БАШЛЯР

(Bachelard) Гастон (1884-1962) — французский философ, психолог и методолог науки. Основоположник неорационализма как философского течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания. Специального философского образования Б. не получил и большую часть жизни провел в провинции. В 1912 г. получил степень лиценциата по математике. С 1919 г. преподавал физику и химию в колледже Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал заниматься философией. В 1928 защитил дис. по философии, в которой обосновывал идею приближенного знания. С 1930 г. Б. — профессор на фак-те литературы в ун-те Дижона, с 1940 — профессор Сорбонны, где до 1954 руководил кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории науки при Сорбонне. После 1954 г. — поч. профессор Сорбонны. С 1951 г. — кавалер Ордена Почетного Легиона. В 1961 г. стал лауреатом национальной премии в области литературы. В 30-х гг. Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том числе — психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе Новый научный дух (1934) Б. представил проектную формулировку неорационализма как подхода. В книге Формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного познания (1938) предложил термин и идею диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством радости. Другое направление исследований Б. связано с проблематикой творческого воображения . В книге Психоанализ огня (1937) он исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех символов. Осуществляя психоанализ огня, Б. выдвинул идею о существовании группы комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям. Среди них: комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей), который квалифицировался им как Эдипов комплекс умственной жизни; комплекс Эмпедокла (специфический зов огня, объединяющий инстинкты жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса (совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля, Гофмана и Гарпагона. В последующих работах — Вода и грезы (1942), Воздух и сны (1943), Земля и грезы воли (1948), Земля и грезы покоя (1948), — анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге Поэтика пространства (1957) Б. представил уже существенно переформулированную проблематику теории творческого воображения. Итоговой работой этого направления была книга Поэтика грез (1960). Как философ и методолог науки Б. опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления, познания и теорий познания нашего времени: Философское отрицание (1940) — ключевая работа первого периода творчества Б., отражающая основания его понимания неорационализма; Прикладной материализм (1949) — работа, излагающая техническую составляющую концепции Б.; Рациональный материализм (1953) — работа, содержащая последнюю, уточненную версию эпистимологии Б.и др. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко

Просмотров: 594
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Методы научного познания
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы научного познания
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь