ТЕРСТОУН

(Thurstone) Луис Леон (1887—1955)— американский психолог шведского происхождения, специалист в области психофизики, методологии психологии, психометрики, многофакторного анализа. Президент АРА (1932). Один из основателей и президент Психометрического общества (1936), основатель журнала Psychometrica. Свыше 24 лет был издателем American Council on Educational Psychological Examenations, соредактор Journal of Social Psychology. Первоначальное образование получил в Кор-нелльском ун-те, где изучал электронику (бакалавр, 1912), после чего, в 1912 г., работал в качестве ассистента Т. Эдисона в его лаборатории в г. Ост-Орандж. Эдисон пригласил Т., оценив его изобретательский талант: Т. изобрел метод озвучивания кинофильмов, новую конструкцию киокамеры и проектора, который устранял мелькание. Одновременно Т. преподавал начертательную геометрию в Инженерном колледже Миннесотского ун-та (1912— 1914), где благодаря Г. Вудро и Д.Б. Майе-ру познакомился с психологией и заинтересовался проблемой научения. В 1914 г. приступил к изучению психологии в Чикагском ун-те (д-р, 1917), после окончания которого работал в Технологическом ин-те Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением (ассистент, затем — профессор психологии и декан /1917—1923/). В 1923 г. Т. работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924 г. возвратился в Чикагский ун-т в качестве ассоциированного профессора психологии, с 1927 г. он— полный профессор. Здесь создал психометрическую лабораторию. С 1952 по 1955 г. — директор психометрической лаборатории Северо-Каролинского ун-та (позднее названной в его честь). Критически относясь к существовавшей психометрической теории и тривиальности основных психофизических научных исследований, Т. разработал теорию и методы шкалирования психологического континуума, для которых не требовались соответствующие им физические измерения (как, например, отношение к преступности, религии, кинематографу, курению и т.п.). Он утверждал, что вариативность (или дисперсия результатов тестов) сообщает единство психологическим измерениям. Теория, методы и закон сравнительных суждений, основанный на модели дискриминационной дисперсии, были опубликованы в ряде статей в 1927— 1934 гг. Применив матричную алгебру к результатам, полученным методом триад, Т. с коллегами расширил свою работу, обратившись к многомерному шкалированию. Одним из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний — шкалы типа тер-стоуновских. Однако, несмотря на то, что шкалирование Т. сыграло в свое время влиятельную роль, став основой теории обнаружения сигнала, сегодня им пользуются редко, т.к. считается, что его методы трудоемки и непрактичны. Вторым открытием Т. был его метод многофакторного анализа. Отталкиваясь от факторно-аналитических исследований Ч. Спирмена и Р. Кеттела в области интеллекта, он предложил свой вариант многомерного факторного анализа, над которым работал с 1929 по 1932 г. Это открытие стало основной темой ежегодной президентской речи в АРА, которая была опубликована два года спустя в Psychological Review. В этой работе Т. пересмотрел концепцию единого g-фактора интеллекта Спирмена, расценив его как особый случай в собственной концепции многофакторного анализа. Он отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений вклада единого общего фактора, в силу чего у него появилась возможность выявлять несколько групповых факторов, в частности при исследовании интеллекта в этом качестве выступили: особенности восприятия, пространственные способности, вербальные способности (Vectors of mind: multiple-factor analysis for the isolation of primary traits. Chicago, 1935; Primary mental abilities. 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия (A factorial study of perception// Psychometric Monogr. 1944, 7). Вместе с сотрудниками им было создано около 30 шкал для изучения различных социальных установок — измерение отношений к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям и т.п. (The measurement of attitude. Chicago, 1929 (совм. с Chave E.J.); The measurement of values. Chicago, 1959. Несмотря на шквал критики, которым был встречен многофакторный подход, он стал важной основой психометрических исследований во второй половине XX века. Основные труды Т.: The nature of intelligence, N.Y., 1924; Multiple-factor analysis, Chicago, 1947; Creative talent // (Ed.) Thursone L.L. Applications of psychology. N.Y., 1952; An analitical method for simple structure, 1954; A method of factoring without communnalities, 1955. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Просмотров: 1139
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • биографические методы (в психологии)
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • Методы анализа
  • Методы анализа речевых переговоров пилотов
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы анализа экспертных оценок
  • Методы билингвистических исследований
  • МЕТОДЫ БИЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы многомерного анализа
  • МЕТОДЫ МНОГОМЕРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • Методы многомерного статистического анализа
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы психологии
  • Методы социолингвистических исследований
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Экспертные методы анализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь