БЭКОН ФРЭНСИС

(1561-1626) – английский философ-материалист, основатель экспериментального естествознания, утверждающий «знание-сила», убеждений  в  безграничных  познавательных  возможностях  человека,  поставивший задачу создания нового метода познания в соответствии с новым, материалистическим взглядом на природу. Основной труд – «Новый Органон» (1620). Свою научную программу Бэкон назвал «великое восстановление наук» и с этой целью разработал метод индукции. Рациональным, силлогическим выводам он не доверял,  считая  их  олицетворением  средневековой  схоластики,  а  прогресс  науки олицетворял с эмпирическим исследованием, считая источником познания чувственный опыт. Материальные тела состоят из движущихся «простых натур» (т.е. свойств тел), из сочетания  которых строятся сложные вещи. Познавая простые вещи, можно познать формы (так он называл законы  природы). При познании природы её надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. Основа познания  –  наблюдение за  свойствами. Бэкон выделял три пути познания: 1)«путь паука» – получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» –способ познания, построенный исключительно из наблюдений и  опыта, когда сбор разрозненных фактов не  даёт знаний о сущности предметов, называя этот способ познания «ползучим эмпиризмом» за поверхностность; 3) «путь пчелы» – идеальный путь познания, названный им индукцией (от лат. наведение), когда совершается  сбор фактов на основе исследования отдельных свойств (простых натур), их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах. Согласно Бэкону, индуктивный метод познания включает три процедуры: 1) при наблюдении за свойствами вещей – составлять полный перечень положительных случаев, (когда свойство  всегда присутствует в объекте); 2) составлять полный перечень отрицательных случаев (когда свойство не присутствует в объекте); 3) сравнить перечни положительных и отрицательных случаев, после чего  сделать вывод  о  факторах,  при  существовании  которых  исследуемое  свойство  всегда присутствует (т.е. сделать перечень случаев, когда свойство, как правило, присутствует). Существенное внимание Ф. Бэкон уделил причинам ошибок в познании, выделяя четыре фактора («идола», или «призрака»), мешающих успехам в познавательной деятельности: а)  идол рода – врожденное, естественное несовершенство человеческого разума –  «неровного зеркала», нередко приписывающего природе свойства, которыми она не обладает; б) идол пещеры  – индивидуальные особенности людей, получивших неодинаковое образование и воспитание, что определяет их предпочтения и пристрастия; в) идол рынка – неправильный выбор и  употребление  слов  приводит  к  непониманию между  людьми,  к  искажению знания; г) идол театра – слепое, некритическое следование авторитетным авторам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам.

Просмотров: 814
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • Бонавентура. Мистический путь познания
  • БЭКОН (BACON) Фрэнсис (1561-1626)
  • БЭКОН (BACON) ФРЭНСИС (1561-1626)
  • БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)
  • БЭКОН Фрэнсис (1561—1626)
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Дедукция (дедуктивный метод познания)
  • Индукция (индуктивный метод познания)
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Метод историко-психологического познания
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Метод научного познания
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Система познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы научного познания
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
  • ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь