Ковалёва концепция психического дизонтогенеза

(лат.dis, греч.dys - приставка, означает разделение, отделение, отрицание; ontos - сущее, genesis – развитие, происхождение) - психический компонент общего дизонтогенеза (Ковалёв, 1979). Основные типы психического дизонтогенеза, согласно теоии В.В.Ковалёва, таковы: 1. ретардация (лат. retardo - задерживать) – задержка или замедление развития всех сторон или отдельных компонентов психической активности (например, умственная отсталость, задержка развития речи, задержка развития навыков опрятности, школьных навыков, а также инфантилизм и ювенилизм); 2. асинхрония (а греч. synchronos - одновременный) - диспропорциональное психическое развитие с нормальным или ускоренным формированием одних психологических функций и отставанием в сроках становления других (например, атипичная олигофрения, при которой задержка умственного развития сочетается с нормальным или ускоренным развитием речи); 3. акселерация (лат. acseleratio – ускорение) – ускоренное развитие психологических функций, в первую очередь самоосознавания, интеллекта, речи. Описаны случаи, когда речь со взрослыми её оборотами появлялась у детей 8-10 месяцев и даже ранее. 4. искажение развития – такие отклонения в развитии психологических функций, при которых последние приобретают качественные отличия от свойственных нормальным детям, как это наблюдается, например, при раннем детском аутизме; 5. дисфункция созревания - отклонение в развитии, связанное с сочетанным влиянием морфофункциональной незрелости мозга и неблагоприятных факторов социальной среды обитания. В числе основных причин психического дизонтогенеза рассматриваются конституциональные и/или генетические факторы, пре-, интра- и ранние постнатальные повреждения головного мозга различной этиологии, неблагоприятные социальные условия (неблагополучные внутрисемейные отношения, эмоциональная и интеллектуальная депривация, стрессы, жестокое обращение с детьми, воспитательно-педагогические упущения), врождёные или рано приобретённые дефекты органов чувств (в основном, это касается зрения и слуха). Психическое развитие может быть нарушено и под влиянием психиатрических заболеваний (шизофрении, эпилепсии, депрессии и т.д.). В этом случае оно нередко дополняется симптоматикой психической регрессии, явлениями нарастающего психического дефицита и некоторыми продуктивными психопатологическими симптомами. Указанные клинические разграничения носят достаточно относительный, несколько отвлечённый характер, в каждом конкретном случае нарушения развития могут быть представлены разные его типы в той или иной их пропорции, равно как и различные факторы психического дизонтогенеза. Психический дизонтогенез, указывает В.В.Ковалёв, имеет существенное значение в развитии, динамике и прогнозе течения психической патологии у детей и подростков, в том числе и в симптомообразовании.

Просмотров: 2999
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F84" Общие расстройства психологического (психического) развития
  • F8 Расстройства психологического (психического) развития
  • F80 — F89 Расстройства психологического (психического) развития
  • F83 Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
  • АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Амплификация психического развития
  • Асинхронии психического развития
  • бласть (сфера) психического развития
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Диагностика психического развития
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Задержка психического развития
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
  • Задержка развития
  • ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ОЛИГОФРЕНИЯ
  • ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ
  • КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Периодизация психического развития
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Сенситивные периоды психического развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь