Параметры психического состояния и категории "цель", "средство" и "результат"

По нашему мнению, ключом к пониманию ПС является категория деятельности: "Развиваясь и проявляясь в деятельности человека, психические состояния могут "продолжаться" за ее пределы и приводить к более или менее стойким сдвигам его функционирования, влияя на нормальное течение всех его жизненных процессов" [54, c.123]. Исходя из этого категория деятельности рассматривается на максимально высоком уровне: уровне жизнедеятельности (по Г.В. Суходольскому - [160, c.13]). В дальнейшем под словом деятельность мы всегда будем понимать именно жизнедеятельность, самостоятельное понятие, а не, как это иногда случается, действие, включенное во вторую сигнальную систему [127, c.467].

Важнейшими категориями, в координатах которых достаточно полно описывается деятельность, являются категории "цель", "средство" и "результат" [164]. В психологической литературе оперирование этими категориями не столь уж редко. Так А.К. Перов при рассмотрении ПС призывает строго дифференцировать процесс и результат психической жизни [122]. В.И. Чирков, считает, что "Основными факторами, определяющими сущность, качественное своеобразие и интенсивность состояний, являются векторы "мотив - цель" и "цель - результат". Эти векторы являются системообразующими как для всей ПСД [ психологическая система деятельности - А.К.], так и для мотивационно-эмоциональных состояний, в которых отражается личностный смысл, субъективная значимость выполняемой деятельности" [185, c.236]. Как уже упоминалось, А.И. Юрьев рассматривал праксические состояния в координатах: "осознание цели", "достаточность средств" и "очевидность результатов" [197]. Близким к базису ЦСР (цель - средство - результат) является выделение в структуре ПС трех компонент: эмоциональной, активационной и когнитивной [47]. Индивидуальный стиль деятельности также рассматривается по соотношению трех компонент (фаз): ориентировочной, исполнительной и контрольной (см. [76, c.30] и [78]). Используемая в рамках рационально-эмотивной терапии, АВС-методика также несомненно имеет отношение к ЦСР [110].

В философии категории ЦСР разрабатываются давно. Аристотель говорил, что "цель это то, ради чего, - например, цель гулянья - здоровье" [10, c.79]. Л. Фейербах определил цель как волевое представление, которое не должно остаться представлением [168, c.629]. О детерминирующей роли представления в целеобразовании говорил и В. Вундт [25, c.205]. В современной философии цель понимается как образ желаемого будущего [187, c.12]. О том, что "в истории возникновения мышления человека путь к цели идет через средство" говорит М.Г. Макаров [98, c.17]. О результатах часто говорится в отношении их несовпадения с целями: как и у Н.Н. Трубникова [164, c.3-8] так и у Гегеля, который в "Философии права" приводил пример несовпадения целей и результатов Великой Французской революции [33, c.264-265].

Порядок расположения категорий ЦСР не случаен: хотя, по словам И.В. Гете, "Решением всякой проблемы служит новая проблема" (цит. по [161]), но между результатом деятельности и целью деятельности лежит пропасть, несоизмеримо большая, нежели между целью и средством, средством и результатом. Если по цели деятельности можно судить о возможных средствах, и по средствам можно судить о результатах, то по результатам деятельности судить о дальнейшей цели деятельности практически невозможно. Именно здесь особенности деятельности находят наибольшее преломление через свойства личности, свойства субъекта деятельности и через самих себя: "Результат воздействия на любое тело обусловлен внутренней природой последнего, но взаимодействие с внешними влияниями приводит к изменению внутренних свойств внутренней природы тела, обусловленному откладывающимися в нем и сохраняющимися, но уже преобразованными внешними воздействиями" [18, c.265].

На психофизиологическом уровне цель деятельности определяет категория доминанты. По этому поводу А.А. Успенский говорил следующее: "Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее" [167, c.288]. Доминанта несет смыслообразующую функцию психическим процессам, "настраивает" их, и именно в этом смысле мы пользуемся термином "настроенность" для обозначения меры координированности психических процессов. Уровневая организация психических и психофизиологических функций обеспечивает экономию нервно-психических ресурсов при выборе средств деятельности - при достаточности средств исполнение деятельности происходит на более низком, экономичном уровне (см. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1941), это явление мы называем спонтанность. При повышении порога раздражения по отношению к результатам деятельности (по К. Лоренцу [93, c.58-59]) мы говорим о ригидности.

Схематическое изображение связи между деятельностью и ПС, таким образом, можно обозначить так, как сделано на рис. 3.1.

Деятельность

цель

средство

результат

Настроенность -

Фрустрированность

Спонтанность -

Полезависимость

Ригидность -

Транс

Психическое состояние

Рис. 3.1. Связь психического состояния и деятельности.

назад дальше



Просмотров: 1401
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Структурна схема психического состояния (рис.
  • Вкратце о темпераменте
  • Действие
  • Дерево целей
  • Задача
  • Изыскательские профессии
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Категории новизны
  • Классификация психических явлений
  • Методика "Цель-Средство-Результат"
  • Настроенность - фрустрированность
  • Общее понятие о темпераменте
  • Общие представления о задачах
  • Основные параметры психического состояния - Заключение
  • Планирование времени
  • Понятие новизны
  • Понятие о внимании
  • Психические состояния человека. Основные тезисы
  • Психическое напряжение
  • Психическое состояние
  • Психодиагностическая методика "Основные параметры психического состояния"
  • Результат
  • Системология творчества
  • Средство
  • Субъект
  • Техника "Цель-Средство-Результат-Пустое"
  • Техники самоменеджмента
  • Философия предприятия
  • Целеустремленность
  • Цель - Средство - Результат



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь