УОТСОН

(Watson) Джон Бродес (1878— 1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Специалист в области психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, психотерапии. Образование получил в Колледж Фурмана (бакалавр, 1900) и Чикагском ун-те (д-р, 1903). Профессиональную деятельность начал в качестве ассистента по психологии Чикагского ун-та (1903—1904), затем преподавателя (1904-1908). В 1908 г. получил приглашение Дж Болдуина занять должность профессора в ун-те Джона Хопкинса и возглавить лабораторию сравнительной психологии. В 1909 г. в связи с отставкой Дж. Болдуина У. занял его место декана фак-та психологии и редакторские должности в нескольких психологических журналах (1909-1920). В 1915 г. У. Был избран Президентом АРА. В этот период его окружала группа сотрудников (в том числе, Г.С. Дженнингс, К. Лэшли, Найт Данлел, Адольф Мейер и др.), которые, как и У., критически относились к господствующему методу интроспекции, как основному источнику фактов. Особенно остро этот конфликт выглядел в области психологии животных. Поскольку суть психологии сводилась к изучению сознания непосредственно через интроспекцию, психология животных занимала второстепенное положение по сравнению с экспериментальной психологией человека. При этом практическое применение интроспективной психологии было неясным, неопределенным. Преодолевая подобное положение, У. выдвинул альтернативную стратегию, которая переориентировала психологию так, что работе с животными стало уделяться первостепенное внимание с соответствующими практическими последствиями. Начал У. с публикации в 1913 г. статьи Psychology as the behaviorist sees It (Психология с точки зрения бихеви-ориста) в журнале Psychological Review, которая стала своеобразным манифестом нового направления. С этого момента психологи США стали постепенно определять себя как сторонников или противников новой теории. В следующем году У. публикует книгу Behavior: An introduction to comparative psychology, 1914 (Поведение: введение в сравнительную психологию), в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.). Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Новый подход намечал перспективу раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом предсказание и управление . У. пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания также мало нужны психологу как и физику, химику и т.д. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой, подобной другим естественнонаучным дисциплинам. По его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его, также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула У., воспринятая бихевиоризмом: стимул-реакция (S—R). Из этого следовало, что процессы, которые происходят между составляющими этой формулы (как физиологические, так и психические) психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, У. заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению У., управлять. Он провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные рефлексы, связанные с эмоциями. Например, громкий звук, вызывающий чувство страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Так У. стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ У. широкую популярность. В 1924 г. он публикует книгу Behaviorism, в которой, в частности, описывает принципы бихевиоральной терапии и постулирует преобладание воспитания над природой. В 1928 г. вместе с Розалией Рейнер публикует свою знаменитую книгу о воспитании детей The Psychological care of infant and child, которая широко разошлась среди родителей, стремящихся к научному подходу в воспитании. Процесс воспитания он рассматривал как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Чтобы в полной мере оценить влияние уотсоновского бихевиоризма, следует выявить его основные свойства (постулаты): 1) наблюдение за поведением вместо интроспекции; 2)прогнозирование и контроль , а не теоретическое осмысление; 3) избегание терминов сознание и сознательность ; 4) атомистический взгляд (стимул—реакция) на поведение. Вокруг бихевиоризма велись яростные дебаты и споры во всех гуманистических науках. И уже в 20-х гг. наследники бихевиоризма принимали не все постулаты У. Толмен принимал лишь положение (1). Кларк Халл и его последователи в 1930-х гг. принимали постулаты (1) и (4). Скиннер в качестве цели принимал положение (2), развивая собственную неатомистическую версию бихевиоризма. Современная когнитивная психология, утверждающая, что она отвергла бихевиоризм, тем не менее в большинстве случаев продолжает сохранять бихевиористский атомизм (положение 4). Бреши заполняются теоретическими понятиями ментальности (память, внимание и т.п.), но при этом эксперименты концентрируются вокруг наблюдаемых причин и результатов, т.е. отказ от уотсоновского табу на интроспективные методы оказался недолговечным. Труды У. в рус. пер.: Наследственность , М., 1913; Психология как наука о поведении, М.—Л., 1926; Психологический уход за ребенком, М., 1930. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская.

Просмотров: 925
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • влияние (в психологии)
  • Возникновение психологии как науки
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • Методы психологии
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Национальный колледж профессиональной психологии
  • Нозоцентрический подход в психологии
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • принципы психологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Решающие эксперименты в психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Экологический подход в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь