Коротун Лилия Олеговна. Игра как педагогическое средство воспитания личности

Игра как педагогическое средство воспитания личностиИгра как педагогическое средство воспитания личности

«Игра – путь детей к познанию,
в котором они живут и
который призваны изменять»
М. Горький

Игра – непременный спутник детства. Впервые мир предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках и в играх. Многие игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, удальству.

 

В старину собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в «ловишки», «салочки», «прятки», состязались в удали. Популярными и особенно любимыми были такие игры, как «горелки», «русская лапта», «жмурки», «городки», в которых успех играющих зависел, прежде всего, от ловкости игроков. Зимой развлечения носили иной характер: устраивали катание с гор, играли в снежки. В разных областях России названия игр и правила были различны, но общим для всех являлось стремление выиграть, одержать победу.

Народные игры оказывали большое влияние на воспитание характера, воли, на развитие ума и нравственных чувств, физически укрепляли детей, создавали определённый духовный настрой.

На протяжении десятилетий игры видоизменялись. На основе народных игр стали возникать новые игры. Знакомясь с современными играми замечаешь, как социальные условия влияют на содержание игр. В недалёком прошлом игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. В настоящее время игры направлены на достижение успеха в жизни, получение какой-то прибыли (в денежном или в ином выражении). Как следствие, дети стали более агрессивными. Поэтому цель педагога направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать ближнему, терпимость к другим точкам зрения.

Наблюдая за игрой детей можно заметить, что не все умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Научить детей играть – значит научить жить в обществе. Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей, пробует себя в различных социальных ролях. Таким образом, для педагога игра выходит на новый высокий уровень как педагогическое средство воспитания личности.

Существуют различные виды детских игр: физические и психологические игры, интеллектуально-творческие игры, социальные игры, комплексные игры. В процессе участия в таких играх дети узнают много нового, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся спасателями, изобретателями, рыболовами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им пригодиться во взрослой жизни. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребёнка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и общежития. Моделирование взрослой жизни в играх развивает у сегодняшних детей гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Таким образом, игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

  • помогает детям обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм
  • обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию
  • воспитывает ответственность, дисциплинированность, что способствует развитию самоорганизации.

Модель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психологических процессов у ребёнка, а главное, иметь свою воспитательную цель. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Поэтому, игровой замысел представляется мне такой игровой ситуацией, которую ребёнок воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагают ребёнку, чтобы игра состоялась. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Оно же и даёт наибольшее удовольствие. Для осуществления игрового замысла огромное значение имеет и подбор игрового материала, который также побуждает ребёнка к игре.

Процесс игры включает:

а) выбор роли;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое использование предметов, т.е. замещение реальных вещей

условными (игровыми);

г) реальное отношение между играющими;

д) сюжет;

е) активное участие в подготовке мероприятия.

Для того чтобы игра стала интересной для каждого из детей считаю, что следует стать её непосредственным участником вовлекая их в совместную деятельность, стать как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время, организуя игру направлять её, помогая игрокам преодолевать затруднения. Следует так же одобрять в процессе игры хорошие поступки детей, их достижения, поощрять соблюдения правил и отмечать ошибки некоторых детей. Каждая игра имеет обязательные для всех правила, регулирующие поведение детей, ограничивая их импульсивность. Если правила поведения декларируемые педагогом вне игры обычно плохо усваиваются, то во время игры это происходит плавно и вполне естественно входит в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой педагог и коллектив сверстников побуждают ребёнка к соблюдению правил, т.е. сознательному управлению своими действиями, что является практическим освоением нравственных норм. Правила становятся как бы нормой поведения в группе и приносят свой социальный опыт. Благодаря тому, что игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо её провести. Поэтому предварительно подготавливаю необходимый игровой материал, продумываю психологические особенности игры и её воспитательное значение. Мысленно представляю весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, как предотвратить возможные затруднения. Большое психологическое значение имеет тематически-правильное оформление места проведения игр. А успешное проведение игр обеспечивается использованием атрибутики. Атрибутика подбирается различная в зависимости от тематики игры.

Почти в каждом детском коллективе есть такие типы детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе и игровой, и соответственно требуют разного подхода. Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в неё. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других и заняты только демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила сдерживающие их спонтанную активность: дождаться своей очереди, двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры стараюсь показать таким детям важность соблюдения этих правил, чтобы способствовать их самоорганизации. Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряжённо, но с интересом наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, ребёнок постепенно «заражается» от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время сам начинает проявлять инициативу. Таких детей стоит неоднократно поддерживать и одобрять за их действия. Таким образом, разные дети требуют различных воздействий со стороны педагога. Но не стоит насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет. Принуждением можно отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Игра должна представлять собой совместную деятельность детей и взрослых.

Правила общения, вырабатываемые в игроках, влияют на характер взаимоотношений участников. Так, например, в некоторых играх все действуют одновременно и одинаково, что сближает, объединяет и учит доброжелательному партнёрству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это даёт возможность ребёнку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, игры, в которых ключевая роль выполняется по очереди, что способствует формированию ответственности, приучает радоваться успеху партнёра по игре. Игры без назидательности и навязывания воли взрослого приучают детей к организованности, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Но всё это становиться возможным только в том случае, если игра активно принимается детьми и становится их собственной игрой. Доказательство того, что игра принята, являются просьбы детей повторить её, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном её проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, то сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Самым эффективным средством в работе с детьми является доброжелательность. И это средство всегда должно быть в руках педагога. Нужно суметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-нибудь неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением, свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от педагога артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Игра – прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему ограничения и запреты, становясь универсальным полигоном подготовки к взрослой жизни и педагогическим средством воспитания личности.

Библиография.

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры», М. 1991г.
  2. Коротков И.М. «Подвижные игры детей», М. 1997г.
  3. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», М. 1986г.
  4. Научно – методический журнал «Воспитание школьника», М. №2, 2002г.,

№9 2001г.

  1. Коротун Лилия Олеговна
  2. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
  3. Педагог дополнительного образования
  4. г. Балаково, Саратовской области
Просмотров: 382
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Крутакова Валентина Васильевна. Игра – викторина «Зимние загадки» (по аналогу игры «Поле чудес») для дошкольников.
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Михелева Надежда Сергеевна. Русские народные игры для детей
  • Родоченко Наталья Григорьевна. Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
  • Камашева Нафиса Имамовна. Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Наталья Дорошкевич. Подвижные игры детей.
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Ганиева Ралия Рамильевна. Роль игры в воспитании детей
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь