Назаренко Марина Александровна. Педагогический проект «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР»

Педагогический проект «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР»Педагогический проект «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка» г. Новосибирск

Автор: Назаренко Марина Александровна инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория Новосибирск

В ДОУ разработана и реализуется инструктором по физической культуре Назаренко М. А, совместно с учителем-логопедом, на базе логопедических групп, проект коррекции ОНР средствами физического воспитания.

«Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР».

 

Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др.

Актуальность

Массовый характер нарушений осанки — одна из наиболее злободневных проблем современного общества (Н. А. Зеленская, О.А. Лайшева. В.П. Плотников. А.В. Чоговадзе, 2007). Дефекты осанки отрицательно сказываются на функциях внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, оказывают негативное влияние на уровни физической и умственной работоспособности человека (Н. А. Агаджанян, 1994; С.П. Евсеев, 1998; Е.А. Рогачев. Ю. М. Демин. 2007).

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.

Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего

возрасту, входят и специальные упражнения и задания на устранения этого недостатка, которые обязательно проводятся совместно с логопедом и воспитателем данной группы.

Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:

  • Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.
  • Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела. Следствием этого являются монотонность, “смазанность” речи, отсутствие ее тембровой выразительности.
  • Недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
  • Несформированность планирующей функции речи.

Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с нарушением речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат, что создает ряд особенностей для детей логопедических групп на физкультурных занятиях.

Совместное обсуждение результатов диагностики с логопедом и педагогами, работающими в логопедических группах, позволило нам написать проект коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР».

Цель: профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей с нарушением речи

Задачи:

  • дифференциация носового и ротового дыхания
  • развитие мышечных движений (жевание, улыбка, радость, грусть)
  • развитие мелкой моторики
  • развитие общей координации
  • развитие координации между движением и словом
  • развитие динамической координации движений (напряжение — отдых
  • напряжение)
  • развитие слухового внимания
  • развитие артикулярных движений (цокание, шипение, насос и др.)

Направления реализации:

  • Согласование планирования действий с администрацией ДОУ.
  • Организация специально построенных физкультурных занятий.
  • Информационно — просветительская работа среди воспитателей и родителей.
  • Мониторинг деятельности.

Ожидаемые результаты

  • Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
  • Повышение интереса детей к речевой деятельности, а значит, большая продуктивность коррекционного воздействия.
  • Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
  • Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
  • Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в детском саду.

Для осуществления поставленных целей и задач были разработаны следующие этапы работы:

Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления — постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание — залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т. д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2-3 раз подряд выполнять такие упражнения не стоит.

Начинать надо с грудного дыхания, в положении стоя, держа ладони на груди. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Обращать внимание на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Затем, то же упражнение, но и. п. — лежа на спине (выполнять 1-2 раза).

Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох — выпячивается живот, выдох — подтянуть живот. Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному (смешанному) дыханию.

Обучение правильному дыханию осуществляется через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий.

Примеры игровых дыхательных упражнений: имитация через дыхание — урагана, легкого ветерка, пылесоса, велосипедного насоса, надувание шарика и др. Дыхание в разном ритме. Игровое задание «змейка» (вдох — нос, выдох — рот). Очистительное дыхание — вдох — нос, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам.

«Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Игровые звуковые упражнения: «Гудок паровоза», «Веселая пчелка», «Полет самолета», «Часики», «Трубач», «Насос», «Комарики», «Трактор», «Плакса» (звук [ы] снимает усталость головного мозга).

Второе направление включает упражнения на развитие моторики: общей

(координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица), особенно круговой мышцы рта и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (жевательные мышцы). Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей мимической гимнастике. При обучении специальным упражнениям для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на животе и спине с задержкой дыхания; при выполнении упражнений «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» рот плотно закрыт, язык лежит за зубами. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Вот некоторые примеры артикуляционной гимнастики: «Курочка и цыплята», «Облака», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Дудочка играет», «Слоники», «Жил-был язычок». Упражнения на развитие координации движений даются с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание. Например: «Загудел паровоз», «Веселый танец», «Волшебные превращения», ходьба обычная — с движениями рук (с хлопками), ходьба на носках — руки на пояс, вверх, перед грудью, за спиной, с круговыми движениями и т. д.

Упражнения с предметами всесторонне воздействуют на организм, помимо развития координации движений они развивают силу, ловкость, четкость, быстроту реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используя мячи всех размеров, чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Третье направление — коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.

В начале коррекционного курса с детьми проводятся построения, различные перестроения, серии движений в различных направлениях, счетные упражнения, расчет по порядку, на первый и второй, парами, в две колонны, три шеренги и т. д. Это помогает в дальнейшем проводить зарядку и общеразвивающие упражнения под счет, в музыкально-ритмическом воспитании (аэробика, ритмической гимнастике, каланетике, а также для совершенствования техники специальных физических упражнений).

Коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук», «Свеча», «Коробочка» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточки», «Аист» — равновесию; подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты — прыгучести.

С помощью этих упражнений ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений (занятия на коррекционных ковриках, азбука-зарядка, тренажер «придумай упражнение»), Специальные упражнения на изучение своего тела (телоупражнения), упражнения по ЛФК для профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата не только исправляют дефекты осанки, но и помогают ребенку осознать важность этих занятий, обогащая словарный запас и прививая здоровый образ жизни.

Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими лицами. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная необходимость ( «правило для позвоночника», «зарядка-настройка»)

Четвертое направление – это закаливание. Это направление должно начинаться с самого рождения, в семье, и если с этим не справились родители, наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. Выбирая закаливающие процедуры для дошкольника, необходимо учитывать и домашние условия, в которых он живет: температура воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, иногда только в шортах, босиком, ] хорошо проветренном зале, зарядка при открытой форточке. В группах воспитатели проводят свои закаливающие процедуры. Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Упрямый ослик» и «Плакса», а также оздоровительный точечный массаж.

Пятое направление — точечный массаж.

Точечный массаж — это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.

Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания в течение 0,5—1 мин., постепенно добавляя по 2 точки к ранее изученным.

Такие заболевания как насморк, кашель, ангина фарингит, можно вы-лечить с помощью массажа активных жизненных точек. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, который очень часто намного эффективнее и без-опаснее таблеток.

В своей практике мы проводим оздоровительный массаж по зонам

Шестое направление — пластико-ритмическая гимнастика.

Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях, аудиовизуальных картинах (подборе музыки), предлагаемых педагогом.

Гармоническое сочетание духовных образов и физических движений в ходе пластико-ритмического урока создает положительный эффект пси-хоритмического урока, психофизического и эстетического воздействия в сложном комплексе педагогического процесса.

Занятия по пластико-ритмической гимнастике, проводятся с учетом общеразвивающих и коррекционных задач:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие гибкости, силы (каланетика);
  • формирование правильной осанки;
  • развитие координации движений;
  • синхронное выполнение упражнений с ритмом музыкального со-провождения (ритмичность);
  • формирование умений выполнять импровизированные движения под плавную музыку (пластика движений);
  • умение выполнять элементы танца;
  • развивать умение передавать в танце характер музыкального сопровождения;
  • выполнение упражнений, связанных с растяжкой мышц, расслабляющие упражнения.

Проведение пластико-ритмических занятий способствует эмоциональной разгрузке ребенка и оказывает полезное воздействие на коррекционный процесс в группах для детей с нарушением речи.

Расслабляющие упражнения учат ребенка произвольно расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений.

С помощью специальных упражнений дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих мышц, а затем подчеркнуть, как мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

Седьмое направление — игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он ищет выход своей энергии, и поэтому совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности. Также стрейчинговые упражнения используются в подвижных играх «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Караси и щука», «Два мороза» и др., в которых дети должны удержать заданную позу на некоторое время.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.

Подвижные игры давно вошли в практический обиход дошкольного воспитания. Однако нередко игра утрачивает свой развивающий потенциал, превращаясь лишь в способ моторного натаскивания детей. Поэтому не нужно забывать о том, чтобы в двигательную деятельность детей вплетался процесс образного мышления. В этом случае игра приобретает подлинно развивающий смысл.

Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речитативе или песне, которые должны сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Игра формирует личность ребенка. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первое представление о мире, вещах, явлениях приходит к ребенку через движение его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем разнообразнее информация поступает в его мозг, тем интенсивнее

протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Важное место в игре принадлежит взрослым, от которых ребенок сознательно или бессознательно усваивает привычки, отношение к окружающему миру, манеру поведения.

Важное значение в игре имеет музыкальное сопровождение. Оно ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации, развитию таких качеств, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, быстрота, сила, ловкость, гибкость, ориентировка в пространстве и во времени.

При написании технологии использовалась литература:

«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ»; О.Н. Моргунова, Метода Воронеж 2013;

«Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников» под ред. Р.А. Ереминой, Волгоград 2011;

«Планы -конспекты НОД с детьми 2-7 лет в ДОУ. Образовательная область «Физическая культура», О.Н. Моргунова. Метода Воронеж 2013

Просмотров: 1315
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Салова Мария Кузьминична. Игровые упражнения. Профилактика нарушения осанки.
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Использование степов для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Абзалова Эльвира Наилевна. Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь