А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА >> 4 Чтобы формировать процесс, нужно предварительно представить себе структуру данного процесса, его физиологический механизм.

4

Чтобы формировать процесс, нужно предварительно представить себе структуру данного процесса, его физиологический механизм.

В настоящее время существуют, как известно, две точки зрения на общий механизм сенсорных процессов. Одна из них, более старая, состоит в том, что ощущение есть результат передачи в сенсорные зоны возбуждения, воз - никшего в органе - рецепторе. С другой, противоположной точки зрения, обоснованной в ХIХ в. выдающимся русским физиологом Сеченовым, сенсорные процессы необходимо включают в свою структуру также моторные акты с их проприоцептивной сигнализацией. Мы исходили из этой точки зрения. Вот почему наше внимание привлекла к себе мысль В. Келера, высказанная им в 1915 г. , о том, что существует интимная связь между возбуждением слухо - вого нерва и иннервацией органов вокализации7.

Опираясь на эту мысль, на данные ряда современных исследований, а также на некоторые собственные наблюдения, мы предприняли исследование роли вокальной моторики в различении основной частоты звуков.

Мы продолжили опыты с нашими испытуемыми, измерив у них пороги "точ - ности вокализации" (интонирования) заданной высоты в подходящем для каж - дого диапазоне. Я не буду останавливаться на технике, примененной в этих опытах, замечу лишь, что измерения контролировались осциллографически.

В результате этих измерений оказалось, что между величиной порогов выделения основной частоты и средней ошибкой ее вокализации существует очень высокая корреляция: (=0,83 при m( = 0,03.

Что же выражает эта связь? Зависит ли степень точности интонирования от точности выделения основной частоты, или, наоборот, точность выделе - ния зависит от точности интонирования?

Ответ на этот вопрос нам дали опыты, которые состояли в следующем. С испытуемыми, обладающими неразвитым тональным слухом, мм повторили опыты по сопоставительной методике, но с одним дополнением. От них требова - лось, чтобы они громко интонировали (пропевали вслух) высоту предъявляе - мых им звуков.

В результате оказалось, что у всех испытуемых включение вокализации каждый раз понижало пороги выделения.

Приведу два наиболее выразительных примера.

Вот результаты, полученные у испытуемого 59, принадлежащего ко вто - рой, промежуточной группе. (Я буду указывать величины порогов в центах, т. е. в единицах музыкально логарифмической шкалы, равных 1/200 тона. )

Первый опыт (без пропевания) ¦ порог выделения равен 385 центам.

Во втором опыте вводится пропевание и порог падает более чем в 4 раза ¦ до 90 центов.

Третий опыт (без пропевания) ¦ порог 385.

Четвертый опыт (с пропеванием) ¦ порог снова 90.

Наконец, пятый опыт (без пропевания) ¦ порог опыта повышается до 335 центов.

Перехожу ко второму примеру.

Испытуемый 82. Он относится к группе тонально глухих.

В первом, третьем и пятом опытах, которые шли без пропевания, этот испытуемый не мог дать правильного суждения об относительной высоте раз - нотембровых звуков даже при различии их на 1200 центов.

В опытах же с пропеванием, т. е. во втором и четвертом, он смог про - извести сравнение звуков по основной частоте и его пороги оказались рав - ны 135 центам (что в зоне 300 Гц составляет около 22 Гц).

Итак, включение в процесс восприятия основной частоты звуков во - кальной деятельности (пропевания) дает отчетливое уменьшение порогов вы - деления8.

Для проверки этого положения мы провели некоторые контрольные и до - полнительные эксперименты. Они полностью подтвердили наш вывод о решаю - щей роли в выделении основной частоты активности вокального аппарата9.

Исходя из этого, мы перешли к экспериментам по активному формированию собственно тонального слуха у тех испытуемых, у которых эта способность оказалась несформировавшейся.

Конечно, испытуемые, с которыми мы вели опыты, обладали разными осо - бенностями и, главное, имели не одинаковый начальный уровень. Прежде всего среди наших испытуемых оказались такие, которые не могли достаточ - но правильно "подстраивать" свой голос к звуку ¦ эталону, подаваемому электрогенератором. Мы начали с того, что попытались "наладить" у них этот процесс. Экспериментатор, указывая испытуемому на неточное интони - рование, поощрял его попытки изменить высоту звука в правильном направ - лении и, конечно, отмечал момент совпадения высоты вокализирующего звука с высотой звучащего эталона. Обычно такая "наладка" занимала от 2 до 6 сеансов. Всего через такие "тренировочные" опыты было проведено 11 испы - туемых.

Общий результат этих опытов состоял в том, что после них пороги выде - ления сильно снижались, особенно в тех случаях, когда испытуемые науча - лись подстраивать свой голос безошибочно10.

Вот несколько примеров.

Испытуемый 2: до опытов порог выделения ¦ 690 центов, после опытов ¦ 60.

Испытуемый 7: до опытов ¦ 1105 центов, после опытов ¦ 172.

Интересен случай с испытуемым 9. Исходный порог был у него тоже очень велик ¦ 1188 центов. Хотя наладить пропевание у него удалось, однако оказалось, что после опытов величина порога осталась почти на том же уровне ¦ свыше 1000 центов. Когда же экспериментатор предложил этому ис - пытуемому воспользоваться при сравнении звуков умением громко пропевать их высоту, то порог выделения сразу уменьшился у него в 5. 5 раза.

Подобные случаи интересны в том отношении, что они позволяют выделить еще один момент в формировании тонального слуха. Как мы видим, недоста - точно, чтобы испытуемый мог подстраивать свой голос к воспринимаемому звуку; необходимо еще, чтобы этот процесс был включен у него в акт восп - риятия высоты звука. При прямом требовании пропевать вслух воспринимае - мые звуки, даваемые в доступном для испытуемого певческом диапазоне, это всегда возможно.

Дальнейший этап в формировании тонального слуха состоит в том, что происходит переход к выделению высоты без громкого пропевания, молча, и когда воспринимаются звуки, лежащие вне певческого диапазона испытуемо - го.

В качестве примера я сошлюсь на уже упомянутого испытуемого 9, у ко - торого порог выделения падал только при условии громкого пропевания. В дальнейшем мы получили у этого испытуемого, у которого исходный порог был более 1000 центов, его резкое уменьшение и при условии запрещения громкого пропевания.

Основной прием, которым мы пользовались, чтобы перевести испытуемых на этот дальнейший этап, состоял в следующем.

После того как "подстраивание" голоса к высоте эталона полностью на - лаживалось и испытуемый включал в процесс сравнения звуков по высоте громкое пропевание, мы предлагали ему начинать вокализовать высоту лишь после того, как подача звука - эталона прекращалась. Как показал анализ, этим мы не просто вовсе исключали вокальное действие в момент восприятия звука, а лишь затормаживали его, превращая его в акт предварительной беззвучной настройки голосового аппарата на высоту эталона.

Таким образом, из процесса, имеющего характер исполнительного акта ("петь данную высоту"), выделялась его ориентировочная функция ("какая высота?").

Процесс такого изменения функции вокальной моторики собственно и сос - тавляет главный момент в формировании тонального слуха. Это вместе с тем есть акт рождения способности активного представления высоты, которое, как указывал в своем выдающемся исследовании музыкальных способностей Б. М. Теплов, всегда связано с внутренней вокальной моторикой11.

Итак, мы можем сказать, что задуманная нами Попытка удалась: у испы - туемых, которые были не способны выделять собственно музыкальную высоту, нам удалось эту способность сформировать.

Правы ли мы однако, когда безоговорочно относим полученный эффект за счет включения в восприятие звуков вокального действия? Ведь известно, что пороги различения высоты сильно улучшаются также и при простой тре - нировке на однотембровых звуках.

Учитывая этот факт, мы предприняли еще одну серию опытов.

Мы стали настойчиво тренировать группу испытуемых в различении высоты простых звуков. Как и другие авторы, мы получили в результате резкое по - нижение порогов на тех же звуках. Что же касается порогов выделения, из - меренных до и после такой чисто "сенсорной" тренировки, то оказалось, что в семи случаях из девяти они вовсе не изменились, а в двух случаях хотя и понизились, но незначительно12.

Вывод из этого факта очевиден: без отработки и включения в рецепирую - щую систему вокального действия собственно тональный слух не формирует - ся13.

А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА. М., 1981.



Просмотров: 1346
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> 2. АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа.
  • А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА >> 1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение.
  • Абсолютный верхний порог ощущений
  • Абсолютный нижний порог ощущений
  • Абсолютный порог
  • Абсолютный слух
  • Акрофобия
  • Амузия
  • Артикуляция
  • Восприятие сложных звуков
  • Высота звука
  • Голосовые контакты с ребенком
  • Громкость
  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> ДОСТУП К ПОДСОЗНАНИЮ И РЕСУРСАМ Правое полушарие чувствительно к тону голоса, громкости и направленности звука - ко всем тем аспектам речи, котор...
  • Дифференциальный порог
  • Инстинкт избегания высоты
  • Исследование мотивов в психологии рекламы
  • Классификация ощущений
  • Лепет ребенка
  • Методика "Сравнение понятий" (вариант для детей и подростков)
  • Методика исследования объёма оперативной памяти
  • Общие психофизиологические закономерности ощущений
  • Оперативный порог
  • Особенности обработки информации потребителем
  • Ощущения. Методы исследования ощущений. Основные тезисы
  • Первые преднамеренные звуки
  • Речевое упражнение "Красивый низкий голос"
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Слух младенца и издаваемые звуки
  • Хрестоматия >> А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь