ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫЕ

– практическая область акмеологии, в которой раскрываются способы, механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности, культуры субъекта деятельности как профессионала в процессе обучения, развития, деятельности. Отмечается целевая направленность Т.г. Она не только отражает общественные (социокультурные), личностные, деятельностные проблемы, но и характеризует способы их разрешения в виде определенного набора процедур и операций. В этой связи: 1) Т. г. изучаются и применяются в качестве процесса, науки, образования, стороны общественных отношений, способа (вида, момента) деятельности субъекта; 2) Т. г. рассматривается как средство практического и творческого достижения поставленных целей. 3) «творческое» в Т. г. выражает этимологию феномена «технология»: «искусство», «мастерство»; 4) Определенный «момент», «способ», «прием» Т. г. имеет содержание и форму конкретной техники. Подобная гуманитарная техника применяется как «сила воздействия», характеризуется как «манера», используется как «контроль» (ситуации, поступков, состояний); 5) При разработке Т. г. используется акмеологическое знание технологизированное по критериям, соотносимым с сущностными проекциями субъекта деятельности как индивида, индивидуальности, личности и профессионала.

Имея акмеологическую основу, Т. г. включают комплекс социальных, естественнонаучных и гуманитарных знаний и способны наиболее полно раскрыть «синтезирующую духовность» личности (Н.А.Бердяев). Психологический (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты Т. г. позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности государственных служащих. Социально-психологический, педагогический, управленческий, этический – коммуникативную и профессиональную культуру делового и межличностного общения, взаимодействия субъекта. Экологический, правовой, социологический аспекты – социальную и морально-нравственную нормативность.

Структуру Т. г. представляет матрица, на базе которой разрабатываются любые виды Т. г.: цель и задачи; методологическая основа; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение.

Виды Т. г.:

– Т. г. самопознания – способы, механизмы сознательного выявления индивидом своих потенциальных возможностей и реальных (сформированных, наличных) знаний, способностей как субъекта профессиональной деятельности. Т. г. самопознания индивида, его сильных и слабых сторон предполагает развитие такой способности как способность на уровне высокой психологической культуры, включающей навыки самоанализа, самооценки, рефлексии, интроспекции. Освоение Т. г. самопознания позволяет субъекту: познать природные индивидуально-психологические особенности, изменять и влиять на них; адекватно реагировать на изменение определенных личностных проявлений в процессе развития и деятельности; регулировать свой предел допустимых (недопустимых) психофизиологических нагрузок; защищать себя от накопления негативных психофизиологических состояний; наилучшим образом мотивировать достижение своей желаемой цели; в полной мере реализовать свои имеющиеся возможности;

– Т. г. саморазвития – отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранить и развить свою индивидуальность (Я-самость). Цель, направление, средства изменения и развития определяются самим субъектом на основе процесса его самопознания с учетом возможных альтернатив наиболее благоприятного развития в конкретных условиях жизни и деятельности. Освоение Т. г. саморазвития целесообразно лишь в том случае, если у индивида на нее сформировался осознанный запрос, поскольку задачи саморазвития под силу ставить лишь тем, кто сознательно использует средства самосовершенствования, зная свои сильные и слабые стороны, расширяя пределы имеющихся знаний, умений, навыков, способностей, опыта. Освоение Т. г. саморазвития позволяет субъекту выработать новые, альтернативные способы поведения и действий в достижении поставленных целей с учетом новых условий среды;

– Т. г. самореализации составляет основу Я-концепции субъекта профессиональной деятельности, раскрывая потенциал личности посредством ранее реализованных способностей. Реализованные способности являются технологическими, поскольку они востребованы, а их применение свидетельствует о наличии у субъекта конкретных умений и навыков. Т. г. самореализации позволяет субъекту реализовать внутренние и внешние модальности его «Я» посредством специальных техник программирования, саморегуляции, самоутверждения, инвентаризации. Владение техникой инвентаризации развивает способность субъекта к адекватной самооценке знаний, качеств, способностей, умений, навыков, привычек, ценностных ориентаций, стереотипов. Подобная способность значительно повышает возможности адаптации, продуктивности деятельности, обеспечивает адекватность поведения в нестандартных, пограничных и экстремальных ситуациях. Техника самопрограммирования включает развитие навыков аутогенной тренировки, овладение методами психогигиены. Способность субъекта к самоорганизации является показателем его культурно-профессиональной зрелости, позволяет не только познать себя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, но и реализовать лучшие возможности по отношению к себе, окружающим, обществу в целом. Данная способность является интегральной совокупностью природных, социальных и технологических свойств индивида, воплощенная в осознаваемые усилия воли, интеллекта, мотивы поведения и реализуемая в деятельности конкретными умениями и навыками. Техника саморегуляции развивает навыки индивида самостоятельно регулировать, контролировать и корректировать свои психические процессы и состояния, поведение, мотивы, побуждения. Она также совершенствует духовность субъекта, поддерживает его социальное, профессиональное, нравственное, психофизиологическое здоровье. Развитие технологической способности субъекта к саморегуляции соотносится с глубиной самосознания, адекватностью и устойчивостью его самооценки, позволяя продвинуться от Я-реального к Я-идеальному. Техника самоутверждения направлена на претворение целей, позиций, мировоззренческих идеалов, достижение и реализацию профессионального акме субъекта. Развитие технологической способности к самоутверждению есть путь самовыражения, выбор собственной позиции, особенно в проблемных ситуациях. Таким образом, техники инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения как своеобразные субъективные рычаги личностного и профессионального роста индивида, согласно его Я-концепции, развивают соответствующие технологические способности, необходимые ему в профессиональной деятельности и как субъекту Т.г. самопознания, саморазвития и самореализации.

Просмотров: 998
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Деградация субъекта
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Имидж субъекта общения
  • информационная основа профессиональной деятельности
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Область профессиональной деятельности
  • Обязанности субъекта труда
  • ОПЕРАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАГИРУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста
  • психологический анализ профессиональной деятельности
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • Состояния сомневающегося и несомневающегося субъекта
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТА ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  • СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Экспериментальный план изучения одного субъекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь