Регрессия

– 1. вообще – возвращение назад, движение вспять, отступление (в противоположность прогрессу). Например, возврат в трудных или определённых социальных ситуациях к таким формами поведения, как безответственность, зависимость от других людей, бегство в мир фантазий.

Например, главный редактор радио «Эхо-Москвы», как бы оправдываясь перед критически настроенными слушателями, утверждает, что «журналистика – профессия безответственная». Этот товарищ не говорит, правда, что безнравственными являются профессии врача, учителя, воспитателя или что мораль пора бы вытравить и их этих люлей. Он явно лукавит, лукаво не уточняя, перед кем именно журналисты (или может быть только он один) чувствуют свою безответственность. Скорее всего, что не перед аудиторией но вовсе не перед теми, кто их (или его) финансирует. И политика, как часто повторяют и даже считают аксиомой говорят, это «грязное дело», что-то вроде сродни древнейшей профессии. В действительности речь следовало бы вести в подобных случаях о профессиональной деформации личности, снижении уровня её функционирования на ту ступень, на которой профессиональная деятельность воспринимается как отвечающая личным качествам павшего ангела, либо об изначальном нравственном дефиците. В конце концов имморализм – это не отсутствие морали, а специфическая, антисоциальная разновидность нравственности;

2. возвращение к более ранней (более примитивной, детской) модели поведения, при этом не обязательно, чтобы индивид ранее демонстрировал такое поведение. Например, если ребёнок в 12 лет сосёт палец, это не значит, что он это делал будучи младенцем (в протипоставление ретрорегрессии). Коннотация рецидива при этом присутствует, так как понятие о регрессии не относится к примитивным моделям поведения, которые никогда ранее не утрачивались;

3. в психоанализе – а) представление о том, что стресс или тревога заставляют индивида бежать от действительности в более инфантильное состояние, к более раннему состоянию или образу действия. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием точек фиксации, то есть сохранившимися в качестве альтернативных более ранних паттернов поведения. Существуют сомнения в том, что регрессия выполняет функцию защиты от тревоги, поскольку индивид возвращается к той тревоге, которую он испытывал в той стадии, на которую он регрессировал. б) в более специальном значении – защитный процесс, при помощи которого субъект избегает или пытается избежать тревогу путём частичного или полного возврата на раннюю стадию либидного и Эго развития, когда, как, повидимому считается, он чувствовал себя в полной безопасности. Сублимации также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным прототипам реагирования. Так, рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в вуайеризм или естественное желание обладать чем-то полезным трансформируется в жадность. По поводу ценности терапевтической регрессии существуют сомнения. С одной стороны, утверждается, что это может обеспечить аналитику доступ к ранним фазам и уровням развития и способствовать перестройке личности по новому образцу. С другой стороны, что также утверждается, это может создать необратимую зависимость от аналитика и противодействовать вербализации и сублимации инфантильных тенденций; в) понятие регрессии используется также в теории сновидений, согласно которой психическая энергия, которая в состоянии бодрствования обеспечивает мускулатуру способностью к деятельности, в силу свойственному сну торможению высших функций регрессирует к органам чувств и тем самым вызывает галлюцинации;

4. в когнитивистике – временный возврат к более ранней форме мышления, чтобы сызнова начать изучать, как именно преодолеть новую степень сложности, поскольку прежний опыт этому помочь не в состоянии. Рассматривается в целом как этап прогрессивного когнитивного развития;

5. в статистике – отношение между отобранными значениями одной переменной («х») и наблюдаемыми значениями второй парной переменной («у»), позволяющее предсказать значение второй для любого значения («х»);

6. в генетике – закон регрессии потомков;

7. в чтении – любое движение глаза по уже прочитанному материалу;

8. в исследованиях обусловливания – повторное возникновение приобретённой ранее реакции, чаще наблюдается при отрицательном подкреплении доминирующей реакции.

Просмотров: 861
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь