ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ

(от лат. deficit — недостаток...) — фактическая нехватка времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операции человеком, группой людей, машиной. В инженерной психологии и психологии труда понятиие Д. в. употребляется в двух значениях: 1) недостаточное, ограниченное время на выполнение некоторой работы (лимит времени); 2) острый недостаток, соответствующий возможности человека выполнять определенные действия. В этом случае Д. в. рассматривается как стресс-фактор. Острый Д. в. (т. е. во втором значении) характерен в основном для аварийных ситуаций и некоторых критических режимов функционирования управляемого объекта, лимит времени — для многих видов трудовой деятельности, связанных: а) с приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временном режиме (напр., диспетчерский труд), б) с высоким темпом осуществления сложной исполнительской деятельности (напр., конвейерный труд), в) с разным сочетаг нием первых двух факторов (напр., труд летчика). Д. в. является относительным понятием. Это выражается как в самом факте Д. в. (есть он или нет), так и в его абсолютном временном значении, которое зависит от вида выполняемой деятельности. Для процессов приема информации это доли секунды, а для процессов переработки информации и принятия решения — секунды и даже десятки секунд. Чем сложнее и опосредствованнее деятельность, тем больше абсолютные значения могут быть недостаточными (дефицитными) для ее выполнения. Основными предпосылками возникновения Д. в. являются: 1) высокий темп поступления сигналов, требующих немедленного реагирования; 2) кратковременность существования сигнала; 3) большой объем информации, одновременно поступающей к оператору; 4) резкие, внезапные нарушения, требующие экстренного вмешательства человека: 5) индивидуальные качества оператора, недостаточная обученность, неблагоприятное функциональное состояние, недостаточное быстродействие, недостаточная выраженность профессионально-важных психологических качеств и т. д.; 6) неудачная организация труда и рабочего места; 7) дискомфортные внешние условия деятельности оператора. Д. в. оказывает как положительное (оптимизирующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние на деятельность оператора. Организующее влияние связано преимущественно с лимитом времени и опосредствуется целесообразной перестройкой деятельности, направленной на сохранение надежности и эффективности ее выполнения в усложненных условиях. Дезорганизация деятельности возникает преимущественно в условиях острого недостатка времени на выполнение требуемых действий (напр., в аварийных ситуациях). Такая дезорганизация сопровождается психическим напряжением, ошибками, импульсивностью действий и неадекватностью реакций.

Просмотров: 2447
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Безопасные условия для человека
  • Внешние факторы трудовой деятельности
  • Время, необходимое для возникновения звукового сигнала
  • Затягивание времени для ответа
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Предварительное предоставление правдивой информации о предстоящей деятельности (ознакомление с реальными должностными обязанностями)
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Рационализация процессов деятельности
  • СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь