Социальный класс

Социальный класс -

Очень большая социальная группа, участники которой имеют общий признак – определенное отношение к собственности на средства производства и определенное место в общественном разделении труда.

Изначально понятие «класс» использовали в целях градации, категоризации (сейчас для этих целей существует понятие «страта»). Понятие «класс» в этом смысле появилось в Древнем Риме, где цензоры использовали слово classis для разделения населения на шесть сложных групп налогоплательщиков: от assidui (оседлые платежеспособные граждане с имуществом стоимостью более 100 000 ассов) до proletarii (ценность которых для государства выражалось в производстве потомства — будущих граждан Рима).

В XVI веке понятие «класс» опять начинает использоваться, и опять в значении градации. В частности, термин «класс» использовался Адамом Фергюсоном и Джоном Миллером для определения общественных слоев по рангу и собственности.

Дальнейшее развитие понятия характеризуется тем, что классы стали считаться не просто неким условным делением общества на части, а закономерным разделением общества на большие группы, имеющие между собой противоречия. В этом современном смысле понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Они рассматривали такие антагонистические социальные группы, как:
Антагонистические классы

Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов. Наиболее полно и развернуто показал деление общества на антагонистические социальные классы показал в XIX веке Карл Маркс.

Понятие «социальный класс» наиболее активно использовалось и используется в политической экономии. Во многом этому поспособствовал Давид Рикардо, который в своем главном труде выделил три больших класса, которые делят общественное богатство посредством принципиально разных источников дохода:
Социальные классы по Рикардо

В марксизме выделяются три класса (для рабовладельческого, феодального и капиталистического общества). При этом есть два антагонистических класса (эксплуататоры и эксплуатируемые):
Эксплуататоры и эксплуатируемые

Третий класс состоит в основном из ремесленников, мелких торговцев, свободных крестьян – тех, кто имеет собственные средства производства, но работает исключительно на себя, не используя чужую рабочую силу.

Карл Маркс считал, что единственным и главным критерием расслоения общества является обладание частной собственностью на средства производства. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Концепция классового общества породила идею коммунизма – как бесклассового общества, в котором все люди равны и нет никаких классовых противоречий, что имело огромное значение для истории XX века.

 





Просмотров: 100
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • Власть и насилие
  • Группы: их виды, размеры, структура
  • Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса
  • Диктатура
  • Изыскательские профессии
  • Классы и касты в психологии рекламы
  • Личность как субъект политики
  • Мораль классового общества
  • Общество и бизнес
  • Показатели эффективности производства на микроэкономическом уровне
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Понятие новизны
  • Предпосылки для участия личности в политическом процессе
  • Производительные силы
  • Производственные отношения
  • Расслабление с помощью активного дыхания
  • Социальная группа
  • Социальная динамика
  • Социальная коллективность
  • Социальная психология
  • Социальное развитие
  • Социодинамичность
  • Средства труда
  • Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"
  • Упражнение "Обобщение и ограничение"
  • Упражнение "Развитие простейших навыков общения"
  • Упражнение "Управление педагогическим общением"
  • Упражнение для педагогов "Мобилизация творческого самочувствия перед общением с классом"
  • Что такое власть?
  • Эмоции, порождаемые социальной средой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь