В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Исследование уровня притязаний.

Исследование уровня притязаний. Понятие уровня притязаний разрабатывалось психологами школы К. Lewin, В частности, была создана методика экспериментального исследования уровня притязаний F. Норре (1930). В эксперименте установлено, что уровень притязаний зависит от того, насколько успешно выполняются обследуемым экспериментальные задания. В. Н. Мясищев (1935) различал две стороны уровня притязаний - объективно - принципиальную и субъективно - личностную. Последняя тесно связана с самооценкой, чувством неполноценности, тенденцией самоутверждения и стремлением видеть в показателях своей деятельности снижение или повышение трудоспособности. Далее автор указывал, что соотношением этих моментов и определяется уровень притязания больных, особенно при психогенных заболеваниях.

Уровень притязаний не является однозначной, стабильной личностной характеристикой (Б. В. Зейгарник, 1969, 1972; В. С. Мерлин, 1970). Можно различить исходный уровень притязаний, определяющийся степенью трудности заданий, которые человек считает выполнимыми для себя, соответствующими его возможностям. Далее можно говорить об известной динамике уровня притязаний в соответствии с тем, насколько уровень притязаний оказался адекватным уровню достижений. В результате деятельности человека (это относится и к условиям экспериментальной ситуации) устанавливается, наконец, некоторый типичный для данной личности уровень притязаний.

В формировании уровня притязаний большую роль играет соответствие деятельности обследуемого его предположениям о степени сложности заданий, выполнение которых приносило бы ему удовлетворение. В. С. Мерлин (1970) придавал большое значение социальным факторам, считая, что в одной и той же деятельности существуют различные социальные нормы достижений для разных социальных категорий в зависимости от должности, специальности, квалификации индивида. Этот фактор играет известную роль и в условиях экспериментального исследования уровня притязаний - даже правильное выполнение экспериментальных заданий при определенной самооценке обследуемого может не восприниматься им как успешное. Отсюда вытекает принцип важности значения подбора экспериментальных заданий, Характер реакции обследуемого на успех или неуспех в первую очередь определяется тем, насколько устойчива у него самооценка. Анализируя динамику уровня притязаний, В. С. Мерлин находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра - или интровертированность, гмоциональность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ее устойчивости, мотивы самоутверждения.

Помимо самооценки, в динамике уровня притязаний существенную роль играют такие моменты, как отношение обследуемого к ситуации эксперимента и исследующему, оценка деятельности обследуемого экспериментатором, регистрирующим в ходе опыта успех или неуспех, характер экспериментальных заданий.

В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.



Просмотров: 1834
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Абсорбция
  • Божович Лидия Ильинична
  • Брунер, Джером Сеймур
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ Корректурная проба.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ситуация патопсихологического исследования является вариантом одной из наиболее распрос...
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования памяти наиболее часто применяются методика заучивания 10 слов, исследование памяти на изображение предметов путем узнавания.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования эмоционально - волевой сферы подростков в ряде случаев применяются диагностические личностные опросники.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для характеристики психического дефекта при алкоголизме важную роль играет определение степени выраженности и типа личностных изменений.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в обл...
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество соци...
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) разработан Н.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Роль мотивации в осуществлении мыслительной деятельности общеизвестна.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Таблицы Равена (шкала прогрессивных матриц).
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ТЕСТЫ В ПАТОПСИХОЛОГИИ Психометрические тесты, использование которых в клинических целях до сих пор остается дискуссионным, с...
  • Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
  • Выбор методик патопсихологического исследования
  • Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно
  • Дисгармоничная личность
  • Коэффициент интеллекта
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Методика Дембо - Рубинштейн
  • Методы изучения личности. Основные тезисы
  • Мотивированное поведение как характеристика личности
  • Особенности Я-концепции в ранней юности
  • Самооценка
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Социальное паразитирование
  • Функционализм
  • Хрестоматия >> В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь