Галина Леонова. Интегрированная НОД по развитию речи (обучение грамоте и рисование) в старшей группе Тема: «Пропала буква Р»

Интегрированная НОД по развитию речи (обучение грамоте и рисование) в старшей группе Тема: «Пропала буква Р»Леонова Галина Леонидовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 40 «Веселинка»

Программное содержание:

1.    Познакомить детей со звуком Р (Р*), буквой Р, р.
2.    Развивать умение выделять звуки в словах; устанавливать их место в слове. Активизировать устную речь детей: сделать предметом их внимания слово и предложение, учить интонационно произносить предложение в зависимости от знака в конце предложения.
3.    Учить составлять схему повествовательного, вопросительного и побудительного предложения, состоящую из трех слов.
4.    Формировать слоговое чтение, учить читать и составлять слоги и слова из букв и слогов разрезной азбуки.
5.    Способствовать развитию активной мыслительной деятельности. Формировать и совершенствовать целенаправленные и связные высказывания, точно употреблять слова, грамматически правильно строить предложения, говорить внятно, выразительно.
6.    Закрепить технику рисования «по-сырому», умение правильно пользоваться кистью при закрашивании части рисунка.
7.    Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Оборудование:  индивидуальные разрезные азбуки, конверт со слогами; наборное полотно большого размера, маркер,  белый лист бумаги размером А2; звуковое письмо; красочная коробка, в которой конверт с заданием, буква Р, альбомные листы, на которых изображены вагоны и локомотивы; предложения для магнитной доски: У мамы Саша. У мамы Саша? У мамы Саша! и схемы к ним. Кассета «Азбука для малышей» - «Без буквы  Р», музыка для релаксации. Акварельные краски, кисти, вода в стаканах, салфетки.


Ход занятия:
1.    Сообщение темы занятия (дети располагаются полукругом на ковре)
– Ребята, сегодня в детский сад почтальон принес письмо не простое, а звучащее. Оно из Простоквашино. Люди просят помощи, а я одна справиться и помочь им не могу. Может быть вместе с вами попробуем? Послушайте, пожалуйста (воспитатель включает магнитофон).
Дорогие ребята! В доме дяди Федора в Простоквашино жили разные буквы. И вдруг исчезла Р.  Каждая из них ежедневно занималась своей работой. Буква Р была необыкновенно спортивной. Перед тем, как отправиться на работу в первый класс, или в какой-нибудь компьютерный журнал, или в рекламное агенство, она всегда делала утреннюю зарядку: раскачивалась в разные стороны, приседала, подпрыгивала, сгибалась и разгибалась. И вот как-то раз буква Р так упражнялась, а в это время Шарик собирался на рыбалку и зашел в дом забрать червяков для наживки, которых хранил в морозильной камере. Но зачем-то свернул к шкафу, где прыгала буква Р, махнул случайно рыболовной удочкой, удочка качнула крючком, буква Р зацепилась за крючок и повисла на нем, дрыгая ножкой, совсем как червяк. Выпутаться она не сумела и поэтому вынуждена была отправиться на рыбалку вместе с Шариком. Буква Р  не вышла на работу и все переполошились.
- Может быть, букву Р съел тигр, чтобы громче рычать?- спрашивают.
- Или ее проглотил крокодил? Он ведь такой прожорливый и никогда не разбирает, что можно глотать, а что нельзя?
- А может быть, букву Р присвоили раки? Недаром они с утра все куда-то попрятались.
Но все эти предположения оказались неверными. Мы искали букву Р везде, но найти не смогли. Может,  она переехала жить в город, к вам? Помогите нам ее отыскать. Сообщите, если найдете.
Жители деревни Простоквашино.

- Ну что, ребята, в наших силах найти букву Р или нет?
Артикуляционная гимнастика.
– В поисках буквы нам обязательно понадобятся голос, язычок, губы. Давайте разомнемся: скажите вместе скороговорку: Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Дети говорят сначала медленно, потом быстрее; тихо и громко.
2.    Артикуляция звука Р
– Давайте сначала попробуем позвать букву. Для этого вы должны держать язык за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь! (упражнение повторяют несколько раз)
3.    Игра «Назови слово»
– Может быть,  буква появится, если мы ее в словах выделим голосом?
Нужно придумать слово со звуком Р, определить позицию звука в слове. Образец речи дает воспитатель: рррак. (рама, мотор, гора, марка, крышка, рука, паровоз, роза, гроза и др.)
5.        Работа над предложением
С одним из слов составить предложение из двух слов. Затем распространить его. (Началась гроза. Утром началась гроза. Утром началась сильная гроза.)
6.     Закрепление: точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения
– Дети, может быть буква  Р находится в словах этого предложения? (Дети читают поочередно на магнитной доске предложения и подбирают к нему схему)
У мамы Саша.
У мамы Саша?
У мамы Саша!
В соответствии с предложением воспитатель дает опорные рифмовки для правильной интонации: Точка: «Загораживает путь, предлагает отдохнуть». Вопросительный знак: «Вечно думая над смыслом изогнулся коромыслом». Восклицательный знак: «Бурным чувствам нет конца, пылкий нрав у молодца!»

- Чем похожи предложения?
- Чем отличаются?  Отгадайте загадку: Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения! (знаки .?!)

- Итак, ребята, в этих предложениях мы не нашли букву Р. Пойдем искать по группе.
7.         Анализ буквы Р.  На столе дети находят коробку. Воспитатель достает    букву Р. Прорисовывание буквы в воздухе.
8.      Рисование красками. Воспитатель из коробки достает локомотивы с вагончиками, в окошках которых сидят буквы: в вагонах буква Р, в локомотивах – А, О, У, Ы. Буквы уже написаны белой свечкой, но дети их не видят. Воспитатель достает из коробки листок с заданием и читает:
«Окошки в вагонах и локомотивах волшебные. Буква появится только после того, как вы закрасите окошко синей краской в технике «по-сырому»: сначала смочите окошко водой, а потом нанесите синюю краску» (дети выполняют задание под музыку для релаксации). После того как работа детьми выполнена, педагог читает дальше:
«присоединить локомотив к каждому вагону и прочитать слоги, которые получились, договорить их до целого слова».
•    Чтение слогов с договариванием до целого слова.
(Дети работают за столом)

- Ребята, при помощи техники рисования «по-сырому» мы нашли букву Р в вагонах и локомотивах. А давайте теперь найдем ее в разрезной азбуке.

9.    Индивидуальная работа с разрезными азбуками. (Дети работают за столами, у каждого разрезная азбука и конверт со слогами)
- А теперь, ребята, давайте научим букву Р находить свое место в словах и не теряться. 
Составление слов:
•    Из слогов: РОСА, РАМА, ШУРА, ЛАРА, МАРА.
•    Из букв: ШАР, СОР, СЫР.
Один ребенок  слово пишет у доски печатными словами на листе большим форматом.
- Это письмо мы отправим в деревню Простоквашино, пусть буква Р не теряется никогда!
12. Итоги занятия.
- С какой новой буквой мы познакомились?
- Как она выглядит?
- Какой звук обозначает?
- А еще мы научились с разной интонацией произносить предложение. От чего это зависит? (от знака в конце предложения)
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Как называется техника рисования, которой мы сегодня пользовались?
- Кому мы сегодня помогли? Я думаю, мы станем надежными помощниками жителям деревни Простоквашино. Если у них что-либо случится, мы всегда придем им на помощь.

Просмотров: 907
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Леонова Галина Леонидовна. Фронтальное занятие в подготовительной группе (1 период) Звуки [б-бь] и буква б. Продукты.
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».
  • Архипова Инна Петровна. Занятия по обучению грамоте Тема: Буква М. Звуки М — МЬ.
  • Терешкина Галина Григорьевна. Презентация по развитию речи «Буква А»
  • Гришина Елена Александровна.. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква П
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ШАГ ЗА ШАГОМ НЕ СПЕША, ИЗУЧАЕМ БУКВУ Ша!
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква «Х»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква И»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Светлана Шишкина. Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию фонетико-фонематических процессов Тема урока: Звуки «Н», «НЬ» и буква Н
  • Шамова Татьяна Викторовна. Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе. ТЕМА: Звук и буква «У»
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Песоцкая Наталья Юрьевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Шуть Олеся Сергеевна. Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Ирина Тетерева. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Рыжакова Елена Аркадьевна. Конспект занятия по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста тема «Звуки П,Пь и буква П»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Деникина Ирина Игоревна. Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э.
  • Мисник Мария Александровна. Конспект открытого занятия по АЗБУКОВЕДЕНИЮ на тему: «Звуки [х], [х']. Буква Х.»
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Солощук Ирина Борисовна. Конспект фронтального логопедического занятия подготови-тельной группы Тема: «Почта. Звук и буква Ч»
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь