Полукарова Марина Викторовна. Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников

Особенности народной педагогики в воспитании дошкольниковОсобенности народной педагогики в воспитании дошкольников

М. В. Полукарова (педагог ГБОУ СОШ № 978 ЮАО г. Москвы)

Традиция является стержнем всей культуры, в основе которой лежит нравственность.

В русской традиции заключена народная мудрость, память предков, весь бесценный нравственный опыт народа, по нравственному воспитанию, передававшийся из поколения в поколение и дошедший до нашего времени.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры — были направлены в первую очередь на воспитание детей.

Причем как система воспитания традиция развивалась в соответствии с условиями жизни общества, так сравнивая и разбирая сказки видно, что многие из них менялись в зависимости от исторических условий. По мере изменений жизни общества, появлялись и новые сказочные сюжеты, которые отражали знания и представления об окружающем мире и отражали нравственные стороны развития народа.

Сказки, пословицы и поговорки формировали у детей основы нравственности, в них раскрывались нравственные нормы и базовые понятия морали, такие как: справедливость, совесть, сострадание, миролюбие, долг, честь и др.

В сказке добро всегда побеждало зло, герои жертвовали собой во имя людей и Родины. Многие сказочные сюжеты были посвящены и связаны с темами: труда, семьи (уважение и помощь родителям и младшим братьям и сестрам), друзьям, миру, Отчизне и т.д.

 

Кроме того, в живой образной и поэтической форме, у ребенка шло развитие речи, воображения.

Народные загадки — развивали наблюдательность, память и мышление. Уметь найти разгадку, подумать и дать правильный ответ, не так просто как кажется на первый взгляд. При этом шло и развитие творчества, ведь умение образно мыслить, наблюдения за явлениями природы и миром развивают сознание и способности. Ребенок, нашедший ответ, например, «между капустой и ста одежками» может составлять уже и собственные загадки.

Загадки создаются и сейчас, отражают элементы современной жизни и используются в процессе развития и воспитания дошкольников, например:

«По какому животному ходят люди и проезжают машины?». Ответ: Зебра.

«Из горячего колодца через нос водица льется» Ответ:

Чайник.

Одним из важных моментов воспитания и обучения в русских традициях, является раннее вовлечение детей в разные виды деятельности (игровую, творческую, трудовую).

Игры — как средство воспитания, являются наиболее эф-фективным моментом развития дошкольников.

С глубокой древности игры приучали детей к вступлению во взрослую жизнь. Любая игра — есть развитие человека. В основе игры лежит ситуация, в которой сталкиваются различные интересы (происходит борьба). Главное правило выражается крылатым выражением: «в споре выясняется истина». В игре заложен интерес, основанный на соревновании, в стремлении быть лучшим.

У детей есть характерная особенность отождествлять себя с героями сказок и любимыми литературными героями.

Это все связано с природными особенностями «живых» видов — «обезьянничать», т.е. подражать, копировать поведение своих родителей. В природе от этого напрямую зависит развитие и выживание видов. Отсюда, если детям с раннего возраста прививать правильные взгляды, образы, нравственные идеалы, развивая эти данные от природы особенности организма, эффект нравственного развития и воспитания будет впечатляющим.

Примеры игр: Разбор проступков отрицателънъос ска-зочных героев: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного, обманщика купца, жадного попа (из сказки А.С. Пушкина) и т.д. В основе лежит метод примера, который является как методом, так и средством воспитания. Этот метод очень действенен, и может применяться в форме создания разных игровых ситуаций.

Игра: «Цветик-семицветик» (по методике курса: Азбука нравственности»). Данная игра может проводиться (с адаптацией учета возраста) как в дошкольных учреждениях, так и начальной школе. Детям напоминается (читается пли рассказывается) сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Выставляется нарисованный на листе «Цветик-семицветик» (также, можно дать подобный «Цветик-семицветик из бумаги каждому ребенку) и ищу слагается «встать на место девочки Жени», проговорить н сказать свои нравственные желания (воспитатель их записывает на лепестках бумажного цветка). Задание воспитатель может конкретизировать: сказать желание для себя, для своих близких и родных, для друзей, для всех людей. После этого цветики-семицветики» собираются воспитателем.

Игра: «Золотая рыбка» (по методике курса: «Азбука }цшвственности»). «Представь себе: приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?»

Для создания особого настроения, и введения ребенка в роль или сказочную ситуацию, можно ввести такие элементы как: волшебная палочка, разыграть сценку с появлением золотой рыбки или просто вырезать рыбку и цветной бумаги или картона. Пусть рыбка «подплывает» к каждому и спрашивает, какие хорошие и добрые слова ребенок знает (эти слова воспитатель или его взрослый помощник фиксирует), низкое желание он хочет исполнить и для чего.

  • Заметим, что своеобразие методики в том, что дети выступа ют как бы в роли заказчика, а не исполнителя желаний — не

от них самих, а от рыбки зависит, исполнится или нет назван-ное желание или просьба.

Игра: «Сказка в нашем мире». Суть игры: в нашем мире появляется сказочный персонаж или существо, которое не знает о нем ничего, задает наивные простые вопросы по принципу: А что это такое?; А почему так? и т.п. Дети (игроки) отвечают на его вопросы. Выигрывает тот, кто наиболее просто и правильно ответил на предлагаемые вопросы. «Персонажем сказки» может быть сам воспитатель. Вопросы могут быть разными (в зависимости от поставленных задач, раскрытие внутреннего мира, расширение кругозора и т.п.). Примерные вопросы (в зависимости от возраста): А почему мальчик подобрал на дороге бумажку и бросил ее в корзину?; А почему люди садятся в железную штуку с рогами (троллейбус)?; А, что нужно делать перед едой? и т.п.

«В здоровом теле — здоровый дух» — гласит народная мудрость, так наши предки донесли до нас определение нравственного здоровья человека.

Нравственность — опора семьи и государства. Основой для этого является нравственное воспитание и развитие наших детей.

Просмотров: 774
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Романенко Кристина Евгеньевна. «Игра, как средство воспитания дошкольников»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Игумнова Надежда Владимировна. Семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников.
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Сологубова Мария Владимировна. Перспективный план развития воспитателя «Игры как средство экологического воспитания»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь