Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе

   Согласно действующему законодательству психолог, выступающий экспертом в уголовном судопроизводстве, имеет чётко очерченный круг вопросов, в которых он может проявить свою профессиональную компетентность. Данный круг вопросов включает:
   1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
   2) установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
   3) диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
   4) установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение сексуальных действий, оказывать сопротивление;
   5) установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку влияния психического состояния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;
   6) диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;
   7) установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
   8) установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния. Как видно из этого круга вопросов, предметом рассмотрения в судебно-психологической экспертизе являются и психические процессы, и состояния, и свойства человека (как подозреваемого, так и свидетелей). На следующем рисунке представлены основные связи между компетенцией психолога-эксперта и предметом психологической науки.
   Предмет и компетенции судебно-психологической экспертизы.




Просмотров: 2134
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Аккумуляция аффекта
  • Аффективные состояния
  • В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Структурна схема психического состояния (рис.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> В психиатрической клинике патопсихологическое исследование преследует следующие задачи.
  • Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве
  • Диагноз психологический
  • Единица анализа психического
  • Задачи патопсихологического исследования
  • Запорожец Александр Владимирович
  • Классификация психических явлений
  • Клиническая психология
  • Компетенции психолога
  • Междисциплинарное исследование проблемы невменяемости
  • Мотивация партнеров на взаимодействие
  • Невменяемость в уголовном праве
  • Общая психология
  • Описания тестов
  • Основные параметры психического состояния - Заключение
  • Права и обязанности психолога во время проведения судебно-психологической экспертизы
  • Практическая психология
  • Предмет и задачи психологии
  • Проблемы психологии индивидуальности. Основные тезисы
  • Психические состояния и психические свойства
  • Психическое состояние
  • Психолог
  • Психологическая консультация
  • Ригидность - транс
  • Система психических явлений
  • Статьи
  • Судебно-психологическая экспертиза



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь