ФРОММ

(Fromm) Эрих (1900-1980) -американский психолог и философ немецкого происхождения. Один из лидеров неофрейдизма, автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии. Образование получил в Гейдельбергском ун-те (д-р социологии, 1922). Диплом профессионального психолога получил в 1952 г. Чл. Нью-Йоркской АН и Вашингтонской школы психиатрии (с 1940). С 1951 г. — профессор университета в Мехико; помощник профессора по психологии Нью-Йоркского ун-та (1962—1976). Редактировал ряд психоаналитических журналов. Награжден Дортмундской премией Нелли Сакс (1979); Франкфуртской медалью Гете (1981, посмертно). Профессиональную деятельность начал в конце 1920-х гг. после специальной психоаналитической подготовки. В 1930 г. начал работать в Берлинском психоаналитическом ин-те. В этом же году стал сотрудничать с Институтом социальных исследований (Франкфурт, Нью-Йорк). Примкнув к Франкфуртской школе, тем не менее разработал свою теорию аналитической социальной психологии, которую обычно рассматривают как попытку соединить психоанализ и марксистскую социологию. Особое внимание в этой теории Ф. уделял не отдельной личности, а ее участию в социальном процессе. Последующие попытки понять социальные процессы, изучая общественное бессознательное, привели его к новой формулировке теории психоанализа, развитию новой теории социальной психологии и социальной характерологии. Основой социального характера, по мнению Ф., выступает страх. Типы социального характера (накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный) соответствуют типам самоотчуждения человека. Исследуя развитие личности в социальной среде, в качестве движущих сил этого развития Ф. выделяет две врожденные бессознательные потребности: в идентичности, которая проявляется в стремлении чувствовать свою уникальность и неповторимость, и в корнях — потребность принадлежать к социуму. При реализации эти потребности порождают личностные конфликты. В книге Бегство от свободы (Escape from freedom, N.Y., 1941; в рус. пер.: М., 1990) Ф. показывает, что стремление человека примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т.к все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления (человек приобретает не свободу от чего-то, а свободу для чего-то, например для жизни с любимыми людьми). Анализируя стремление к бегству от свободы, которое наблюдалось и в 1930-е гг. в Германии (авторитарный социальный характер), и в 1940-е гг. (рыночный характер), и позже в 1960-е гг. в Мексике (некрофи-лический социальный характер), Ф. пришел к выводу, что свобода слишком трудна для человека. Этим он объяснял появление фашизма в Германии, прорыв к власти хунты в Мексике, недостатки социализма в СССР, который, с его точки зрения, тоже лишал людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, и в то же время стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным выходом, который может помочь человеку примирить эти две противоположные потребности, является, по мнению Ф., любовь в самом широком понимании этого слова (Искусство любить/ТЬе Art of Loving. L., 1964/). Реализуя эту идею, Ф. разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Люди в гуманистическом подходе Ф. рассматривались не как вещи, которыми манипулируют, а как открытые живые системы, в равной мере подверженные влиянию как бессознательного, так и общественного. Задумываясь над способами осуществления такого общества, Ф. пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — способ быть и способ иметь (Иметь или быть, в рус. пер. 1986, 1990). Именно люди, живущие по принципу быть, и помогут, по мнению Ф., осуществиться новому социальному обществу. Ф. также автор трудов: Psychoanalysis and religion, N.Y., 1950; The sane society, N.Y., 1965; Man for himself, L., 1967; The revolution of hope. Toward a humanized technology, N.Y., 1968; The Crisis of psychoanalysis, 1973; The Anatomy of human destructiveness, 1974 и др. В рус. пер.: Психоанализ и религия /в кн. Сумерки богов, М., 1989; Душа человека, М., 1992; Анатомия человеческой деструктивности, М., 1994. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Просмотров: 985
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Беседа как жанр аналитической журналистики
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Возникновение психологии как науки
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • История развития социальной работы
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Стратегии социальной адаптации личности
  • Стремление к социальной идентичности
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Факторы социальной психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь