Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков)

– процесс приписывания облеченными властью людьми обобщенных негативных характеристик отдельным категориям лиц, приводящий к вызыванию или усилению этих поведенческих характеристик. Навешиванию ярлыков подвержены такие влиятельные группы, как полиция, работники правоохранительной системы, журналисты, социальные работники. В результате люди стремятся оправдать, подкрепить негативные ярлыки (например, «наркоманы» или «психически больные»), усиливая соответствующее поведение. В таких случаях довольно трудно предотвратить последствия навешивания ярлыка. (См. СТИГМА.) Отдельные лица или группы людей, имеющие ярлыки, могут приобрести так называемую девиантную идентичность. Согласно распространенному определению, ДЕВИАНТНОСТЬ – это не качественная особенность совершаемых человеком действий, а следствие применения санкций и правил другими людьми.

С одной стороны, представления социологов о последствиях навешивания ярлыков могут показаться тривиальными, как в известной поговорке: дай собаке плохую кличку – и можешь ее убить. С другой – в рамках одного из теоретических подходов в социологии, так называемого символического интеракционизма, теория навешивания ярлыков привлекает внимание к некоторым особенностям социального поведения людей: 1) поведение человека сильно зависит от социальных ожиданий окружающих; 2) не всегда успешно объясняя девиантное поведение, некоторые подходы «научной» (или позитивистской) социологии (например, генетические теории преступного поведения) сами ушли недалеко от навешивания ярлыков; 3) распространенные в современном обществе ярлыки, которыми пользуются отдельные люди и организации, часто опираются на стереотипные представления о тех или иных категориях населения (см. СТЕРЕОТИП); 4) индивиды, попавшие в тиски ярлыков, все больше исключаются из обычного социального взаимодействия; 5) официальные лица, склонные к навешиванию устойчивых ярлыков, в частности социальные работники, правительственные чиновники, способны оказать сильное влияние на жизнь людей.

Теорию навешивания ярлыков можно рассматривать в рамках социально-интеракционистского подхода к решению социальных проблем. Противники теории указывают, что она переоценивает значимость навешивания ярлыков, не уделяя должного внимания внутренним предпосылкам отклоняющегося поведения. Тем не менее социальным работникам следует знать о последствиях навешивания ярлыков, во-первых, потому что многие клиенты социальных служб страдают от этого и, во-вторых, потому что нужно учитывать собственную роль в этом процессе. Необходимость компенсировать серьезные последствия навешивания ярлыков находится в центре внимания служб социального обеспечения, работающих над искоренением дискриминации в социальной работе и общественной жизни.

Просмотров: 2324
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  •  «НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ» ТЕОРИЯ
  • Ассертивность, или настойчивое поведение,
  • Ассоциация работников социальных служб
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Моделирование поведения похожих людей
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Навешивание ярлыков
  • Навешивание ярлыков
  • Навешивания ярлыков теория
  • НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ, ТЕОРИЯ
  • НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ТЕОРИЯ
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии
  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (или девиантное) ПОВЕДЕНИЕ
  • Развитие социального поведения людей
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • Теория навешивания ярлыков
  • ТЕОРИЯ НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ (ЛЕЙБЛИНГА)
  • ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)
  • Теория ярлыков
  • Теория ярлыков
  • Техника наклеивания ярлыков
  • Целе- или, и инструментально-рациональное поведение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь