ФОМА АКВИНСКИЙ

(1225-1274) – видный представитель схоластики, магистр теологии, глава кафедры Парижского университета латинизированное имя которого «Фома» звучит как «Thomas», поэтому учение Фомы Аквинского и его последователей получило название «томизм». Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма против  язычников». На основании идеи Аристотеля о материи и форме он разработал концепцию утверждающую, что  каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению  к  миру, материальный мир –  возможность по отношению к Богу. Он сформулировал  проблему  соотношения  сущности  и  существования  (сущность предшествует существованию, так как сущности всех вещей содержится в Боге, и бог решает, будет ли вещь существовать и только в Боге сущность и существование совпадают). Природа человека рациональна: его  назначение – понимать и действовать с пониманием. Разум – причина свободы человека, но в нём и причина зла. Человек свободен, но грешит, потому, что забывает универсальные законы, открываемые разумом.  Аквинский выделяет три типа законов: вечный (это рациональный план Бога, данный в откровении),  естественный (универсальный порядок вещей, направленный к назначенной цели) и человеческий (суть которого «делай добро и избегай зла» – ему должен следовать человек). Человек обладает бессмертной душой, душа – это форма, которая организует тело и придает ему определенность. Он провозгласил единство веры и знания,  обосновал, что они согласуются между собой (задача науки – обоснование закономерностей мира, задача теологии – обоснование догматов религии). Вера стоит выше разума, но не противоречит ему. Истина может быть  лишь одна, она происходит от бога, поэтому опровергнуть христианские догматы средствами разума нельзя  (наука не должна вмешиваться в религию). Ему принадлежат пять рациональных доказательств бытия Бога: 1) доказательство от движения – всякое движение нуждается в  толчке,  следовательно,  должен  существовать  «первотолчок»,  неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом (им может быть только Бог); 2) доказательство от причины – в мире реализуются цепи причин и следствий, следовательно, должна существовать первопричина – Бог; 3) доказательство от необходимости – любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе, следовательно,  существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер (это и есть Бог); 4) доказательство от совершенства – все существующее может быть представлено как «лестница совершенств», она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог; 5) доказательство от целесообразности – все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано, следовательно,  существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.  

Просмотров: 1138
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Бог
  • БОГ
  • Бог
  • БОГ
  • Бог
  • БОГ
  • Бог
  • Бог
  • Бог
  • Бог
  • БОГ
  • БОГ
  • БОГ
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • БОГ УМЕР (или БОГ МЕРТВ)
  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • МОРАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь