АВЕНАРИУС РИХАРД

(1843-1896) –представитель второго позитивизма, создатель философского учения «эмпириокритицизмома» («критики опыта»). как учёный специализировался в области психофизиологии.  В 70-80-х гг. XIX века создал  свою  философскую  систему,  теоретическим источником которой были учения  Беркли и Юма. На основе их учения он феноменологически истолковал новые открытия в естествознании (радиоактивности в 1896 г., электрона в 1895 г., рентгеновских лучей в 1895 г.), которые послужили поводом к утверждению, что«материя исчезла» и все свойства физических объектов относительны (релятивизм). Уже в XX веке в этих целях стала использоваться специальная теория относительности А.  Эйнштейна. Важнейшими теоретическими составными частями философии эмпириокритицизма Авенариуса были: 1) программа «очищения опыта»; 2) теория «нейтральных элементов опыта»; 3) принцип «экономии мышления». В двухтомном труде «Критика чистого опыта» (1888-1890) Авенариус выдвинул  предложение  о  том,  что  задача  философии  состоит  в  «очищении» опыта от всего того, что может быть истолковано как признание объективности, т.е. независимости какой бы то ни было «реальности» от ощущений. Эмпириокритицизм исходит из субъективно-идеалистической предпосылки, названной им«принципиальной координацией» субъекта и объекта, неразрывности «Я» и «среды». По Авенариусу, не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Мир дан нам только в «принципиальной координации», действительной или  только возможной, т.  е.  как  опыт. «Очищение»  опыта  служит  интересам научного мышления, считает Авенариус. Научное мышление должно освободиться от  привнесенных компонентов, в частности, оценочных и антропоморфических. Первые, оценочные – это этические и эстетические оценки, присоединяемые наивным мышлением к предмету и рассматриваемые так, как если бы они характеризовали сам предмет (мы называем предмет хорошим или дурным, красивым или  безобразным, но эта наша оценка не выражает свойств предмета). Вторые, антропоморфические – делятся на три группы: а) мифологические, б) антропопатические, в) интеллектуально-формальные. Для научного познания особое значение имеют интеллектуально-формальные привнесения. Здесь Авенариус расходится с Кантом, который  считал необходимым для научного познания наличие априорных категорий, т.е. до опытных наиболее общих понятий, например, закономерность, причинность и др. Он же считает, что они должны быть устранены как  произвольные привнесения. Прежде всего,  Авенариус  подвергает критике понятия  субстанции и  причинности.  Он считает, что  в  описываемой физикой картине мира представлены атомы, приводимые в движение силой.  Но в опыте мы имеем лишь ощущение силы, а не саму силу или атомы. Точно также в опыте мы знаем, что одно явление следует за другим, но не саму причинность. Аналогично обстоит дело и с субстанцией. Субстанция – это нечто с чем мы связываем изменения, некий «идеальный пункт». Поэтому «субстанция отпадает и остается ощущение». «Чистый опыт» Авенариуса – это содержание человеческого сознания, «очищенное» от  объективной действительности как его источника, от субстанции, от причинных связей, от ценностных и антропоморфических представлений. Этот «чистый опыт» и есть предмет познания. Само понятие «опыт» позволяет его трактовать как материалистически, так и идеалистически. Он понимает «опыт» идеалистически как состояние сознания. Чтобы избежать солипсизма, он предлагает выделить «элементы опыта», а именно: 1) телесные вещи и б) не телесные вещи – воспоминания и вещи-фантазии. Первые характеризуются как«живые чувства в широком смысле», вторые – как «неживые чувствавоспоминания и чувства-фантазии». Если элементы опыта берутся в отношении к индивиду, то они зависят от него и являются субъективными, если по отношениюк среде, то не зависят от индивида и являются объективными. В этом суть «нейтральности элементов опыта», т.е. как бы существования вне дилеммы материализма и идеализма.

Просмотров: 1639
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Задача технологии как науки
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Фрейм -«как если бы»
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь