Пол и сексуальность

Детерминанты пола

Чаще пол определяется как "совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению" Слова "пол" и "секс", формально являясь синонимами, по сути имеют различное значение. К "половым" обычно относят явления, связанные с дифференцировкой мужчин и женщин по любым свойствам и признакам, в то время как "сексуальные" отношения подразумевают чувства и переживания, имеющие эротическую окраску.

В природе существуют различные формы размножения, древнейшее из которых — бесполое размножение (конъюгация), характерное для простейших. Известно, что основной отличительной чертой бесполого размножения является возникновение новой (дочерней) особи без предварительного слияния исходной (материнской) особи с другой.

Подавляющее большинство всех населяющих Землю видов живых существ размножается половым путем, необходимым условием которого является наличие половых клеток (гамет). У немалоклеточных животных женские гаметы (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды) вырабатываются в специальных половых железах (гонадах), подразделяемых на женские (яичники) и мужские (семенники). Встреча гамет и их слияние (оплодотворение) обеспечиваются наличием у мужских и женских особей специальных половых органов.

Соматические клетки всех высших организмов у обоих полов имеют одинаковый двойной набор аутосом, но разные половые хромосомы. При этом женский пол обладает одним типом гамет (в яичниках образуются хромосомы типа X), мужской пол — двумя типами гамет (в семенниках образуются хромосомы типов Х и У).

Таким образом, следует, что у млекопитающих (включая человека) пол зародыша определяется сингамно, т. е. при акте оплодотворения.

Формирование пола продолжается от момента зачатия и до половой зрелости, когда проявляется сформировавшаяся направленность полового влечения и происходит адекватный выбор сексуального партнера. Формирование пола осуществляется длительно, от стадии к стадии, а отнюдь не определяется по факту рождения младенца мужского либо женского рода.

Становление пола начинается с формирования генетического пола, определяемого набором хромосом. Сформировавшийся генетический пол обусловливает гонадный пол , который иногда называют истинным, т. к. он определяется строение половой железы. Гаметный пол , т. е. способность половой железы об­разовывать сперматозоиды или яйцеклетки, является следующим уровнем формирования пола. От гонадного пола зависит и гормональный пол , т. е. способность по­ловой железы секретировать специфические половые гормоны. Специфика гормональных воздействий опре­деляет морфологический пол субъекта и первым делом строение и развитие его внутренних и наружных половых органов и наличие вто­ричных половых признаков.

Гражданский (или акушерский) пол определяется по первичным половым признакам при рождении. После появления на свет человек вступает в длительный период соматополового развития, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков и психосексуального развития -- становление полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации. Этот период имеет отношение к полу воспитания (психологическому полу).

Вредные воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из перечисленных этапов рассмотренной схемы. Сексуальное здоровье человека зависит как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как личности.

Значение раздельнополости в эволюционном процессе вскрыто в теории В. А. Геодакяна (1965; 1968; 1971), доказавшего, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, который стремится сохранить неизменные родительские признаки у потомства) и изменчивость (качество, благодаря которому у каждого следующего поколения все же появляются новые признаки). При этом, как уже говорилось, роль женского пола — отвечать за неизменность, а мужского — обеспечивать изменчивость.

Соотношение этих двух тенденций и превалирование одной над другой определяются изменяющимися условиями внешней среды. Если они благоприятны для вида в целом и относительно неизменны, то воспроизводство сводится в основном к увеличению числа особей, т. е. результатом воспроизводства является приращение количества при неизменном качестве.

Если же условия среды меняются настолько, что это создает для вида необходимость приспосабливаться к ним за счет выработки новых качеств, то на первый план выходит тенденция изменчивости.

Эта же теория выявила факт, всилу которого любой поток информации из внешней среды сначала воспри­нимается самцами и лишь потом попадает к самкам. Имен­но этим объясняется факт повышенной смертности самцов (мужчин) по сравнению с самками (женщинами). Используя термины кибернетики, можно сказать, что самцы олицетворяют "оперативную, кратковременную" память вида, а самки — "постоянную, долговременную". Таким образом любая новая информация об изменениях условий обитания и появлении новых типов воздействий среды попадает сначала в "оперативную" память популяции, а затем в "постоянную" память вида.

 

 

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение
Одним из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет четыре основные стадии:

1. Понятийная стадия. Характеризуется тем, что воз­никающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, маль­чиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки (одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые разли­чия связаны с разницей в телосложении и в строении по­ловых органов. Зачастую проявляемый интерес детей это­го возраста к гениталиям детей противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окрас­ки и является, по сути, чисто исследовательским интере­сом. Однако взрослые, столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра "в папу и маму", "в док­тора" и т. п.), включающими элементы обнажения детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что факти­чески сами впервые "впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с половыми органа­ми, окружено тайной и неприлично.

Очень важно усилить на этой стадии контроль за про­цессом формирования полового самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два ком­понента:

— полоролевая ориентация, т. е. представления ре­бенка о том, насколько его качества соответствуют при­нятым требованиям мужской или женской роли;

— полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации свободного вы­бора.

Какие-либо несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть признаками воз­можной сексуальной патологии.

В этом возрас­те возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться от них, а давать удовлетворяющие ребен­ка ответы.

Эти вопросы естественны: ребенок пытается осмыс­лить себя и окружающий его мир. Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно стать не только обеспечение ребенка информа­цией, но и установка на то, что отношения между пола­ми естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о рождении ("откуда берутся дети?"). Не менее распро­странены вопросы об отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной информа­ции часто снижает интерес к ним.

2. Романтическая (платоническая) стадия . Основная характеристика этого периода — наличие эмоциональ­ного компонента. Эротические фантазии, которые типичны для данной стадии, чаще всего, отражают со­держание прочитанных к этому возрасту книг ("рыцар­ские" романы, вестерны с благородными героями-ковбо­ями, и т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев). В этой стадии возмож­но появление влюбленности ("первая любовь", "детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные фор­мы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее по­требность во взаимопонимании, психологической бли­зости; они раньше, чем мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужско­му статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; по­требности в достижении своих целей и ориентация на бу­дущую взрослую жизнь у мальчиков выше.

В это время весьма часто обостряются отношения под­ростков с родителями (возникает так называемый конф­ликт "отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стрем­лении подростков к самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех времен потребность в группировании со сверстниками.

Родителям и педагогам не следует иронически отно­ситься к подростковой влюбленности, напротив, эти про­явления должны оцениваться положительно и с должным пониманием.

3. Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом раз­витии обусловливает особенности подростковой и юно­шеской сексуальности. "Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность поло­вого напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчи­ков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979). Период юношеской гиперсексуальности преимуще­ственно характерен для мальчиков и часто сопровождает­ся длительными эрекциями с выраженным половым воз­буждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим дифференцированный подход к понима­нию такого явления подростковой и юношеской сексуаль­ности, как мастурбация.

Старый спор о вреде или пользе мастурбации в зна­чительной мере определяется неверной постановкой воп­роса, так как существует не один, а несколько типов мас­турбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семя­извержением и оргазмом; снижающая напряжение мас­турбация периода юношеской гиперсексуальности; мас­турбация как временная замена отсутствующей нор­мальной половой жизни у взрослых; вынужденная, на­вязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).

Подростковая и юношеская мастурбация статистичес­ки является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вы­зываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером свер­стников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д.

Осведомленность родителей о подростковой мастур­бации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у сво­их детей, родители чаще всего бывают потрясены, ис­пуганы и реагируют резко негативно: начинаются запу­гивания, запреты и даже физические наказания. В луч­шем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение.

Сексуальные-фантазии подростков в этой стадии существенно отлича­ются от эротических фантазий предыдущей, платоничес­кой стадии: здесь можно говорить о наличии образов кон­кретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следу­ет сосредоточить половое просвещение на вопросах кон­трацепции и профилактики венерических заболеваний.

4. Стадия зрелого полового сознания. Основным от­личием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, воз­вышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этичес­ких критериев.

Представления 3. Фрейда о процессе психосексуаль­ного развития предполагают в качестве основной и оп­ределяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола.

Именно в это время ребенок подвергается социализа­ции, вступающей в конфликт с его эгоистическими по­требностями. Начинается активное использование местоимения "я", познание таких по­нятий, как "можно", "нельзя", "стыдно", "плохо", "хорошо", "неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка ("Крош­ка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, сво­еволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего "Я" и преодоление зависимости от ро­дителей. В этом следует видеть не признаки "испорченно­сти", а первые сумбурные проявления личности, "самости".

Родителям следует понимать особенности этого воз­раста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пас­сивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование "Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных "почему?".

К пяти годам ребенок усваивает основные представ­ления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми.

К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это вре­мя у него появляются собственные переживания, кото­рые не хочется открывать взрослым, формируются пред­ставление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим лю­дям (Л. С. Выготский, 1984).

Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подра­жательно, носит характер поиска информации, ознаком­ления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.

Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (пер­вой менструации) и эякулярхе (первого семяизверже­ния) до остановки роста.

Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завер­шающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродук­тивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зре­лых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.

Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в пра­вильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собствен­ной малоценности, непривлекательности, даже уродли­вости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимо­до или комплекс "гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков.

Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта дис­социация и обуславливает определение подросткового возраста как "трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет.

Подростковый период вновь возвращает юношу или де­вушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следу­ющие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):

— Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со сто­роны взрослых. Внешне это может проявляться в негати­визме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может про­текать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего "мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до ан­тисоциального поведения.

— Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше зна­чения подросток в это время придает оценке своих дей­ствий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.
Подростковая субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами, традициями, системой наказаний и поощре­ний, своей территорией и т. п.

Понятно, что в крайнем выражении это может приве­сти к созданию криминальной микрогруппы (шайки, бан­ды, группировки).

—Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет со­бой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмо­ционально. Хобби могут быть какими угодно: от фут­больного "фанатизма" до накопительства. Отдельного ис­следования требует увлечение компьютером, предос­тавляющим возможность погружения в виртуальную реальность.

Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает ак­тивную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин . Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.

Для молодежи крупных городов первым делом харак­терно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корре­ляции между возрастом начала половой жизни и лично­стными характеристиками подростков. Так, раннее нача­ло половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, аван­тюрному поведению, конфликтных по отношению к взрос­лым, склонных к употреблению алкоголя и наркотичес­ких средств.

Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, испо­ведующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, бо­лее тревожных.

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные физиологические процессы, обеспечивающие половую функцию человека

Половая функция во немалом определяется эндокрин­ной системой, обеспечивающей вырабатывание железа­ми половых гормонов, поступающих с кровью к тканям.

Половые гормоны на разных этапах онтогенеза вы­полняют разные функции. На ранних этапах — это орга­низующее и дифференцирующее действие, препубертат-ный период — формирующее действие для структур нейронных связей, в пубертате— активирующее воз­действие на соматическое развитие в целом и на генита­лии в частности.

Андрогены являются гормонами, обусловливающими сексуальное влечение у обоих полов. Ведущую роль иг­рает тестостерон, называемый мужским половым гор­моном, хотя он имеется и в женском организме. До 95% тестостерона вырабатывается у мужчин яичками (у жен­щин — яичниками), остальная часть — надпочечниками. В норме эти железы выделяют в сутки у мужчин 6—8 мг, у женщин — до 0,5 мг тестостерона. Недостаток те­стостерона приводит к снижению сексуального влечения и нарушениям эрекций у мужчин. Также известно, что тестостерон повышает агрессивность и чувствительность эрогенных зон. В то же время извест­но, что между уровнем андрогенов в организме и выра­женностью сексуального влечения не существует прямой связи, в соответствии с которой выраженность сексуаль­ного влечения была бы тем большей, чем выше был бы уровень андрогенов.

Эстрогены, называемые женскими половыми гормо­нами, также вырабатываются у мужчин (яичками) и у жен­щин (яичниками). Эстрогены обеспечивают нормальное состояние, развитие и функционирование слизистой влагалища и функцию молочных желез. В то же время эстрогены не влияют на уровень сексуального влечения женщины, о чем свидетельствуют немалочисленные фак­ты сохраняющегося сексуального влечения у женщин, пе­ренесших оперативное удаление яичников. Роль эстрогенов в мужском организме до конца не изучена, извес­тно лишь, что его избыток в организме мужчины снижает сексуальное влечение и активность и приводит к нару­шениям эрекции

Руководство эндокринными железами, выделяющими половые гормоны, осуществляет гипоталамус.

Уровень концентрации в крови ряда гормонов и преж­де всего тестостерона обусловлен возрастом, временем суток и другими причинами. В последние годы стало из­вестно, что сексуальное влечение зависит не столько от уровня общей концентрации в крови тестостерона, сколь­ко от индекса свободного тестостерона, т. е. его отноше­ния к глобулину, который связывает тестостерон.
Именно свободный тестостерон обеспечивает биоло­гический компонент либидо. Ночные поллюции и утрен­ние эрекции соответствуют максимальному уровню сво­бодного тестостерона у мужчин именно в это время суток.

Удаление половых желез всегда сопровождается сни­жением сексуальности. Сначала постепенно снижается ли­бидо, затем — у мужчин — появляется отсутствие семяизвержения в половом акте, ос­лабляется и исчезает эрекция. У женщин на фоне сниже­ния влечения наступает аноргазмия, а потом фригидность.

У женщин выраженность сексуального влечения тоже определяется количеством андрогенов. Гинекологами давно отмечено, что применение андрогенов при лече­нии различных гинекологических заболеваний в каче­стве побочного эффекта вызывает усиление влечения. Влияние кастрации на сексуальность у женщины иное, чем у мужчины. Последствия кастрации почти никак не отражаются на ее сексуальной активности (собственно, как и климакс). Происходящие изменения чаще объяс­няются не гормональными, а социально-психологичес­кими причинами (переживанием собственного увяда­ния, стремлением соответствовать принятым в обществе штампам и т. п.).

Сексуальное поведение, во всем его немалоуровневом обеспечении, зависит от влияния коры головного мозга. Исследование биоэлектрического потенциала коры пока­зало, что существует определенное сходство между элек­трическими разрядами во время эпилептического припад­ка и разрядами во время оргазма. Это открытие задолго до создания энцефалографа предвосхитил З.Фрейд объяснив эпилептический припадок избытком накопив­шегося либидо. В обоих случаях имеет место явление воз­буждения отделов головного мозга, сопровождающееся непроизвольными мышечными подергиваниями, суже­нием поля сознания и специфическими вегетативными проявлениями. После припадка, как и после оргазма, на­ступают расслабление, разрядка, человек испытывает ус­талость, сонливость.

Кора обеспечивает психологическую функцию цензу­ры (сурер-Его, Сверх-Я) по отношению к нашим желани­ям, чувствам и влечениям. Именно кора обеспечивает контакт человека со средой, в которой он живет.

Тормозящие механизмы, образующиеся в коре под воз­действием требований культуры, моральных общественных нормативов, стереотипов воспи­тания, могут полностью подавлять любые эмоциональные и сексуальные реакции и потребности.

Оптимальное функционирование коры головного мозга обеспечивается сигналами (раздражителями), поступающими из органов чувств К примеру, известно, что механизмы эрекции у мужчин и любрикации у женщин связаны со зрительными буграми мозга

Чтобы вызвать сексуальную реакцию, раздражение должно пройти через пять составных частей рефлектор­ной дуги:

1. Рецептор (чаще это — эрогенные зоны гениталий).

2. Проводящие пути (чувствительные нервы).

3. Центр (центры спинного мозга, имеющие отноше­ние к сексуальной функции).

4. Отводящие пути (вегетативная нервная система).

5. Эффектор (гениталии).

Сексуальное возбуждение порождается первоначаль­ным импульсом из органов чувств, роль которых в этом процессе у каждого человека сугубо индивидуальна В области эрогенных зон обнаружи­вается скопление тактильных рецепторов, стимуляция которых усиливает сексуальное возбуждение. Этот про­цесс возможен только на фоне психоэмоциональной го­товности, психологической установки на конкретного сексуального партнера.

Представления об особенностях анатомии и физио­логии половых органов способствуют пониманию их роли в обеспечении сексуальной функции. Наружные половые органы мужчины состоят из полового члена (пениса) и двух яичек с придатками, спрятанных под кожей мошон­ки. Пенис состоит из корня, ствола и головки. Два пеще­ристых тела проходят через ствол пениса. Охватывающее мочеиспускательный канал спереди пещеристое тело пе­реходит в головку. Напряжение пениса при возбуждении происходит за счет притока крови в пещеристые тела и их увеличения. Вследствие преобладания притока крови над оттоком пенис напрягается, увеличивается и отвердева­ет. Ствол полового члена покрыт подвижной тонкой ко­жей, которая в виде ободка покрывает головку целиком или частично. Это — крайняя плоть, которую иногда уда­ляют в соответствии с требованиями религии (так делают мусульмане и иудеи) или по медицинским показаниям ^ (при фимозе, когда крайняя плоть не дает возможности обнажаться головке пениса). В последние годы обреза­ние широко распространилось во многих странах из ги­гиенических соображений.

Два овальных яичка, по бокам несколько уплощенных, у взрослого мужчины достигают размера слив. Левое яич­ко всегда кажется ненемало больше правого и рас­положено в мошонке несколько ниже. Яичко — это ми­ниатюрная фабрика спермы. Природа, всегда проявляю­щая особенную заботу, когда дело идет о продолжении рода, дала яичку несколько средств защиты. Мошонка представляет собой защитный мешок, в котором яички содержатся именно при той температуре, которая нужна для образования качественной спермы: температура здесь на четыре градуса ниже, чем в любой другой части тела. .Таким образом мошонка действует как своеобразный реф­рижератор. Сами яички достаточно подвижны и в случае опасности, как например, при резком охлаждении, угрозе нападения либо сильном испуге, которым подвергается че­ловек, могут подниматься и уходить внутрь тела, откуда они и вышли при рождении. Природа настолько предусмотрительна, что для гарантированного оплодотворения и полноценной сексуальной жизни мужчины даже в слу­чае утраты одного яичка она снабдила его парой этих же­лез. В состоянии покоя яички свободно висят в мошонке, при сексуальном возбуждении они твердеют и подтягива­ются, а кожа мошонки подтягивается и сморщивается. Сила оргазма у мужчины находится в прямой зависимости от степени подъема яичек в мошонке.

Для мужчины возможность проведения полового акта определяется наличием эрекции пениса. В первой стадии эрекции он набухает незначительно, и это часто не ощущает и сам мужчина. Вторая стадия характеризуется увеличением пениса в размерах и его значительным набу­ханием. Однако отсутствие отвердения может быть пре­пятствием для интроекции (введения) во влагалище. Только третья стадия эрекции обеспечивает возможность полноценного коитуса. Обычно кровь циркулирует по сосудам пениса беспрепятственно, что обеспечивает и поддерживает примерно один и тот же размер и объем пениса. Если входящий поток крови возрастает, а выхо­дящий поток блокируется, то кровь собирается в полос­тях пещеристых тел, из которых преимущественно и со­стоит пенис. По мере накопления крови пенис набухает и отвердевает.

Предстательная железа мужчины (простата) рас­положена под мочевым пузырем и имеет форму кашта­на. Мужские половые клетки — сперматозоиды, родив­шись в яичке, начинают свой путь через придатки яичек и семявыводящие протоки, семенные пузырьки в простату, в которой вырабатывается семенная жидкость, разжижа­ющая сперматозоиды и усиливающая их подвижность. За счет сокращения мышц простаты и семявыносящих про­токов осуществляется эякуляция. Состояние простаты весьма важно для оценки сексуальной функции мужчи­ны. Недаром урологи XIX века называли ее "вторым сер­дцем мужчины".

В итоге можно сказать, что яички и семенные пузырь­ки — это камеры хранения, простата — это насос, кото­рый проталкивает основной продукт размножения (спер­му) через своеобразную гидравлическую трубу — пенис.

Женская яйцеклетка вызревает в яичниках и посте­пенно продвигается к матке через тоннель фаллопиевых труб. Роль матки состоит в том, чтобы лелеять и взра­щивать эмбрион до периода зрелости, т. е. до возмож­ности существовать самостоятельно. Влагалище имеет механизм смазки, обеспечивающий полноценный кон­такт с пенисом. Мышцы влагалища работают в широком диапазоне: они могут растягиваться при родах до диа­метра головы новорожденного и пульсируют на сжатие при оргазме до диаметра пениса.

Непосредственно под лобком, в верхней части половой щели находится клитор, чья единственная физио­логическая роль — вызывать и усиливать сладострастие. У многих женщин клитор при осмотре трудно различим и определяется лишь как мягкое уплотнение величиной с просяное зерно или как небольшой мягкий сосочек. Голов­ка клитора обильно снабжена нервными окончаниями (здесь их в 3—5 раз больше, чем в головке мужского по­лового члена). При половом возбуждении женщины кли­тор набухает и увеличивается. Связь между размером кли­тора и эротическими особенностями женщины не выявлена.

Крайне интересен следующий установленный факт: пе­риод между выбрасываниями первых порций спермы со­ставляет 0, 8 секунды. Столько же составляет период меж­ду сокращениями мышц тазового дна у женщины при оргазме.
Психофизиология сексуальности

Начало психофизиологическим исследованиям сексуальности положили работы У. Мастерса и В. Джонсон (1966, 1970), Названные исследователи изучали сексуальные реакции у испытуемых (добровольцев), происходящих у сексуальных партнеров в отдельные периоды всего копулятивного цикла

Сексуальные партнеры переживают половой акт как нечто целое, однако реакции мужского и женского организма в процессе коитуса различны. Ниже мы подробнее остановимся на этой теме, так как знание физиологии сексуальности облегчает взаимную половую адаптацию.

Половой цикл состоит из четырех фаз: возбуждение, плато-фаза, фаза оргазма и фаза обратного развития и сопровождается следующими общими реакциями орга­низма: гиперемией кожи лица и других участков тела, тахикардией до 180 ударов в минуту, повы­шением артериального давления, учащением дыхания (до 60 вдохов в минуту).

1. Фаза возбуждения. Вследствие усиленного поступления артериальной крови в пещеристые тела, возрастания давления в артерии, снабжающей пенис кровью, и одновременного уменьшения оттока веноз­ной крови возникает эрекция полового члена. В этой фазе эрекция еще недостаточная и нестойкая. Периоды напряжения полового члена могут чередоваться с перио­дами его расслабления, в зависимости от психоэмоцио­нальной атмосферы, характера ласк, поведения партнера и обстановки. Особое значение приобретают прикосно­вения. Нарастающее возбуждение стимулирует крово­обращение, наблюдается прилив крови ("горят" лицо и шея). Повышается частота пульса и кровяное давление.

У большинства женщин в этой фазе отмечается отвердевание сосков и набухание околососковой зоны (ареолы). У мужчин это происходит гораздо реже. У 75% мужчин и 25% женщин появляется специфический фе­номен "полового покраснения" — постепенно краснеет кожа верхних отделов груди.

Мошонка сокращается и сморщивается, яички подтягиваются, повышается тонус мышц промеж­ности.

У женщин начинается напряжение клитора, раскрываются большие половые губы и растягиваются стенки вла­галища. Это происходит за счет сокращения мышц брюш­ных стенок. Малые половые губы сильно наливаются кровью, из-за чего повышается их чувствительность. Важ­ным признаком фазы возбуждения у женщин является вы­деление стенками влагалища прозрачной жидкости, за счет чего влагалище "готовится" к принятию пениса.

2. Плато-фаза — это фаза движений в половом акте (фаза фрикций). При нарастании возбуждения у мужчи­ны происходит дальнейшее развитие эрекции пениса и появляется желание ввести его во влагалище женщины. У женщины появляется желание принять пенис. Далее — следуют фрикции, ритм и техника исполнения которых строго индивидуальны и подбираются каждой парой. Несмотря на продолжающиеся движения и стимуляцию эрогенных зон, возбуждение определенное время нахо­дится на одном уровне, что и дало название этой фазе "плато". Происходит дальнейшее повышение кровяного давления, учащение пульса и дыхания, напряжение мышц груди и живота становится более выражено.

Со стороны половых органов также отмечаются даль­нейшие изменения. Клитор может несколько уменьшить­ся в размерах (что не говорит о спаде возбуждения) и подтянуться ближе ко входу во влагалище, т. е. "включается" в контакт половых органов. Малые половые губы за счет притока крови увеличиваются в 2—3 раза, продолжается выделение смазки, обеспечивающей скольжение. В этой фазе мышцы влагалища напрягаются и наподобие "ман-. жетки" эластично охватывают пенис. У мужчин за счет про­должающегося притока крови краснеет и увеличивается головка полового члена.

3. фаза оргазма является кульминационной в поло­вом цикле. В течение нескольких секунд происходит мощ­ная нервно-мышечная разрядка. Ощущаемое человеком чувство сладострастия так сильно воздействует на нервную систему, что во время оргазма все остальные чувства и мысли человека могут временно для него исчезнуть. Муж­чина испытывает чувство оргазма только в момент семя­извержения. Некоторые женщины могут вслед за одним оргазмом ощущать следующий, вплоть до "оргастической серии". Фаза оргазма дает самую большую нагрузку на организм, кровяное давление может достигать цифр 220/ 130мм рт. ст., пульс — 180 ударов в минуту. Эти явления достаточно быстро проходят, и здоровым человеком пе­реносятся легко. Напряжение мышц и их сокращение дос­тигают наивысшей точки, когда контроль над мышцами может теряться. Эти напряжения и сокращения захваты­вают и мимическую мускулатуру, что объясняет появление "сексуальных гримас".

Реакция половых органов в фазе оргазма у мужчин вы­ражается в основном в ощущении сладострастия, которое первым делом чувствуется мужчиной в области половых органов. За 2—4 секунды до семяизвержения у мужчины появляется чувство "предоргазма", когда волевыми уси­лиями предотвратить оргазм фактически невозможно. Се­мяизвержение представляет собой 2—8 толчков выбра­сываемой спермы с постепенным снижением интенсив­ности и чувства сладострастия. Женский оргазм протекает в 5—12 сокращений, следующих друг за другом, часто с чувством тепла и пульсации в области половых ор­ганов.

4. Фаза обратного развития приносит расслабление и чувство разрядки. Наступающее в этой фазе чувство удов­летворенности существенно зависит и от психологи­ческого контакта партнеров, от того, насколько каждый чувствует себя желанным для другого. Если же в коитусе партнеры озабочены только собственными ощущениями, либо, как раньше было описано, половой акт является для них выражением любого мотива, кроме любви, — то ко­итус может завершиться без чувства удовлетворения и разрядки, даже несмотря на его нормальное физиологи­ческое течение. Мышечное напряжение, достигшее мак­симума в фазе оргазма, довольно резко ослабевает, на­ступает период покоя и расслабления. Быстро приходят в норму показатели деятельности сердца, кровообращения и дыхания. Нежные, успокаивающие ласки в этой фазе соответствуют ее назначению.

У женщины после оргазма в этой фазе клитор и малые половые губы возвращаются в первоначальное состояние за 5—15 секунд. В случае завершения полового акта без оргазма для женщины нередки длительные состояния за­стоя крови в гениталиях, что может вызвать неприятные и раздражающие ощущения. Расслабление полового чле­на происходит в две стадии: сразу после семяизвержения он теряет упругость и уменьшается, но не до обычных раз­меров. Через несколько минут пенис теряет "промежуточ­ное" состояние и возвращается к первоначальным разме­рам. Одновременно опускаются яички и расслабляется мошонка. У многих мужчин после семяизвержения голов­ка пениса приобретает повышенную чувствительность, когда любые прикосновения становятся нежелательными и довольно болезненными.

Эти ощущения связаны с рефракторным периодом, ко­торый характерен только для мужчин и наступает после эякуляции. По сути рефракторный период является пери­одом восстановления и отвечает принципам охра­нительного торможения. Продолжительность его сугубо индивидуальна: он длится от нескольких минут до суток, в зависимости от половой конституции, возраста, уровня здоровья, эмоционального состояния мужчины, от пове­дения партнерши и от других факторов.

Васильченко этот феномен объясняет тем, что биологической ролью муж­чины в акте совокупления является отдача полноценной спермы. А поскольку после первой эякуляции в после­дующей сперме преобладает секрет простаты и других желез, то и сама сперма менее качественна по ряду по­казателей. Таким образом мужчина (самец), способный к целой серии эякуляции, в ходе эволюции не представ­ляет ценности, и эта способность не закрепляется в по­томстве.

Женщина же, имеющая биологической ролью воспри­ятие спермы, не нуждается в феномене рефрактерности (невозбудимости), так как если бы после первого оргазма у женщины разви­валась невосприимчивость к стимулам и невозможности повторной сексуальной активности, это уменьшало бы ве­роятность оплодотворения.

 



Просмотров: 1766
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • Ассимиляция
  • Ассоциация
  • Выборы
  • Вырождение
  • Гештальттерапия вкратце
  • Грязные политические технологии
  • Зрелость в гештальттерапии
  • Избирательная технология "Голосование на спецучастках"
  • Избирательная технология "Граффити"
  • Избирательная технология "Политическое клонирование"
  • Избирательная технология "Простыни"
  • Избирательная технология "Спекуляция компроматом"
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Методика определения уровня воображения
  • Преодоление сопротивления в гештальттерапии
  • Проблемы Т-групп
  • Противоположности в гештальттерапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Процедура "Работа с ассоциациями"
  • Психодрама вкратце
  • Ролевая игра "Аэропорт"
  • Сексуальные расстройства у женщин
  • Сочинение историй
  • Стадии вхождения в группу
  • Структурная интеграция в телесной психотерапии
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь