса, любопытства. Высказывания и поступки могут опережать их

продуманность в силу спонтанности поведения, раскованности чувств. Это -

стремление "быть", реализоваться, проявляющееся напряжением аффекта, если

реализация потребностей в данный момент невозможна. У дисгармоничной

личности это качество выливается в импульсивность, сниженный самоконтроль,

агрессивные высказывания и поступки.

Возможность безудержного поведения с компульсивной агрессией

возрастает, если 3-й цвет находится на одной из последних позиций

(фрустрированность насущных, жизненно важных потребностей,

невозможность самореализации), а 7-й цвет на одной из первых

(иррациональные и безудержные протестные реакции). Если сочетание 32 и 34

по-своему дополняет характеристики 3-го цвета (так же 2 3 и 4 3), выявляя

смешанные варианты реагирования по ригидно-импульсивному и неустойчиво-

импульсивному типу, то сочетание 31 заслуживает особого внимания, т.к. это -

контрастное сочетание. При этом "сильные", возбудимые черты, свойственные

3-му цвету - стеничность, активность, оптимистичность, агрессивность,

доминантность, мужественность, - входят в противоречивое взаимодействие с

характеристиками слабого, тормозимого типа - пассивностью, сензитивностью,

пессимистичностью, мягкостью, вдумчивостью, зависимостью,

женственностью. Люшер выделяет этот вариант как идеально-гармоничный.

Однако наш опыт показывает, что этот тип личности, хотя и выглядит внешне

достаточно "идеальным" в силу выраженного самоконтроля, отличается

выраженной внутренней напряженностью, что и является почвой для развития

психосоматических заболеваний, в частности, ишемической болезни миокарда.

Внешне сбалансированные за счет противоборства взаимно противоречивых

свойств характера, эти лица постоянно испытывают достаточно выраженное

напряжение, которое тяготеет к трансформации через соматизацию.

Психологический рисунок этих лиц близок к типу "А", описанному

Дженкинсоном как психосоматическая предиспозиция.

Выбор, в котором на первых позициях - 3 и 0 цвета, свойствен

нарциссическому варианту личности; при этом эгоцентризм и жажда жизни

сочетаются с холодно-дистантным отношением к окружающим. Сочетание 3 7 в

позициях -3 -7 или +7 -3 позитивно коррелирует с наличием навязчивых

действий, особенно при 0 1 или 1 0 на первых трех позициях (Р=0,73 среди

контингента больных с пограничными психическими расстройствами). В

рамках невротических реакций навязчивости проявляются на фоне

психастенической акцентуации характера в виде навязчивого подсчета

ненужных предметов, выполнения суеверных ритуалов, трудностей засыпания

на фоне мысленного "пережевывания" постоянно существующих проблем или

событий текущего дня. Сочетание 53, 35 или +3 -5 свойственно лицам с

достаточно очерченной творческой индивидуальностью, самобытным,

оригинально мыслящим, со своеобразием интересов, однако эти характеристики

актуальны только в том случае, если есть хорошая интеллектуальная база и

способности, для которых данный эмоционально-динамический паттерн

представляется как личностная предиспозиция, оптимальные условия для

творческого развития личности. При низком интеллекте и отсутствии

способностей такая личность отличается лишь своевольным и непокладистым

характером, повышенным чувством независимости, иррационально-

самобытным радикалом, стремлением выделиться, не быть подвластным

общепринятым нормам, что в определенных неблагоприятных условиях может

выражаться в антисоциальных тенденциях (особенно при сочетании 357, 375,

753 на первых позициях).

4. Желтый цвет на первой позиции свойствен личностям эмотивного

склада. Переживания и процесс общения сами по себе насущно им необходимы;

ведущая потребность индивида - быть вовлеченным в процесс эмоционально

насыщенного межличностного взаимодействия. Активность ради активности,

общение ради общения, жизнь ради жизни - таковы потребности данного типа

личности. В отличие от 3-го цвета, характерного для личностей, зажигающих

других своей целеустремленностью и жаждой жизни, 4 цвет как основной

присущ личностям, которые загораются от общения с другими как спичка от

прикосновения к ребру спичечного коробка. 4 цвет позитивно коррелирует с 3-

й, 4-й и 9-й шкалами MMPI (СМИЛ). У лиц, предпочитающих 4-й цвет, выбор

профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий

удовлетворение и оживленность, чем на достигаемые этой деятельностью цели.

При выраженной дезадаптации эти черты перерастают в истероидные,

фобические и неврастенические проявления, то есть в те особенности, которые

свойственны эмоционально-неустойчивым личностям. Для акцентуированных

по данному типу личностей характерна склонность к страхам, экзальтация

чувств, неустойчивость интересов, элементы инфантилизма (ребячливости),

непостоянство, нетерпеливость, демонстративность. Это - самоутверждение по

типу "казаться" (в противовес стремлению "быть").Черты демонстративности -

вплоть до истероидного радикала - усиливаются при сочетании 5 4 . Здесь они

сопровождаются признаками выраженной эмоциональной незрелости,

сниженным эмоциональным контролем, защитным механизмом вытеснения,

иррациональным способом достижения целей в основном путем

перекладывания трудностей на плечи других.

Сочетание 4 1 выявляет выраженную чувствительность к средовым

воздействиям в связи с тем, что каждый цвет в отдельности по-своему связан с

высокой чувствительностью к факторам внешнего влияния. Однако выбор на

первые позиции синего цвета свойствен пассивно-пессимистическим

личностям, а желтого - активно-оптимистическим. В сочетании же они

выявляют циклоидный тип личности со склонностью к перепадам настроения,

легко провоцируемым внешними поводами, с быстрыми переходами от грусти к

экзальтированной веселости, тяжело переживающих одиночество,

испытывающих повышенную потребность в общении, что делает личность

зависимой от авторитетного для нее лица и мнения референтной группы.

Сочетание 41 на III и IV позиции связано с зависимостью работоспособности и

продуктивности обследуемого от настроения, с эмоциональной вовлеченностью

и тенденцией к перепадам в настроении, когда внешние обстоятельства легко

меняют самооценку индивида, подверженную колебаниям. Достоверность этого

фактора на материале общенормативного скрининга - Р=0,79, а на контингенте

больных с пограничными психическими расстройствами - Р=0,76; в то же время

среди больных с невротическими нарушениями часто обнаруживается выбор, в

котором эта пара разбита по типу +1-4, что означает стремление к поиску опоры

в лице значимых окружающих в связи с блокированностью спонтанной

самореализации. И в других сочетаниях, где 4-й цвет оказывается на одной из

последних позиций (т.е. -4), цветовой эталон со знаком (+) показывает тип

компенсаторной реакции в ответ на блокированность спонтанности

собственного "Я", на невозможность свободного проявления чувств. Этот

признак при обследовании должен настораживать психолога, т.к. он является

предвестником дезадаптации. Значимость 4-го цвета (как и других основных

цветов) обусловливается размещением его на первых или последних трех

позициях.

Чем ближе к началу ряда цвет, тем больше значимость соответствующей

потребности, определяющей в качестве ведущей тенденции набор устойчивых

личностных свойств, а сочетание основных цветов между собой образует

мозаику характера и преобладающий стиль переживания, который может быть

описан по принципу перечисления свойств, присущих каждому цвету, в

очередности, соответствующей позиции каждого цвета. Однако наиболее

полной и достоверной может быть лишь интегративная целостность

описываемого образа. Для этого сплав сочетанных свойств должен быть описан

психологом с позиций целостного представления о личности, когда

физиологические аспекты эмоционального состояния, психологическая канва

личностных свойств и жизненная ситуация, в которую оказался вовлеченным

обследуемый, учитывались бы в полной мере. Для большей уверенности при

интерпретации необходимо использовать аргументы, привлеченные из данных

других психодиагностических тестов. В крайнем случае, каждый тезис

психолога должен рассматриваться в контексте той или иной альтернативы.

К примеру , выбор: 02134657 может трактоваться конкретно-ситуативно

как реакция временного отхода от контактов у сбалансированной личности с

преобладанием тормозимых черт и хорошим контролем над эмоциями в

ситуации вживания в новую социальную структуру, которая вынуждает

отказаться от субъективно приемлемых способов самореализации и требует

осторожного выжидания, пока она не станет хорошо знаемой и привычной.

Другой вариант интерпретации того же выбора (индивидуально-

личностный подход) выявляет личность с чертами интровертированности,

склонную к подавлению собственной самобытности, с выраженными пассивно-

оборонительными тенденциями, повышенным чувством собственного

достоинства, ориентированную на социально-престижные цели при

выраженной застенчивости, дистантности, осторожности; отмечаются черты

ригидности, педантизма, избирательность в контактах, самостоятельность

мнения при конформности установок, тяга к конкретности, точности, трезвость

суждений, склонность к устойчивым привязанностям, сбалансированные

хорошей активностью. Однако активность проявляется в полной мере в

ситуации благоприятной, дружелюбной и спокойной, без стрессирующих

моментов, при условии, что самобытность обследуемого лица принимается

окружающими с достаточным уважением. Таким образом, выявляется

выраженная нужда в спокойных условиях, позволяющая реализовать

потребность в самоутверждении и уважении окружающих, что способствует

достижению определенной цели. Менее всего значим процесс и характер

деятельности, наиболее значима субъективная убежденность.

Оба варианта интерпретации близки и не противоречат друг другу,

однако в первом больше обсуждается ситуация, во втором - личность.

Смешанные и ахроматические цветовые таблицы на первых позициях

определяют степень и стиль дезадаптации. Это зависит не только от количества

знаков "!", но и от самого цвета.

5. Фиолетовый цвет на первой позиции цветового ряда характерен для

лиц с затрудненной адаптацией в силу подчеркнутого индивидуализма.

Статистически чаще он встречается на первых позициях у детей и подростков, у
гомосексуалов; Отмечено передвижение его влево у женщин во время

беременности, а также у больных с причудливостью мышления, своеобразием

восприятия, интересов, высказываний и поступков. Все это заставляет

задуматься: что же является обобщающим для всех этих столь разных групп?

Анализ полученных данных и сопоставление результатов

психодиагностических исследований с данными объективного наблюдения

позволяет сделать выводы о том, что 5-й цвет связан с затрудненной адаптацией

через общее ослабление интегративной роли самосознания и больше других

показателей методики ориентирован на высвобождение неосознанных аспектов

человеческих переживаний. Состояние временной дезадаптации переживает

женщина в сложный период-беременности, когда ее жизнь как бы делится на

две. Снижение интегративной функции сознания может быть результатом как

еще не сформировавшейся личности, так и следствием уже наступившего

регресса личности, а также недосформированностью как свойством личности

(выраженная акцентуация характера, аномалия развития личности,

психопатический паттерн). Детский период характеризуется тем, что личность

еще не сформирована, отсюда слабая интеграция "Я". Подросток недостаточно

адаптирован, так как переживает период промежуточный между детством и

взрослостью. Естественно, аномальная сексуальная ориентация также связана с

нарушенной интеграцией "Я" в связи с своеобразием половой

самоидентификации и социальной дезадаптацией. Регресс личности при

психическом заболевании приводит также к дезадаптивному состоянию.

Недосформированность личности, признаки эмоциональной незрелости

отражает и психопатическая структура личности, проявляющаяся, в частности,

ослаблением контроля сознания над эмоциональной сферой.

Таким образом, как в структуре несформировшейся личности ребенка,

так и при слабо структурированном "Я" психопатической личности, гомосек-

суала, беременной женщины, а также при регрессивных процессах у больного

шизофренией есть общие черты - фрустрированное или неразвитое Либидо, та

или иная степень неудовлетворительной социальной адаптации. Кроме того,

следует обратить внимание на "детский", непосредственный способ восприятия,

когда каждая ситуация воспринимается как впервые переживаемая, а

способность использовать накопленный опыт и готовые штампы еще не стала

привычкой. Известно, что именно детской психике свойственно богатое

воображение, которое чаще всего угасает с по-взрослением. Как показывает

опыт, сохранным оно остается у творческих, оригинально мыслящих личностей.

При этом психодиагностическое исследование обнаруживает у них значимую

позицию 5-го цвета в выборе МЦВ.

Затрудненная адаптация, близкая к первым ступеням дезадаптивного

состояния, которое может также быть связано с расшатыванием адаптационного

барьера в связи с длительным (хотя и не резко выраженным) эмоциональным

напряжением, проявляется сдвигом 5-го цвета влево. Чем левее расположен 5-й

цвет в цветовом ряду, тем более значимым является этот признак, тем сильнее

он звучит как показатель непохожести, ненормативности данной личности, и

отражает трудности социальной адаптации, связанные с индивидуальным

своеобразием человека, оригинальностью его взглядов, интересов и поступков,

слишком необычных (или нелепых, если речь идет о больном шизофренией).

Опять-таки, только на основании МЦВ такие выводы делать нельзя, можно

лишь описать структуру и стиль переживания, а степень дезадаптации оценить в

баллах "!" (от 0 до 12). Качество же дезадаптации, причины ее, связь с

незрелостью или с дезинтеграцией личности можно определить лишь по

совокупности данных полного психодиагностического и экспериментально-

психологического исследования в сопоставлении с клиническими данными.

Связь 5-го цвета с фактором дезадаптации подтверждает позитивная

корреляция 5-го цвета на первых позициях (1-111) с профилем СМИЛ, в

котором имеется значительное повышение по 8-й, 4-й или 5-й шкале, то есть, в

конфигурации профиля по отношению к другим шкалам 8- я (или 4- я, или 5- я)

шкала значимо повышена или представлена одним из пиков в числе 3 -4-х

ведущих пиков профиля (Р=0,81). В группе больных с пограничными нервно-

психическими расстройствами при наличии клинически верифицированных

невротических и неврозоподобных нарушений были обнаружены достаточно

часто встречающиеся выборы, в которых 5-й цвет позитивно коррелирует с

низким индексом реалистичности Роршах-теста или с наличием большого

количества оригинальных ответов, что, естественно, влияло на интерпретацию

каждого конкретного случая. Достаточно высокая позитивная корреляция

значимого 5-го цвета с 5-й шкалой MMPI (СМИЛ) - 0,43-обнаруживает связь

этого выбора с малодифференцированной сексуальностью и проблемами

нарушенной сексуальной адаптации. Таким образом, во всех вариантах выбора,

где 5-й цвет значим, можно отметить нарушение идентификации, нечеткость

границ "Я", хотя вызвано это в разных случаях разными причинами. Этот

феномен Люшером описан как утрата чувства "тождественности": имеется в

виду, что у индивида фрустрирована потребность в тождественности самому

себе вследствие утраты чувства тождественности, то есть, своего соответствия

определенной картине собственного "Я".

Один из часто встречающихся выборов как среди акцентуированных

личностей, так и в контингенте пограничных расстройств, - это выбор 54210367.

В этом выборе 5-й цвет отражает неустойчивость адаптации и сниженный

контроль над эмоциональной сферой, усиливает непосредственность,

неустойчивость эмоций, повышенную чувствительность к средовым

воздействиям, подверженность сиюминутным настроениям, нетерпеливость,

склонность к вытеснению проблем, свойственные характеристикам 4-го цвета,

обогащая их иррациональными тенденциями, необузданной фантазией,

трудностями идентификации, усиливающими подражательные тенденции,

богатым воображением, художественным складом мышления, чертами

инфантилизма.

Следующие две позиции, занятые 2 и 1 цветами, свойственны

противоположному типологическому варианту, устойчивые личностные

характеристики которого находятся в противоречии с предыдущими (см.

сочетание 2 1). Кроме того, выбор показывает тенденцию к подавленной

агрессии. Таким образом, вырисовывается демонстративный (истероидный или

истерический) индивидуально-личностный паттерн, характеризующийся

наиболее противоречивыми свойствами и конфликтной эмоционально-

динамической структурой. Корреляция данного выбора МЦВ с истероидным и

истерическим профилем СМИЛ высока - Р=0,87

6. Коричневый цвет отражает проблему тревожности с витальной

(соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и

приниженности; при выборе +6+3- напряженность физиологических

потребностей, в ряде случаев ипохондрическую фиксированность, дискомфорт

общесоматического плана или неудовлетворенность гедонической личности,

особенно +6-3. 6-й цвет на третьей и четвертой позиции часто означает

ситуативно обусловленный дискомфорт у лиц хотя бы не надолго покинувших

свой дом, отражая тем самым адаптивную реакцию на изменение привычного

стереотипа, то есть, то, что Люшер называет чувством "утраты корней".

7. Черный цвет на первых позициях выявляет не только протест против

сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, но и агрессивность.

крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность, активное

противодействие среде и позитивно коррелирует с 8-й шкалой, нередко в

сочетании с 4-й и с 9-й шкалами MMPI (СМИЛ): коэффициент корреляции

+0,54 - +0,71. Агрессивность увеличивается и принимает компульсивный

(неуправляемый) характер при сочетании +7 +3 или +7 -3, и проявляется как

затаенная агрессия с трудом, но контролируемая, если имеется сочетание -7-3.

То же с 4-м цветом, его сочетания с 7 (+7 +4, +7 -4) характерны для состояний,

связанных с переживанием навязчивых страхов. +7 -5 или +5 +7 выявляет

наиболее иррациональную, субъективную позицию индивидуалистической

личности. О. Серый цвет может означать: а) временную усталость и астению

как длительное состояние; б) ситуативные трудности в межличностных

контактах и в) интровертированность как константное свойство личности (хотя

в иных случаях его позиция отражает аутичную отгороженность, например, при

выборе 07536124). Однако для подтверждения этого необходима клиническая

верификация и данные других психодиагностических и экспериментально-

психологических методов, 0-й цвет на значимых позициях коррелирует в

первую очередь с 0-й шкалой II?1, с низкой 9-й, повышенной 8-й и 2-й

шкалами. Как уже говорилось, выбор 6 0 7 выявляет состояние выраженного

стресса независимо от того, чем и у кого этот стресс вызван. Это может быть

объективно сверхсложная ситуация, невротическая реакция у неустойчивой

личности и реакция на психотические переживания в остром состоянии.

Чем большее количество ахроматических и смешанных таблиц (607)

оказывается на первых позициях, тем выше уровень дезадаптации. Однако, эта

острота настолько исчерпывает все личностные ресурсы, что длительно

продолжаться не может. Даже в тех случаях, где ситуация остается трудной,

постепенно происходит частичная адаптация к ней, в связи с чем цветовой

выбор приобретает все более смешанный характер. Патохарактерологическое

развитие, личностная.дисгармония, выраженная акцентуация характера,

психопатические черты, приводящие к трудностям социальной адаптации,

проявляются разными сочетаниями основных цветов с ахроматическими

таблицами и смешанными цветами. При этом напряженность (или

фрустрированность) основных потребностей компенсируется вторичными,

вызванными к жизни стрессом, потребностями: потребностью в изоляции от

излишнего общения (0), в отдыхе и физиологическом комфорте, избавлении от

приниженности (6), в противопоставлении своего "Я" внешним условиям в виде

протеста (7), в бегстве от реальности (5). Сочетания ярких цветов с

ахроматическими сравнительно более злокачественны, чем со смешанными.

Если же яркие цвета располагаются на первых позициях, то их сочетания

в разных комбинациях в соответствии с их последовательностью выявляют

ведущие типологические особенности по степени их преобладания в

актуальном состоянии и поведении человека. Однако в силу отсутствия

количественных градаций, позволяющих измерить интенсивность выявляемых

тенденций, трудно на основании тольк



Просмотров: 2822
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Тест выбора цвета Люшера разработан швейцарским психологом М.
  • Выборы
  • Вырождение
  • Грязные политические технологии
  • Дополнительные методики в тренингах умений
  • Дополнительные цвета
  • Желтый цвет
  • Законы аддитивного смешения цветов
  • Зеленый цвет
  • Избирательная технология "Граффити"
  • Избирательная технология "Простыни"
  • Избирательная технология "Спекуляция компроматом"
  • Коричневый цвет
  • Красный цвет
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Особенности отдельных видов ощущений
  • Противоположности в гештальттерапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Синий цвет
  • Сочинение историй
  • Тест для диагностики когнитивного стиля "дифференциальность - интегральность"
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"
  • Фиолетовый цвет
  • Цвет
  • Цвета в одежде
  • Цветовой тест Люшера - как его обойти
  • Черный цвет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь