СМИРНОВ

Анатолий Александрович (1894—1980)— российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 — д. чл. АПН СССР. Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950—1964), и.о. вице-президента АПН РСФСР (1958— 1959). Президент ОП СССР (1957—1963). В 1955-1958 и 1965-1980 гг. -гл. ред. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 г. работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921—1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927—1930 гг. — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 г. снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 г. защитил там докт. дис. Психология запоминания; с 1945 по 1973 г. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретичес-ких работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям (Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, 1975). В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка (Проблемы психологии памяти. 1966; Развитие памяти/Психологичес-кая наука в СССР, т.1, 1959 /под ред. С; Возрастные и индивидуальные различия памяти, М., 1967; Развитие логической памяти у детей, М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) (Психология ребенка и подростка , 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду (Психология профессий , М., 1927; Вопросы психологии обучения труду в школе/под ред. С, 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он — инициатор создания серии Основы психологии и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в Избранных психологических трудах , 1-2, М., 1987. А.А. Никольская

Просмотров: 923
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • научные течения в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • условия (в психологии)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь