Арт-коррекция страхов


   Коррекция негативных эмоциональных переживаний с помощью рисования, как правило у детей.
   Как показывает опыт использования арт-коррекции, наиболее эффективно можно использовать ее с детьми 5-9 лет. Однако ее можно применять и для более старших возрастов, даже для взрослых, если клиент психолога сохранил способность играть, погружаться в вымышленные реальности. Большое значение имеет уровень доверия клиента к психологу. Если он не доверяет, тогда может подозревать, что психолог смеется, издевается над ним.
   Если умственный возраст ребенка ниже пятилетнего, то не рекомендуется проводить арт-коррекцию, потому что от ребенка в процессе коррекции требуется хоть какая-то сознательность.
   Арт-коррекция подходит не каждому. Однако можно попробовать провести ее с любым клиентом, кто нуждается в коррекции страхов и иных негативных эмоциональных переживаний, которые его тяготят. Дело в том, что многие дети имеют опыт спонтанного использования рисования для снятия напряжения. Рисование для большинства детей имеет характер игры, в которой они моделируют окружающий мир. В этом моделировании они могут обыгрывать неприятные для себя ситуации, в которых желают разобраться. Именно с такими детьми (и со взрослыми, которые были такими детьми) можно проводить сеансы арт-коррекции.
   Принципы арт-коррекции:
   - арт-коррекция рассматривается как совмещение диагностики и коррекции;
   - рисунок рассматривается как самодостаточный феномен, целостно, здесь важны общие смыслы, которые закладывает в рисунок испытуемый;
   - не следует особенно опасаться ошибиться в предварительном диагнозе и - тем более - отстаивать потом ложную позицию, арт-коррекцию можно рассматривать как детектив, в котором смыслы со временем могут приобрести совершенно иной характер;
   - рисование обязательно должно сопровождаться беседой психолога с испытуемым о его рисунке;
   - главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке – метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;
   - следует использовать в полной мере метафорическое пространство для избежания прямого, грубого воздействия на психику испытуемого;
   - если коррекция производится с ребенком, то присутствие родителей на сессии желательно, особенно если родители обеспечивают состояние комфорта, безопасности для ребенка;
   - каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка, хотя бы небольшим, но катарсисом;
   - психолог должен контролировать ситуацию, не погружаясь с головой в вымышленный мир картинки.
   Порядок проведения арт-коррекции:
   - ребенка просят придумать и нарисовать несуществующее животное
   - ребенок должен дать имя этому животному и рассказать о его образе жизни
   - постепенно надо подтолкнуть его к рассказу о друзьях животного; это важно для настроя на дальнейшую работу и имеет диагностическую ценность (скажи, кто твой друг...)
   - важно поймать момент, когда ребенок эмоционально загорелся, рассказывая о своих друзьях; здесь следует спросить (если ребенок сам не начал говорить про врагов) примерно так: "А у такой дружной компании есть, наверное, враги?"
   - постепенно надо выяснить, нет ли у главного персонажа его личных врагов; враг здесь является той "дверцей", которая ведет к истинным причинам страхов ребенка;
   - другой "дверцей" является моделирование каких-то неприятных событий в жизни персонажа или неприятных действий, которые должен выполнять персонаж
   - следующей задачей для ребенка является рассказать как его персонаж справляется с трудностями; здесь психолог очень активно должен участвовать в построении сюжета, помогать ребенку, направлять его, подкидывать разные идеи
   - желательно, чтобы в каждую встречу с психологом ребенок находил для своего персонажа 1-2 эффективных способа борьбы с трудностями; если он затрудняется придумать способ борьбы, психолог может помочь: предложить идею с волшебной палочкой или какими-то заклинаниями
   - важно, чтобы каждый такой способ борьбы ребенок не только проговаривал, но и показывал; если речь идет о волшебной палочке, пусть он покажет как надо ей махать; если заклинание - пусть громко и выразительно его произнесет
   - при следующих встречах с ребенком можно использовать старый персонаж, можно новый; если ребенок выражает желание порисовать новых животных, это можно расценивать как хороший признак, что предыдущие сессии не прошли даром
   Продолжительность каждой сессии составляет 30-60 минут. Ребенок может быть не очень заинтересован в рисовании. Его могут отвлекать посторонние предметы в помещении: компьютер, телевизор, мебель и пр. Поэтому желательно по возможности очищать кабинет от всего лишнего, а ребенку предъявить максимум приборов для рисования: разные красивые карандаши, мелки, краски, фломастеры, ручки и т.д. Порой чем необычней инструмент, тем с большей охотой будет им рисовать ребенок.
   Литература - Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982.
   - Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999.
   - Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М, 2001.
   - Психотерапия детей и подростков. Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с нем. М, "Мир", 2000.




Просмотров: 1604
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • Анализ цепочки событий
  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Инфантильность
  • Кабинет школьного психолога
  • Критерии эффективного управления
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Младший школьный возраст
  • Негативное моделирование
  • Принципы психологического консультирования
  • Психические процессы у детей
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Психологические проблемы детей
  • Реагирование на реплики персонала
  • Способы борьбы со стрессом
  • Стрессовое напряжение
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Уход за ребенком
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь