КОЛОМИНСКИЙ

Яков Львович (р. 1934) — белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1981), профессор (1982). Д. чл. Белорусской академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь (РБ). Гл. ред. журнала Психология (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический фак-т Минского государственного педагогического ин-та им. A.M. Горького (1951 — 1955). Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская обл., 1955—1958), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958— 1960). В I960 поступил в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под руководством Л.И. Божович в 1963 г. защитил канд. дис. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе, где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического ун-та. В 1980 г. защитил докт. дис: Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности. Экспериментальные и теоретические исследования вел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как парадокс осознания, сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия:социально-психологическая рефлексия (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); социально-психологическая перцепция (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); социометрические установки личности (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как социально-психологическая наблюдательность , важную для деятельности в системе человек-человек, разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Основные научные труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, Минск, 1969); Учитель и детский коллектив , Минск, 1975, в соавт.; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), Минск, 1976, 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, Минск, 1984; Социальная психология школьного класса, Минск, 1997; Социальная педагогическая психология, СПб, 1999, в соавт.; Психология детей шестилетнего возраста, Минск, 1999, в соавт. и др. С. А. Игумнов

Просмотров: 1286
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащих
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (ИСПО)
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИНДЕКС КОНФЛИКТНОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  • Культура взаимоотношений военнослужащих
  • Методика исследования нормативных предпочтений в группе. О. И. Комисарова
  • Мясищева теория психологии отношений
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Проблемы взаимоотношений
  • ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МКБ 313.3)
  • Психология гендерных отношений
  • Психология личности
  • ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
  • Самоопределение личности в группе
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Терапия в малых группах
  • Типы семей (по качеству взаимоотношений)
  • Фазы развития взаимоотношений в психотерапевтической группе
  • Факторы социальной психологии
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь