МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

– основные концепции развития техники. Различают следующие две основных модели соотношения науки и техники: 1) линейная (один из наиболее ярких представителей О. Майер), особенно распространенная  в  50-60-е  гг.  XX  в.,  рассматривающая  технику  в качестве  простого  приложения  науки,  т.е.  как  прикладную  науку,  которая  за наукой признается функцию производства знания, а за техникой – лишь его применение,  доказывая,  что  наука  и  техника  представляют  различные  функции, выполняемые одним и тем же сообществом; 2) эволюционная (представителем которой  является американский  философ Г.  Сколимовский), которая развития науки и техники рассматривала как автономные, независимые  друг от друга, но скоординированные  процессы, решая вопрос о  соотношении науки и  техники следующим образом: а) наука на некоторых стадиях своего развития использует технику  инструментально, а  техника  использует  научные  результаты  также  в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и  производство (внутренний инновационный  процесс  происходит в  каждой  из  этих  сфер  по  эволюционной  схеме). Иногда считают, что главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени  общности проблем: технические проблемы более узки и более  специфичны.  Однако  в  действительности  наука  и  техника  составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему  ценностей. Такая упрощенная линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана сегодня неадекватной. Технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является  односторонней. Но не менее односторонней является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь  эмпирический характер  технического знания. Современная техника немыслима  без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых – технических – науках.

Просмотров: 2269
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКОН СТАДИЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ИНДИКАТОРЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • НАУКА И ТЕХНИКА
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру
  • СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  • Споры вокруг сущности и судеб науки и техники (Тейяр де Шарден, Габриель Марсель)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Техника семантических различий (техника семантического дифференциала)
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь