Невидимые барьеры в отношениях квалифицированных специалистов и работодателей

Создатель кибернетики Норберт Винер говорил, что информация поступает в условное приемное устройство - и в человеческий мозг тоже - через определенную линию передачи, снабженную фильтрами. Последние могут отсекать или искажать часть информации. Эту идею применительно к человеческим взаимоотношениям разрабатывал и английский психолог Д. Бродбент. Некоторые ученые пробовали даже изобрести универсальные методы преодоления фильтров-барьеров с помощью голоса или ритма. Однако использование, скажем, громкого голоса, шепота или чтение своего резюме в стихах в процессе собеседования было бы, по меньшей мере, неуместно.

"ТИХО САМ С СОБОЮ..."

В 1907 году академик Лев Щерба, будучи тогда молодым филологом, приехал в Германию. Там, на Эльбе, в окружении немецкого населения, издавна жили лужичи - остатки древнего и некогда многочисленного славянского народа. Насильственная германизация грозила языку этих славян полным исчезновением, и Щерба хотел составить его описание. Как известно, он с честью решил эту задачу, а в ходе работы обнаружил удивительную вещь: лужичи никогда не рассказывали друг другу о своих впечатлениях. Они вели только короткие разговоры. "...эти наблюдения, - замечает Щерба, - лишний раз показывают, что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге".
В пользу этого утверждения говорят и другие факты. Опытные ораторы, каковыми были, скажем, Уинстон Черчиль и Мартин Лютер Кинг, строят свои речи по принципу "вопрос-ответ". Большинство знаменитых литературных монологов (например, в произведениях В. Шекспира и Ф. Достоевского) являются по сути своей настоящими диалогами. А если вспомнить о "беседе" Сократа как методе познания, становится ясно, что именно диалог - самый эффективный метод преодоления различных этических, эстетических и психологических фильтров. Кстати, это объясняет и то, почему в практике подбора кадров, несмотря на появление различных испытаний, тестов, анкет и делового моделирования, самым распространенным методом остается собеседование.
Зачастую однако этот способ отбора персонала перестает быть эффективным. И происходит это в силу нескольких причин. Одна из них хорошо известна многим из тех, кто время от времени играет роль соискателя. Порою им приходится сталкиваться с такой ситуацией. Работник кадровой службы с ободряющей улыбкой, поощрительным тоном просит: "Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей работе". После этого он принимает вид внимательного слушателя и больше не говорит ни слова.
Ясно, что в этом случае собеседование перестает быть таковым и превращается в чисто формальное мероприятие. Возникает ситуация, которая напоминает слова хорошо известной песни ("Тихо сам с собою я веду беседу.") Соискатель по ходу встречи вынужден строить гипотезы о потребностях компании и мысленно моделировать вопросы самому себе, а затем в монологе устно излагать о себе то, что - по его представлениям! - важно знать "собеседнику". Если это не проверка памяти и логического мышления, то быть или не быть соискателю сотрудником данной фирмы зависит уже не только и не столько от его профессиональных качеств.

НЮАНСЫ СУБЪЕКТИВИЗМА

К сожалению, диалог как таковой еще не гарантирует взаимопонимания. "По одежке встречают, по уму провожают" - хорошо известная народная мудрость. Однако, как показывают исследования, проведенные американским психологом Юджином Мэйфилдом, поговорка эта верна иногда лишь в первой своей части. Ученый, изучавший эффективность собеседования как инструмента отбора кадров, выявил ряд проблем эмоционально-психологического характера, которые к этому приводят.
Это связано с тем, что специалисты по подбору кадров субъективны. Они оценивают претендентов на вакантные места, основываясь на первом впечатлении. Все, что говорится в остальной части собеседования, абсолютно не учитывается. Другая проблема состоит в том, что очередной кандидат сравнивается с предыдущим. И если последний выглядел плохо, то следующий "средненький" кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Бывает и так, что сотрудники, проводящие интервью, дают более благоприятную оценку тем кандидатам, чьи внешний вид, социальное положение, возраст и манеры в большей мере напоминают их собственные.
Существуют и другие проблемы повышения эффективности собеседования. Связаны они с содержательной частью диалога.

ЧТО СКАЗАЛ МИСТЕР СМИТ

И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, отечественные ученые, сформулировавшие так называемые "постулаты нормального общения", использовали в своей работе пьесы, написанные для "театра абсурда". Одно время в Англии это сценическое действо было довольно модным. Вот одна из сцен "абсурдного" диалога, которая помогла сформулировать так называемый постулат о детерминизме:

Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе стоял господин, прилично одетый, лет сорока, который...
Мистер Смит. Который что?
Миссис Мартин. Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся и...
Все. О!
Миссис Мартин. Да, нагнулся!
Все. Не может быть!
Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я подошла посмотреть, что он делает...
Все. Что? Что?
Миссис Мартин. Он завязал шнурки на ботинке.
Все. Фантастика!
Мистер Смит. Если бы рассказал кто-либо другой, я бы не поверил.
Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь, то встречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я своими глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно спокойно читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Это, наверное, тот же самый.

Используя подобные россыпи "драматических" абракадабр, они определили то, что делает разговор собеседников нормальным, а что - бессмысленным. Всего постулатов Ревзиных - восемь:
  1. о тождестве (партнеры в течение разговора должны исходть из одних и тех же понятий и представлений);
  2. об общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом);
  3. об информативности (сообщения должны представлять интерес для собеседника, а не быть общеизвестными);
  4. о неполноте описания (сообщение с полным описанием чего-либо противоречит нормальному общению, так как из него невозможно вычленить значимую информацию, "краткость - сестра таланта");
  5. о детерминизме (причинно-следственная связь событий, явлений);
  6. о способности прогнозировать будущее (каждый собеседник должен уметь строить несложные предсказания);
  7. об истинности (необходимо соответствие между словами и действиями, словами и внешним миром);
  8. о семантической связности (собеседники должны придерживаться общей тематики разговора).
На практике мы чуть ли не каждый день оказываемся в ситуациях, когда деловое общение по объективным причинам не может быть нормальным. В таких случаях обычно говорят: "Я ему - про Фому, а он мне - про Ерему". Скажем, перед отделом кадров какой-либо компании поставлена задача - заполнить вакансию менеджера по связям с общественностью. На собеседование приходит специалист, придерживающийся взглядов Сэма Блэка, который определяет паблик рилейшнз (ПР) как искусство. Напротив, специалист по работе с персоналом знаком с концепциями или маркетолога Ф. Котлера или рекламистов Бове/Аренса, которые рассматривают эту сферу деятельности с других позиций.
Можно с уверенностью сказать, что участники диалога с трудом будут понимать друг друга, так как их представления о роли менеджера по ПР сильно различаются. Несомненно каждый участник беседы будет иметь ввиду определенную деятельность определенного специалиста на определенной должности в определенной компании за определенное вознаграждение. Но каждый будет думать об этом по-своему. Например, специалист "по Блэку" будет думать о своей будущей работе, как о работе в качестве советника руководителя предприятия, а кадровик будет думать, как ему подобрать менеджера отдела рекламы, занимающегося выставками. В данном случае будет нарушен постулат о тождестве.
Дело может еще более осложниться если собеседники принадлежат еще и к разным возрастным категориям: специалисту по ПР - 40, а его партнеру по переговорам - 25. Здесь возникает риск нарушения постулата об общей памяти. Проблема приобретает уже мировозренческий характер: могут ли представители разных интеллектуальных "галактик" найти общий язык?

ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ
Добиться взаимопонимания, как видно, бывает порой чрезвычайно сложно. Тур Хейердал - знаменитый путешественник, исследователь, философ, антрополог - думал, что это возможно. Он сравнивал представителей различных областей знания с рудокопами, каждый их которых копает свою, отдельную яму. Они уже настолько глубоко погрузились в них, что их крики об успехах не долетают до ушей собратьев. Однако если бы они решили выглянуть наружу и поделиться с собратьями своими успехами, то навряд ли поняли бы друг друга, так как за годы, проведенные на глубине, каждый из них стал говорить на другом языке. Свою роль дотошный норвежец видел в том, чтобы ходить возле этих ям, заглядывать в них, выявлять их особенности и... составлять общую картину мира.
Примерно такую же роль должны играть и специалисты по подбору персонала: они должны знать особенности всех профессий. Ведь судьбы соискателей и компаний, нуждающихся в кадрах определенной квалификации, в основном зависят от них. От их способности или неспособности преодолевать свои эмоционально-психологические проблемы. От широты или узости их кругозора. От уровня их эрудированности. От степени их объективности. От их возраста и образования. От их ответственного или безответственного подхода к делу. От степени их материальной заинтересованности. Но главное - от их умения вести содержательный диалог, слушать и слышать собеседника. Только так можно понять, соответствует ли соискатель предъявляемым требованиям. Достаточно ли он образован, опытен и талантлив? Занимается ли самообразованием? Имеет ли чувство нового? Может быть его способности таковы, что недостатки анкеты, тестирования уже не имеют самодовлеющего значения и ему стоит дать шанс?
Однако зачастую кадровики "гонят вал" и не в состоянии услышать то, о чем говорят их собеседники. Рискну сказать, что погоня за объемами и качество подбора собственного персонала, делающего упор на анкеты и тесты, является главной причиной появления "невидимых барьеров": распространения формализма и субъективизма в работе довольно значительного количества кадровых агентств.
В этой ситуации соискателю и работодателю можно посоветовать только одно - искать возможность встречаться без посредников, лицом к лицу. В иных случаях необходимо обращаться за помощью к агентствам, репутация которых безупречна, а штат укомплектован опытными консультантами.




Просмотров: 976
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Ассоциации как способ запоминания
  • Вербальное упражнение "Попугай"
  • Возможности изменения самооценки ребенка
  • Газлайтинг
  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> Паттерны процесса убеждения В том, как человек становится убежденным в чем - либо, можно выделить два аспекта.
  • Друг
  • Зависимость от оценки
  • Идея перфекционизма
  • Изменения самооценки ребенка
  • Как научиться отстаивать свои интересы
  • Как перестать жить прошлым
  • Как распознать лжеца
  • Как себя вести с манипулятором
  • Как стать общительным
  • Лидерские способности
  • Обставляя в отношениях все так, как желается
  • Общение это...
  • План беседы с соискателем
  • Препятствия для эффективного взаимодействия
  • Психологическое тестирование: "За" и "Против"
  • Рабочий опыт
  • Ролевые отношения
  • Роль психолога в кадровой службе
  • Стоит ли поменять место работы
  • Трудоустройство
  • Упражнение "А вот и Я"
  • Упражнение "Видеопазл"
  • Упражнение "Свой-Чужой"
  • Формирование убеждения у покупателя
  • Характерные ошибки в беседе при приеме на работу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь