Психологические теории воли

   Исторически воля рассматривалась через два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Древние представления о воле    Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам (то есть в философско-этическом аспекте). В Древней Греции философами прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
   Аристотель рассматривал природу воли в формировании логического заключения. В его "Никомаховой этике" посылки «все сладкое надо есть» и "это яблоки сладкое" влекут за собой следствие: "это яблоко надо съесть". Таким образом, источник сознательных действий кроется в разуме человека.
   Во времена средневековья проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Философы-теологи видели в человеке исключительно пассивное начало, зависимое от бога и его "промысла". И в таком подходе воля выступала тоже как проявление некоего разума, ставящего себе определённые цели. И лишь познание мистических сил — добрых или злых - открывает путь к познанию "истинных" причин поступков конкретного человека, его воли.
   Бытие человека рассматривалось вне отрыва от ценностей, норм общества, которые в свою очередь определялись религиозными соображениями. Вопрос о личности, о субъекте деятельности не ставился. Представление о воле в эпоху Возрождения    Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности, что произошло в эпоху Возрождения. За человеком начали признавать право на творчество и на ошибку. Стало распространяться представление о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. И это было существенным прорывом в мысли, в сравнении с античными временами и средневековьем.
   Главной ценностью личности стали считать свободу воли (кстати говоря, в русском языке под волей понимается и свобода в том числе). В эпоху Возрождения свобода воли стала возводиться в ранг абсолюта.
   В дальнейшем под влиянием идей Возрождения возникло мировоззрение экзистенциализма — "философии существования". М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, тем более он не может быть связан нравственными обязательствами или ответственностью. Естественнонаучные представления о воле    И. П. Павлов рассматривал волю как "инстинкт свободы", как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля как "инстинкт свободы" выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Павлов писал: "Не будь его — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни". Для человеческого поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д.
   Воля в учении И. П. Павлова рефлекторна (инстинктивна) по своей природе, она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. В этом представлении заключалось значительное новшество. Эта идея нашла широкое распространение среди бихевиористов, получила поддержку в отечественной реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).
   В сравнении с античными (рациональными) представлениями и эпохой Возрождения о природе воли это была, очевидно, другая крайность. Воля как сознательное регулирование деятельности    Постепенно сформировалось более уравновешенное и обоснованное представление о воле как о сознательном регулировании деятельности.
   Деятельность понимается как изначально активная, а сам человек рассматривается наделённым способностью к сознательному выбору формы поведения. Исследования, проводимые физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным, показали обоснованность этого представления.
   Сформировалась концепция, в которой воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Иные представления о воле    В рамках психоаналитической традиции (от 3. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Источником поступков людей выступает некая превращённая в психическую форму биологическая энергия живого организма.
   К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в преступные действия.
   А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству. Для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.
  




Просмотров: 3601
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Воля
  • Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
  • Дауншифтинг
  • Деловой стиль поведения
  • Жесты нервозности
  • Идеалистическое и материалистическое понимание психики
  • Инфантильность
  • История психологии
  • Красный цвет
  • Критерии эффективного управления
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Наладчик формовочных и стержневых машин
  • Определение воображения и представления
  • Основные свойства внимания
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Самообман
  • Самоопределение и самоактуализация личности. Основные тезисы
  • Сила воли
  • Способы борьбы со стрессом
  • Тактика деловых взаимоотношений с инженерным персоналом
  • Темперамент и методы его изучения. Основные тезисы
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Характер и методы его изучения. Основные тезисы
  • Черный цвет
  • Экзистенциальная свобода
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь