ПРАТЕХНИКА (ГЕНЕЗИС ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК)

– совокупность условий, способствующих становлению орудийного (ручного) способа производственно-хозяйственной  деятельности  общества,  лежащего  в  основе  донаучного этапа технических наук. Если человека рассматривать как «животное, делающее орудия», зачатки «пратехники» обусловлены антропогенезом.  Генезис и становление технического знания обусловлен зарождающейся и развивающейся предметно-практической деятельностью человека, когда «первочеловек» в процессе антропогенеза переходил от стадии случайного использования природных предметов к постепенному их приспособлению и совершенствованию для повышения эффективности  своей  деятельности.  При  этом  прослеживается  тенденция  все более активного использования человеком предметов и процессов естественной природы. Элементы  донаучного технического знания обнаруживаются на самых ранних  этапах  антропогенеза.  Считается,  что  генезис  элементов  технического знания связан со становлением и развитием первичных форм общества. Практический опыт, накапливаемый обществом в процессе антропогенеза, и был положен в основу  «пранауки». Древневосточные «пранаучные» («пратехнические») знания  имели  прикладной  характер.  Это  было  преимущественно  рецептурноинструктивное  знание.  Древние  технологии  носили  магический  и  сакральный характер, постепенно получающий выражение в знаковых системах. Это была«божественная мудрость», которой владел служитель Бога (царь, жрец или писец). Древнегреческая «пранаука» («пратехника») уже характеризуется доминантой теоретического (спекулятивного) уровня анализа реальности, у неё уже отсутствует прикладная направленность. Более того, практические сферы деятельности не увязывались непосредственно с развитием науки. В это время начинает формироваться  представление  о  технике,  как  искусстве  изготовления  вещей,  но внимание уделялось не столько  развитию технического знания, сколько «достоверному знанию». В этот период сравнительно высокого уровня  развития получила техника (в сфере строительства, металлургий, ремесленного производства, кораблестроения  и др.). Соответствующие технические объекты требовали, как очевидно,  расчетов;  планов,  схем  и  т.п.  Техническое  знание  античной  эпохи опиралось преимущественно на практический опыт, метод проб и ошибок,  сложившиеся многовековые традиции. Но древнегреческие философы и учёные не замыкались в рамках умозрительного знания (Пифагор известен своими работами по приложению математики к исследованиям  природных закономерностей, Архимед  оставил  теоретические  работы,  обосновывающие  создание  технических объектов). Античность элементы научно-технического знания получала с Востока,  но  одновременно  эффективно  развивала  их  в  рамках  своей  цивилизации. Именно в условиях античной культуры  решались не только сложные техникотехнологические  задачи,  но  возникли  первые  элементы  научно-технического знания. В период Средневековья становление и развитие ремесленного производства требовало совершенствования технико-технологических форм деятельности (в сфере обработки метала, дерева,  в ткачестве и др.), поэтому в этот период закладывались  научные  и  технико-технологические  основания  грядущей  промышленной революции. В эпоху Возрождения и Нового времени на основе динамики Г. Галилея и математической физики И. Ньютона формируются предпосылки создания сравнительно целостной системы  естественнонаучного и техникотехнологического Знания. На базе взаимосвязи экспериментальных и теоретических  разработок  создаются  элементы  технознания.  В  рамках  промышленной революции XVIII в. происходит реальное формирование первых наук технического цикла.

Просмотров: 833
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ВИДЫ ЗНАНИЯ
  • ВНЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
  • Готовые знания
  • ДИНАМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • знания
  • знания
  • ЗНАНИЯ
  • Знания
  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • Знания
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Извлечение знания
  • КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Локальные знания
  • М.Фуко: От археологии медицины и гуманитарных наук к археологии знания
  • Научные знания
  • Нравственные знания
  • ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО—ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • СУЩНОСТЬ  ТЕХНИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ  
  • Теоретические и эмпирические знания
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • УРОВНИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь