Наталья Григорьевна Дриллер. Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Праздник Первой косички»

Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Праздник Первой косички»Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Праздник Первой косички»

Автор: Дриллер Наталья Григорьевна, воспитатель первой категории БДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида», г. Омск

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с русскими народными традициями, сплочение коллектива воспитанников и родителей, сплочение семей.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о традициях русского народа на примере праздника первой косички, понимание красоты женственности.
  2. Развивать у детей коммуникативные навыки межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми людьми. Активизировать словарь словами: одинаково, короче, длиннее, гребень деревянный, костяной.
  3. Воспитывать интерес к истории русского народа через изучение народных традиций, праздников, фольклора, желание участвовать в общих играх.

Материал:

  • стенгазета «Наши бабушки и мамы»;
  • мерки для измерения кос;
  • подарочные ленты;
  • расческа;
  • фонограммы: русские народные мелодия «Веселая кадриль», «Во саду ли в огороде» в исп. оркестра народных инструментов, песня «Разбросала косы русые береза» (многоголосие, сл. и муз. А. Волкова).

Подготовка:

  1. Беседа о русской традиционной прическе «Длинная коса – девичья краса» с использованием мультимедийной презентации;
  2. Чтение рассказа Татьяны Кирюшатовой «Праздник первой косички»;
  3. Сбор фото и совместное изготовление с родителями и детьми стенгазеты «Наши бабушки и мамы»;
  4. Разучивание с родителями песни «Разбросала косы русые береза» (сл. и муз. А. Волкова);
  5. Отгадывание загадок, чтение стихотворений о волосах, косах;
  6. Разучивание игр «Ворон», «Жмурки».

Интеграция с другими областями: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Содержание образовательной деятельности:

Звучит русская народная мелодия. Входят гости, дети их встречают, приглашают присесть.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня день? (Среда, Праздник первой косички).

Ребята, помните, мы с вами решили узнать, как можно больше о косичках? Что вы хотели узнать? Как вы искали ответы на эти вопросы? (Спрашивали у родителей, узнавали у воспитателя, читали книги.)

Раздается стук, входят родители под фонограмму «Веселая кадриль».

  1. Мама: Здравствуйте, дети! У вас сегодня необычный день — Праздник первой косички, но мы про такой праздник никогда не слышали.
  2. Мама: И мы не знаем, как его надо отмечать.

Воспитатель: Ребята, расскажите мамам, что вы узнали о Празднике первой косички.

Беседа «Что мы узнали о Празднике первой косички»

Ребята, почему этот день назывался «Праздник первой косички»? (Потому что в этот день девочке заплетали первую косичку.)

Посмотрите на нашу выставку фотографий. Кого мы видим на фотографиях? (На фотографиях наши мамы и бабушки.)

Какие ваши бабушки на фотографиях? (Наши бабушки молодые, а мамы маленькие.)

Есть ли здесь красавицы со стрижками?

А вы знаете почему у них волосы длинные? (Раньше девочкам не принято было стричь волосы.) Правильно, считалось, что чем длиннее коса – тем больше силы, доброты, любви и мудрости у нее в душе.

Давайте вспомним: как в старину стригли волосы мальчикам и девочкам? (Мальчикам и девочкам волосы стригли одинаково, покороче, чтобы не лезли в глаза, не болтались по спине.)

Когда первый раз стригли детей? (Детей стригли после первого дня рождения, когда исполнится один год. Девочкам волосы больше не подстригали.)

Правильно, когда девочкам заплеталась первая косичка – это значит, что они становятся девочками, мамиными помощницами.

Ведь каждая мама хотела, чтобы у ее дочери была самая длинная и густая коса. Каждый день она брала деревянный или костяной гребень и расчесывала волосы, приговаривая особые слова.

Знаете, что означает слово «гребень»? (Расческа.)

Какой гребень брала мама? (Деревянный, костяной.)

Давайте мы проговорим те особые слова:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.

В день, когда девочке заплетали первую косичку, в семье устраивали праздник, приглашали своих родственников и детей. И такой праздник был у каждой девочки один раз в жизни.

Мама: Я поняла, что первую косичку старались заплетать при гостях. И только с этого момента мама доверяла дочке нянчить младших братьев и сестер, показывала, как надо шить, вышивать и вязать. Когда заплетали косу, приговаривали.

Выходит мама с дочкой, заплетает косу и приговаривает:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.

Воспитатель предлагает девочке пройтись и показать свою косу.

Воспитатель: На празднике первой косички дети играли в разные игры, давайте и мы поиграем в старинную русскую игру «Ворон».

Девочка: Давайте в «Ворона» играть!

Хороводная игра «Ворон»

Ой, ребята, та-ра-ра, (ходьба по кругу, взявшись за руки)
На горе стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах. (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу. (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная. (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная. (хлопки в ладоши)
Да! (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: Мальчики, присядьте на скамейку, а девочки останьтесь в кругу. Матвей, ты сможешь узнать кого-нибудь из девочек с закрытыми глазами? Ну, попробуй угадать, закрывай глаза, не подсматривай!

Игра «Угадай девицу»

- Где стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Квас.
- Ищи три года нас!

Мальчик с закрытыми глазами подходит к девочке и пытается узнать ее. Воспитатель: в России всегда любили петь и на Празднике первой косички тоже пели песни.

Звучит фонограмма песни «Разбросала косы русые береза» (поют мамы)

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, у кого из девочек самая длинная коса? Как узнать? (Надо сравнить.) С помощью чего можно измерить косу? Дети предполагают: поставить рядом, измерить линейкой, меркой, лентой.

Конкурс «Краса — длинная коса»

Мальчикам предложить мерки, с помощью которых они измеряют косы и выбирают девочку с самой длинной косой.

Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы отрастить такую косу? (Ухаживать за волосами: постоянно мыть, аккуратно расчесывать, рано вставать.)

Воспитатель: В этот день девочкам дарили подарками. Мальчики, вы приготовили подарки для девочек? Мальчики дарят девочкам атласные ленты для косичек. Девочки благодарят.

Какой праздник мы сегодня отмечали? (Праздник первой косички.)

Как мы отмечали этот праздник? (Ире заплели косичку. Мы играли, мальчики поздравили девочек с праздником и подарили ленты, мамы пели.)

Праздник был скучный? (Праздник был веселый.)

Рефлексия

Ребята, кому понравился «Праздник первой косички», покажите большой палец вверх, кому не понравился — опустите палец вниз.

Список использованной литературы

  1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 416 с.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб., 2010. -106 с.
Просмотров: 840
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Скворцова Ирина Ивановна. Выпускной праздник для детей первой младшей группы. «Вот какие мы большие».
  • Редактор. Прическа для девочки на 1 сентября - Французские косички
  • Хамидуллина Людмила Сергеевна. Праздник Осени (для детей первой младшей группы)
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Елена Владимировна Фомина. Новогодний праздник для детей первой младшей группы. 'Чья рукавичка?'
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Добрякова Ирина Владимировна. Конспект НОД в первой младшей группе, речевое развитие «У кого какая мама»
  • Фари. Осенний праздник для первой младшей группы. «Осенью у всех забота»
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Кравец Елена Александровна. Совместный досуг с детьми «Что за праздник Новый год?»
  • Юнусова Инна Вячеславовна. Сценарий праздника 8 марта «Этот день особый — праздник наших мам!»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Лебедева Екатерина Константиновна. Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе совместно с родителями «Приглашение мамы на чаепитие»
  • Швецова Татьяна Николаевна. Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» для детей старшего дошкольного возраста
  • Гришина Оксана Борисовна. Проект «Что за праздник Новый год?»
  • Сагирова Гилюса Гусаиновна. Сценарий утренника 8 марта в 1 младшей группе Утренник «8 марта – праздник мам» в первой младшей группе
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • татьяна лисая. НОД ОО Познавательное развитие Тема: «Великий праздник – день Победы!» Подготовительная к школе группа «Черничка»
  • Литвинова Светлана Васильевна. Конспект открытого занятия для детей первой младшей группы «День рождения колобка»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Королева Галина Рафаиловна. Летний праздник, посвящённый Дню защиты детей «Праздник детства»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Редактор. Песня на 8 марта - Праздник-праздник
  • Гаврилова Антонина Петровна. План-конспект непосредственно — образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема НОД: «День Победы»
  • Ермакова Светлана. Спортивный праздник для старших групп 'Мамин праздник'
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь