Беставашвили Алла Владимировна. Роль режимных моментов в воспитании и обучении детей с ОВЗ

Роль режимных моментов в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
(Из опыта работы)
Соблюдение режима дня, правильное чередование различных видов деятельности и отдыха, пребывание в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствует полноценному развитию детей, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии, облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.
Рационально построенный и проводимый чётко режим обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей, которое в свою очередь, является существенным условием полноценного физического и психического развития.
Жизнь ребёнка в дошкольном учреждении начинается с утреннего приёма. В этот отрезок времени необходимо поддержать у детей хорошее настроение, желание находиться в коллективе. Чтобы ребёнок «вошёл» в общество сверстников, почувствовал себя в нём уверенно, необходимо чтобы он с первых дней пребывания в группе видел, как доброжелательно встречает педагог родителей и его самого, что воспитатель называет его так, как зовут самые близкие люди (Сашенька, Васенька и т.д.). При приёме детей интересуюсь состоянием ребёнка, как он спал, как прошёл вечер. Во время общения стараюсь создать у детей весёлое, радостное настроение, желание играть и заниматься в группе.
Бывает, что ребёнок тяжело расстаётся с родителями, к таким детям проявляю особое внимание. Отмечаю что-то в костюме ребёнка; спрашиваю его о том, что он видел по дороге в д./у; сообщаю, что его уже «ждёт» понравившаяся игрушка, что он нужен, чтобы полить растения или покормить рыбок. «Посмотрите, как рыбки обрадовались, что Маша пришла, ведь сегодня её очередь кормить рыбок».
Аккуратная одежда, причёска, приветливая улыбка, ласковый тон воспитателя, обращенный и к ребёнку лично, и ко всей группе, создаёт общий положительный настрой. Когда ребёнок не поддаётся на прямую ласку, попытку установить контакт, очень действенна эмоционально-шутливая манера общения: общение с игрушкой или другим ребёнком. Беру в руки мохнатого мишку и от его имени здороваюсь с ребёнком. «Миша, спроси у Коли, почему он такой грустный сегодня. Что случилось? Расскажи мне на ушко». Обычно ребёнок подходит ближе, а потом незаметно для себя включается в общение с педагогом и сверстниками. Игровые приёмы самые увлекательные для детей. Правила, облечённые в форму игры, увлекают детей, и они легко выполняют требуемое. Катя разбросала кукольную одежду по группе. Беру в руки куклу и говорю от её имени: « Ой, кто же разбросал мою одежду, ведь я такая аккуратная. Я сама никогда бы этого не сделала. Теперь моя одежда будет мятая, я буду выглядеть неопрятно». Катя понимает свою ошибку, собирает кукольную одежду, разглаживает её рукой, одевает куклу, играет с ней. Считаю необходимым всегда обосновать свои требования, объяснить ребёнку, почему надо складывать одежду аккуратно.
В нашей группе созданы все условия, обеспечивающие положительное эмоциональное состояние детей: атмосфера доверия, дружелюбия, наличие различных игрушек, сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр для поддержания двигательной активности. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием и после него, после дневного сна, до и после ужина. Выбор игры часто определяется игрушкой, на которой остановилось внимание малыша. Поэтому важно правильно расположить игрушки и игровые зоны. Правильный подбор игрового материала, удобное его расположение, даёт уверенность в том, что любимую куклу, машинку можно взять всегда, а это вызывает у ребёнка стремление проявить доброжелательность к товарищу, радость.
Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Большую роль в воспитании чувств детей играет эмоциональность режимных моментов. При обучении детей культурно-гигиеническим навыкам использую игровые приёмы, художественное слово.
-Дети, пора умываться!
- Зачем?
Ответ воспитателя: «Потому что так надо», конечно правильный, но он формальный. Совсем иначе звучит ответ: «Как зачем? Что бы щёчки горели, что бы глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Дети улыбаются, потешка оставляет след в их душе и потому способствует формированию положительного отношения к этому режимному моменту.
Когда ребёнок начинает понимать шутку, юмор, он воспринимает и такие слова: « Это же пальчик, а не пустышка!» и сразу же исправляется. Максим бегает по группе. « Что это за колобок тут катится? Сейчас я его съем!» Таким образом, не избыток замечаний, одёргиваний, а к месту сказанная шутка является лучшим помощником в работе с детьми. Я стараюсь в своей педагогической работе не использовать наказания, упрёки, так как считаю эти методы не эффективными. Предпочитаю использовать стремление детей быть хорошими. Ребёнку легко равняется на «образец», так как он видит и действует одновременно. Для поддержания хорошего настроения в группе, уверенности в своих силах, важно обращать внимание на хорошие поступки товарищей. «Какой Саша молодец! Он знает, что мы сейчас будем собираться на прогулку, и решил убирать игрушки. Умница!» Похвала вызывает улыбку у Саши, оживление у других детей, желание тоже сделать что-то хорошее, за что тебя похвалят. Дети постепенно начинают убирать игрушки. «И Катя, и Оля и т.д. тоже убирают игрушки. Нет у нас все дети хорошие!»
Приём параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания, наставления. Ребёнка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно ещё и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, содержать в порядке вещи, игрушки, беречь их и т.п. Показ в сочетании с эмоционально-окрашенным словом помогает понять, что от него хотят: «Делай, как я», «Поступай, как твой друг», «Посмотрите, как вы быстро оделись, как я». Эмоциональный контакт педагога и ребёнка, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создаёт необходимые условия для развития активности, уверенности, самостоятельности.
У детей со слабыми навыками самообслуживания могут возникнуть определённые трудности, что приводит к проявлению у него отрицательных эмоций, плохому настроению. Стараюсь прийти на помощь таким детям. У Ильи расстегнулась пуговица. «Ой, посмотри, какая непослушная пуговица у тебя на рукаве. Расстегнулась. Ай-ай-ай. Застегни ее, пожалуйста». Ребёнок стремится быть самостоятельным, старается, застёгивает пуговицу. «Молодец! Ты маленький, да удаленький». Похвала, выраженная поговоркой, несёт особую эмоциональную окраску.
Итак, мы видим, как велика роль режимных моментов в воспитании и обучении ребёнка. Использование шуток, пословиц, игровых приёмов в повседневной жизни создаёт определённый эмоциональный настрой в группе. Пословицы, сказанные к месту, эмоционально воспринимаются детьми, воспитывают у них добрые чувства, желание помочь друг другу, воздействуют на эстетические и моральные чувства. Они часто заменяют прямые формы нравственного воздействия.

Просмотров: 635
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Макаева Наталья Ипполитовна. Конспект интегрированной НОД в средней группе. Тема: «Как Зайка узнал, что такое зима.»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь